Методобъединения: в чем их реальная польза и выгода для школы
Если методические объединения создают, значит, это кому-то нужно. Чем они полезны для учителей и администрации? Можно ли получить доплаты за членство? Оправдывают ли они свою работу? Разбираемся в этом вместе с учителями из Москвы и регионов.
Какими бывают методобъединения
Методические объединения (МО) бывают школьными, муниципальными, региональными и всероссийскими.
На уровне конкретного учебного заведения МО объединяют учителей одного предмета. Если на всю школу приходится всего два историка или один географ, их прикрепляют к более крупным единицам — школьным методическим объединениям. Есть ШМО учителей гуманитарных дисциплин, естественно-научного профиля, точных наук. Кроме того, существуют объединения классных руководителей, учителей начальных классов, руководителей школьных кружков.
На муниципальном уровне МО разрабатывают единые стандарты преподавания того или иного предмета и проводят муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников. От ее результатов зависит рейтинг и конкретных учебных заведений, и муниципалитета в целом.
Региональные и российские МО сегодня по факту существуют только на бумаге, никакой самостоятельной активности у них нет. Хотя еще 10 лет назад в Москве перед началом учебного года и на зимних каникулах проходили городские собрания методобъединений.
«Ценность этих собраний была в том, что учителя из разных школ и даже регионов общались между собой. Но после того, как в государственной политике в образовании был выбран путь минимизации общественного диалога, собрания учителей стали считать ненужными и даже опасными. А вдруг учителя истории выступят против новых программ, которые вот-вот будут утверждены и станут единственными и обязательными? Или словесникам не понравятся учебники, предлагаемые издательством «Просвещение»?» — объясняет Всеволод Луховицкий, учитель русского языка в школе «Интеллектуал», член совета МПРО «Учитель».
Какие задачи решают МО в школе
В интернете огромное количество типовых положений о методических объединениях. Если не обращать внимания на предметную специфику, то задачи у всех МО примерно одинаковые. Это:
— развивать профессиональный потенциал педагогов;
— знакомить учителей с современными методиками и технологиями;
— координировать усилия и совершенствовать методики преподавания.
Председатель первичной профсоюзной организации «Альянс учителей» из города Копейска Челябинской области Данил Плотников подтверждает: эти задачи по-прежнему актуальны. Одно время в его школе вообще упразднили методобъединения, но, видя, что экзаменационные результаты учеников снизились, стали их возрождать.
Однако эффективность ШМО наши собеседники оценивают невысоко. Всему виной загруженность учителей: например, Данил Плотников в неделю проводит в школе 38 (!) уроков. В «Интеллектуале» учебная нагрузка у штатных педагогов небольшая (выручают совместители), но почти у каждого — несколько мест работы. При таком раскладе неудивительно, что и в Москве, и в Копейске ШМО собираются два-четыре раза в году.
Чем реально полезны МО
Администрации
Директору школьные методобъединения пригождаются для решения кадровых задач. Коллеги Всеволода Луховицкого по профсоюзу постоянно рассказывают ему о ситуациях, когда на урок к неугодному учителю директор приходит в сопровождении завуча и… председателя ШМО.
«По идее, этот человек должен помогать коллеге-учителю, защищать его от директора. Но чаще всего происходит наоборот. Председатель ШМО ищет недостатки конкретного урока, за которые можно уцепиться, чтобы снизить коллеге стимулирующие выплаты или вообще принудить его уйти из школы», — поясняет эксперт.
Учителям
В школах, где работают активные учителя, методобъединения могут выступать заменой неэффективного профсоюза. Они становятся важным связующим звеном между учителями и администрацией в финансовых и управленческих вопросах.
«В «Интеллектуале» я заведовал кафедрой (методобъединением) социально-гуманитарных дисциплин: распределял нагрузку своих коллег, представлял директору все учебные программы и тематические планы. Насколько я знаю, в большинстве школ такого нет. Это плохо, потому что для учителей вопрос распределения нагрузки самый важный. От него напрямую зависит размер зарплаты», — приводит пример Всеволод Луховицкий.
Распределение стимулирующих выплат — еще одна важная задача методобъединения:
«В подавляющем большинстве школ учитель сам долго-долго собирает доказательства своей работы. Затем он все сдает секретарю и дальше просто ждет решения директора. Очень часто педагог остается этим решением недоволен и просто теряет интерес к работе. В нашей школе завкафедрой сначала распределяет баллы в присутствии коллег. После идет к директору и защищает свои выкладки вместе с другими завкафедрами. Директор, понимая, что все его решения получат огласку, подходит к распределению стимулирующих максимально объективно, и конфликты сводятся к минимуму», — рассказывает Луховицкий.
Что касается денег, то, так как нет закона, который обязывал бы создавать ШМО, нигде не сказано, должны ли учителя получать надбавки за эту работу.
Всеволод Луховицкий признается, что в Москве он не знает ни одного педагога, который бы получал за руководство ШМО больше 3000-5000 рублей, что по меркам столицы очень мало.
В городе Копейске Челябинской области руководство ШМО не приносит даже таких денег. Зато надбавку в 15 тысяч рублей и преимущество при аттестации на высшую категорию имеют руководители муниципальных методобъединений.
«Провинция живет бедно, поэтому на эту должность в муниципальном управлении образования назначают своих людей», — категорично заявляет Данил Плотников.
В целом выходит, что методические объединения школе все-таки нужны. Но не в том виде, когда они существуют исключительно в интересах директора, а как независимые общественные организации, в которых учителя решают учебные и профессиональные задачи. В том числе — по защите своих трудовых прав.