«Гвозди бы делать из этих людей…»

Категории: Статьи

Тэги: ,

Заметки учителя о нелегкой работе педагога

 


Мастерство педагога – великий труд и опыт, который нарабатывается с годами. Лет восемь назад я догадываюсь о том, что значит воспитывать детей, обучать и часто контролировать, однако к сущности этого тяжёлого процесса приходишь не сразу. Меня в прекрасном смысле поражают люди, способные одним взглядом и замечанием успокоить целый класс и задать рабочий ритм, получить результат и воспользоваться современными технологиями. Я морально закаляюсь, общаясь с детьми-школьниками и самими учителями-наставниками. Спасибо справедливой администрации БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углубленным изучением отдельных предметов», позволяющей работать во благо школьного сайта и нести ученикам и читателям доброе и светлое. Иногда если не мы, учителя, расскажем о нелёгкой работе педагога, то за нас это качественно мало кто сделает.

Наверняка человек должен оправдывать то, что у него есть и что он решил показать людям. Я говорю о накопленном опыте и знаниях, которые постоянно обновляются от посещения курсов повышения квалификации в Институте Развития Образования Омской Области, от изучения разнообразной литературы. Мы также приобретаем от общения с православными священнослужителями, насыщающими процесс обучения особым смыслом. Испокон веков Православие и Образование идут в ногу со временем, и эти «области» пересекаются. Не зря работают специалисты Омской епархии, а некоторые детские сады являются их базовыми площадками в рамках действующих семинаров и мастер-классов.

Благое дело, когда учитель и ученик верят в свои силы и не сомневаются, что они способны дополнять друг друга и обмениваться благостной энергией, трудясь плодотворно. Нередко срывается учебный процесс – урок находится на гране саботажа. Две стороны: учитель и ученики – могут помочь друг другу, а могут и махнуть рукой, пустив на самотёк ценное дело. Многое зависит не от потусторонних сил. Дорогу осилит идущий!

– Занимать их надо, мотивировать, используя технологии, – объясняет Анна Павловна, учитель ИЗО и черчения. – Нельзя начинать урок, когда дети вас не слушают, когда отвлечены на посторонние вещи. Спрашивать нужно ровно столько, сколько вы им даёте. И не меньше.

Дисциплина на её уроке – первейшее, что должно быть в классе во время учебного процесса. Когда вы правильно сидите, слушаете, смотрите на учителя и думаете о предмете, то знания «осядут» в голове гораздо лучше. Забивать их криком, как молотом, не придется.

Вот уж кто не позволит ни огрызнуться, ни даже косо посмотреть – Галина Александровна, учитель алгебры и геометрии – страшных в моём детском прошлом предметов. Галина Александровна открыла в школе математические классы, её педагогический стаж перевалил за пятьдесят лет. Я бы сейчас наградил её «Героем труда». Она забаррикадируется тетрадями на проверку, как боеприпасами или медалями. Охотно расскажет о своей жизни, поведает истории о матери всех наук – о самом важном «граните науки» в мире – математике.

Я пью воду около кабинета Галины Александровны и слушаю – она рассказывает о синусах и косинусах, углубляясь в тему, скрепит на доске мелом. Ловлю себя на мысли, что она вроде бы одна в кабинете. Немного заглядываю и вижу, как в полной тишине постигает сложную дисциплину одиннадцатый класс. Ещё помню, заходя в кабинет, она взглядом заставляет исчезнуть в руке популярный «гаджет» – мобильный телефон с интернетом. Волшебство на уроке, не зовите знаменитого Кашпировского.

Я не думаю, а знаю, что такие люди, как Анна Павловна или Галина Александровна запросто становятся интереснейшими персонажами у классиков – у Валентина Распутина, Виктора Астафьева или Чингиза Айтматова, например. Мнения этих педагогов придерживаются на методических объединениях и на образовательных площадках. Я лично слышал, как их достижения и сами личности ставили в пример в двух колледжах и в коллективе Институте Развития Образования Омской Области.

