Маленькие гении

Обобщенный портрет одаренного ребенка

Информация для родителей
Знаете ли вы, что:
* Одаренные дети обладают многими потребностями, которая стандартная образовательная система не учитывает.
* Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его «нормальные» сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями окружающего мира.
* Одаренные дети уже в раннем возрасте могут не только поступить в институт, закончить его, и даже защитить диссертацию.
* Для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы — это начало будущей новой деятельности.

Как же понять, является ли ребенок одаренным? Какими особенностями, характерными чертами обладают одаренные дети? При всем индивидуальном своеобразии проявлений одаренности, существует много черт, характерных для большинства детей. Можно нарисовать обобщенный портрет одаренного ребенка.

Все одаренные дети обладают следующими особенностями развития познавательной сферы:

  1. Любознательность. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового. Оно проявляется в поиске новой информации в исследовательской активности (желание исследовать строение предметов).
  2. Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблему там, где другие ничего необычного не замечают, — важная характеристика творчески мыслящего человека.
  3. Склонность к задачам дивергентного типа — разнообразные проблемные, творческие задания. Главная особенность этих задач — они допускают множество правильных ответов. В традиционном обучении практически все задачи предполагают лишь один верный ответ (конвергентные). Одаренные дети отличаются повышенным интересом к дивергентным задачам. Создаваемые этими задачами ситуации требует поиска разных подходов решения.
  4. Оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи.
  5. Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые альтернативные стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении) от явлений одного класса к другим.
  6. Легкость генерирования идей характерно как реакция на проблемную ситуацию.
  7. Беглость мышления может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (рисунки, сочинения и др.).
  8. Легкость ассоциирования. Проявляется в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются. Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем обычные сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, событиями, и эти связи могут быть нетрадиционны и непривычны.
  9. Высокая степень концентрации внимания и отличная память.

Также все одаренные дети имеют сходные особенности психосоциального развития:

  1. Самоактуализация. У одаренных детей ярко выражено стремление реализовать свои личностные возможности и раскрыть свой внутренний потенциал. Стремление к самоактуализации считается главным побудительным мотивом творчества.
  2. Требовательность к результатам собственной деятельности – стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Одаренные дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы.
  3. Социальная автономность – стремление противостоять мнению большинства, относительная свобода от общепринятых ограничений. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства.
  4. Лидерство. Одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора, приобретая опыт принятия решений. Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей.
  5. Соревновательность – склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений – важный фактор развития личности, закалки характера. Однако соревноваться необходимо не столько с обычными, сколько с такими же одаренными детьми. Конкуренция с более сильными детьми при соблюдении ряда педагогических условий дает хорошие результаты.
  6. Особенности эмоционального развития — повышенная уязвимость. Способность улавливать то, что осталось незамеченным другими, сочетаясь со свойственным им эгоцентризмом, приводит к тому, что они все принимают на свой счет. Поэтому внешне нейтральные замечания, реплики, действия могут оказывать сильное воздействие на одаренного ребенка.

(Продолжение следует)
Источник: mrc.kpk1.ru