Мифы и правда о том, как учится мозг
Руководитель международного департамента Стратегии Образования компании Promethean Джон Коллик (John Collick) развеивает популярные мифы о мозге и рассказывает, как использовать открытия нейронауки для достижения максимального эффекта в обучении.
Нейромифы
Благодаря магнитно-резонансной томографии (МРТ), за последние 15 лет человечество узнало о мозге больше, чем за все предыдущие годы. Многие прошлые представления были опровергнуты последними открытиями в области нейронауки. Но некоторые так прижились, что в них продолжают верить миллионы людей. Вот только самые популярные из них.
- Миф первый: мы используем только 10 процентов нашего мозга.
Сложно понять, откуда взялась эта идея. Ее приписывают Генри Форду и даже Альберту Эйнштейну. Скорее всего, это сказали врачи 19-го века, которые сами понимали мозг лишь на 10 процентов.
Правда:
Мы всегда используем весь наш мозг, потому что мозг сам не позволяет себе быть неэффективным. Он всегда старается использовать как можно больше самого себя с максимальным полезным действием.
- Миф второй: левое полушарие отвечает за логику и имеет дело с языком и числами, а правое полушарие — за творчество и искусство и реагирует на музыку, формы и цвета.
Идея о том, что мозг разделен на две половины, появилась в 1970-х годах. Это очень грубая модель, которая искажает действительность.
Правда:
Да, у мозга есть разные части, и они работают по-разному. Но все устроено гораздо сложнее.
- Миф третий: разные люди учатся по-разному, в зависимости от их стиля обучения.
Принято считать, что часть людей воспринимают информацию визуально, другие — на слух, а третьи запоминают кинестетически, то есть реагируют на движение.
Правда:
Эта теория была опровергнута в 1990-х годах, но до сих пор люди по всему миру говорят о разных стилях обучения.
- Миф четвертый: по мере того, как мы становимся старше, мы хуже учимся и запоминаем.
Согласно этой точке зрения, пик интеллекта приходится на поздний подростковый возраст. А с 20 лет способность учиться, понимать и запоминать начинает ухудшаться, и нужно просто сдаться.
Правда:
При условии, что мозг не будет страдать от какого-либо серьезного когнитивного заболевания в более позднем возрасте, продолжать учиться и развиваться можно на протяжении всей жизни.
Как работает мозг на самом деле
Мозг состоит из миллионов тонких клеток, на концах которых есть набор ответвлений. Вдоль них располагаются нейроны, похожие на крошечные узелки.
Когда у человека появляется мысль, импульс, электрический заряд, проходит по клетке мозга и достигает конца нейрона. Он преобразуется в химическое вещество, называемое нейротрансмиттером, и «перепрыгивает» к следующей клетке мозга через зазор между нейронами, где снова превращается в заряд и продолжает движение.
Химическое вещество сохраняется в течение нескольких минут, что соответствует продолжительности кратковременной памяти.
Если импульс пройдет только один или два раза, зазор между нейронами исчезает и больше не будет функционировать. Но если сигнал продолжается, передача становится быстрее и быстрее с каждым разом. Пока, в конце концов, зазор физически не закроется и не станет постоянной связью.
Можно представить человеческий мозг как лес или рощу. Если пройти через лес всего однажды, тропинка очень быстро исчезнет. Но если ходить одним и тем же путем день за днем, неделю за неделей, дорожка станет видимой. Примерно так работает мозг: повторяя действие, мысль или идею, которые создали первый переход через нейронную связь, мы укрепляем ее, и она становится постоянной. У молодого человека это занимает около двух недель.
Долговременная память
Многие помнят, как учились кататься на велосипеде. На это, как правило, требуется около двух-трех недель, пока в голове образуется постоянная нейронная связь. Разучиться кататься на велосипеде невозможно именно благодаря ей.
Постоянная связь — это анатомическое изменение. В мозге создается не одно соединение, а сложная структура — энграмма. Это происходит все время: каждый день, каждую минуту. Все ощущения, которые испытывает человек, поступают в мозг, и мозг их фиксирует. Именно поэтому люди хорошо распознают образы и реагируют на них, запоминают лица.
Ложные воспоминания
Даже когда мозг просто отдыхает и ничего особенного не делает, он использует до 20 процентов всей энергии, потребляемой человеком, — это очень много. Мозг изо всех сил стремится сокращать ее и действует по принципу: меньше энергии — максимум эффективности. Для этого мозг даже изменяет память.
Например, когда ребенку было пять лет, он отправился на море с семьей. Он сидел на пляже и ел мороженое. От всех ощущений — вкус, шум волн, солнечный свет и виды вокруг — сформировался некий образ в мозге, который стал воспоминанием.