Без крепкого мужского плеча и физического труда в школе не обойтись. Любой ремонт согласуется с директором, затем приступает к работе заместитель по хозяйственной части, потом берёт в руки инструмент компетентный в сфере человек – учитель технологии. В БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углубленным изучением отдельных предметов» – это Александр Александрович Дудкин. Хватка у него крепкая, словно у медведя, руку он сожмёт так, что мало не станет. Если учитель не на уроке, не выпиливает и не делает с ребятами поделки для соревнований, то в руках у него электродрель или отвёртка. Оставаясь постоянно серьёзным и внимательным, этот человек никогда не отказывается помочь. Нет в школе учителя, которому он бы не помог по хозяйственной части: стулья, столы и шкафы – обращайтесь, выручит.

Работают в Омске специалисты, которые помогают учителю в школе и тогда, когда их там фактически нет. Их работа в целом и запланированные мероприятия улучшают учебный процесс заочно. Я бы хотел рассказать о том, как специалист Омской епархии Светлана Петровна Баранцева помогает педагогам совершенствоваться. Приглашая, откомандировывая, по сути, на различные площадки, где поднимаются вопросы образования, духовности, нравственности, гражданственности, специалист Епархии оказывает серьёзное влияние на вашу дальнейшую работу. Если вам дают возможность выступить или появиться на определённом мастер-классе или форуме, значит, вы достигший результата педагог и вас ценят за работу прежде всего. Поднятая вами планка способна обновить багаж опыта других приглашённых участников педагогического процесса, здесь вы также не имеете права быть в стороне. Ещё морально готовясь к предстоящему выезду, вы работаете усерднее, чтобы администрация школы отпустила вас на мероприятие со спокойной душой. Светлану Петровну Баранцеву не только я называю большим помощником омского образования, но этого мнения придерживаются многие директора школ и заведующие детскими садами. Она хорошо знает, что делается в школах, знает педагогов с эффективным опытом работы. Ведь сама она в образовании работает уже 46 лет. Внесена в Книгу почёта муниципальных работников образования, отмечена государственными и общественными наградами.

Я наблюдаю за учителями и, мало того, – я сам учитель. Работа в школе это вряд ли одно спокойствие, как легко и мило объясняет человечек по прозвищу «Счастье» – Карлсон, который живёт на крыше. А я сознаюсь: показывал обе части этого великолепного советского мультфильма на английском языке девятиклассникам, так некоторые прослезились. И сказали, что это был самый лучший урок в четверти. Сначала они, правда, не хотели его смотреть, со знанием дела советовали скачать «Губку Боба», «Гравити фолз» или «Холодное сердце». Признаю, что перечисленные мультфильмы тоже хорошие, но всё равно уступают многим советским. Мы, учителя, можем к лучшему изменить мировоззрение детей, их восприятие действительности. Простыми, но запоминающимися вещами мы докажем, что мир интересен, его только нужно понимать.

«…Гвозди б делать из этих людей: // Крепче б не было в мире гвоздей». (Николай Тихонов, строчка из «Баллады о гвоздях»)

Что касается строчки-названия моего небольшого материала – это из стихотворения поэта Николая Тихонова. Я вспомнил эту строку, когда на литературном объединении член Союза писателей России Николай Трегубов упомянул уже в своём стихотворении, к сожалению, малоизвестных омских педагогов. Я вспомнил не только вышеупомянутых людей, но и многих других. Писать и говорить о них стоит по одной лишь причине – они нужны и на них стоит равняться поколениям. О них необходимо рассказывать в СМИ, они – наш пример и духовный оплот.

P.S.: Мимо меня проходит по коридору девушка, которая слушает музыку в наушниках. Неустанно глядя в светящийся экран сенсорного телефона, она находится в интернете. Если каким-нибудь чудом ученица восьмого класса заглянет на сайт, где опубликован материал об учителях, которых она знает, представляете, какое у неё будет удивление?! Она вдруг поймёт, что рядом необыкновенные люди!

Виктор Власов