Став старше, уже подростком, он снова отправляется на море. Это будет другое место, другой пляж и мороженое с другим вкусом. Но человеческий мозг смотрит на образ, созданный им ранее, и на образ, который создается в моменте, и решает: «Окей, эти паттерны настолько похожи, что я объединю их в один». Вместо двух отдельных воспоминаний появляется «мастер-воспоминание».
В следующий раз, когда человек решит поехать на море, мозг снова скажет:
«У меня уже есть в запасе похожая картинка, поэтому снова просто объединим их вместе».
Многие воспоминания, о которых люди думают, что они настоящие, на самом деле, — мета-воспоминания, созданные мозгом для большей эффективности и меньшего потребления энергии.
Это приводит к очень интересному феномену, известному как дежавю — когда человеку кажется, что с ним уже происходило некое событие или он находится в знакомом месте, даже если он там в первый раз.
Запоминание деталей
Люди часто обнаруживают, что могут помнить вещи до определенного уровня детализации, но после этого все становится немного размытым, трудно сосредоточиться. Обычно это происходит с лицами. Мы не можем вспомнить, как выглядели наши бабушки и дедушки на самом деле, и это вызывает беспокойство.
Есть две причины, почему так происходит:
- Мозг помнит, пока считает это полезным.
Запоминание деталей прошлого для него — это трата места и вычислительной мощности.
- Мозг склонен создавать мастер-воспоминания.
Поэтому память о человеке из прошлого — это, вероятнее всего, составное воспоминание о нем в разных местах и в разное время, слитое воедино. Вместо деталей мозг предлагает архетип.
Как знания о мозге сказываются на обучении
- Многозадачности не существует.
Поскольку мозг хочет быть максимально эффективным, он может обрабатывать три мысли одновременно. Если мыслей больше, это становится трудным. Энергопотребление, вычислительная мощность увеличивается, и мозгу это не нравится, он начинает бороться, работая хуже. Поэтому идея многозадачности — это миф!
- Лучший способ учиться — играть.
Когда играют млекопитающие высшего порядка, такие как кошки, собаки или люди, они практикуют действия, которые необходимы для выживания. Эти действия навсегда отпечатываются в долговременной памяти.
- Серотонин улучшает способность учиться и запоминать.
Если человек пытается что-то сделать и добивается успеха, в мозге выделяется химическое вещество — серотонин. Он работает, как масло для мозга, улучшая его работу. НО! Если сделать что-то и потерпеть неудачу, уровень серотонина повышается намного-намного сильнее. Поэтому люди лучше всего учатся, когда… терпят неудачу. Даже наблюдение за ошибками других людей, повышает уровень серотонина, поэтому фраза «учиться на чужих ошибках» работает.
Нужно не бояться неудач и думать о них, как о чем-то позитивном.
- Проблемы с математикой — это нормально.
Мозг может обрабатывать только три понятия одновременно. Это относится и к числам.
Возьмем два племени. Пираха имеет свою систему счета: 1, 2, много. Система исчисления племени Мундуруку: 1,2,3,4,5, много. Дальше они не считают.
Для человеческого мозга традиционная числовая линия — это то, что трудно понять. На уровне инстинктов дети понимают соотношения. Но в процессе обучения эти понятия перевернуты.
- Счастливые дети учатся лучше.
Эмоции очень важны в обучении. Возможно, это одно из самых главных открытий нейробиологии за последние 20 или 30 лет.
Если посмотреть на изображение человеческого мозга, будет видно маленькую зеленую каплю — миндалевидное тело. Это небольшая часть мозга, которая управляет и контролирует реакции на стресс.
Когда человек находится в опасной или стрессовой ситуации, миндалевидное тело:
- посылает сигнал остальной части тела, чтобы подготовить его к борьбе или бегству. Это повышает уровень адреналина, увеличивает скорость крови и учащает дыхание;
- посылает сообщение в мозг, приказывая ему перестать думать, остановить сознательное мышление. По сути, намеренно делает мозг глупым. Ведь, если тратить время и энергию на размышления, можно проиграть в борьбе за выживание.
Проблема с миндалевидным телом заключается в том, что оно предназначено для враждебной среды 100 000 лет назад, а не для современности. Оно не может отличить угрозу жизни от слабовыраженного ежедневного стресса. Это означает, что стресс и негативные эмоции физически снижают способность мозга думать.
Лучшая среда для преподавания и обучения — это безопасная и спокойная среда. Счастливые дети учатся лучше, несчастные или напуганные — борются, и это настоящий биологический факт.