Лесная школа
Сюжетно-ролевая игра в летнем лагере, для всех возрастных групп
На период подготовки к игре создается «Штаб сотрудников школы». В него входят старшие ребята, «директор» со своими «заместителями» и «учителя». Они разрабатывают программы занятий, составляют расписание «уроков», оборудуют место работы «школы», проверяют «домашние задания», устраивают «перемены» и организуют «внеучебный» труд».
Включить в игру младших ребят помогут:
* Красочное объявление об открытии в лагере «Лесной школы» для всех, кто бережет природу, любит загадки, умеет рисовать.
* Полусерьезная беседа о перспективах, важности и полезности обучения в «Лесной школе».
* Вручение красочных пригласительных билетов, в которых оговариваются правила приема в «школу».
Туда принимаются ребята, которые любят лес, животных, птиц, насекомых; поют песни; знают стихи, скороговорки, пословицы. При записи в школу ребята должны предъявить свои рисунки или поделки на выставку «Лес — страна чудес». С «поступающими» «учителя» проводят «собеседование»: задают загадки, головоломки на разные темы.
* Пригласить в школу можно и с помощью зашифрованной телеграммы или письма.
* Информация об открытии «Лесной школы» на страницах «Живой газеты» во время очередной линейки. (Там же объявляется место и время записи)
Занятия в «Лесной школе» рекомендуется проводить 4-5 раз в смену. Каждая встреча — «учебный день» — продолжается 40-60 минут, в течение которых проводятся 4-5 уроков по 10-15 минут каждый.
Примерные темы уроков:
* «Зеленая аптека»,
* «Птичьи известия»,
* Цветочная клумба,
* Лесная книга,
* Грибное лукошко,
* Лесной зверинец и др.
Ведут уроки: Айболит, Анюта-Глазка, Лесовичок, Белый Гриб, Сороки-Тараторки.
Директор — Берендеев, звуч — Ела Лесведовна и сотрудники школы встречают учащихся школы, проводят контрольные работы, организуют перемены, внеурочные мероприятия.
Для оформления игры необходимы: вывеска «Лесная школа», расписание уроков, дневники (для каждой группы); красочный, яркий звонок; костюмы сказочных персонажей и т. д.
На занятиях младшие ребята узнают много интересного, в том числе о растениях-барометрах и о цветочных часах; получат ответы на разные вопросы, например, сколько лет живут иголки сосны, как определить возраст дерева, не спиливая его. Все это делается в увлекательной форме с широким использованием игровых приемов.
Например, «говорящие» цветы, грибы, насекомые (дети в костюмах ромашки, подосиновика, стрекозы) расскажут о себе: где обитают, почему так называются, какую пользу приносят людям. Рассказы сопровождаются танцами, пением, чтением стихов.
Используя загадки-рисунки, учителя проводят викторины, например, «Приметы ясной и пасмурной погоды». В качестве домашнего задания ребята рисуют отгадки к загадкам, придумывают сказки леса, сочиняют песенки с участием лесных жителей, имена которых удалось разгадать.
В «Лесной школе» работает «Справочное бюро»: на переменах дети опускают в специальный ящик вопросы, а затем на уроках (по ходу или в конце), Сороки-Тараторки дают ответы.
Кроме «Справочного бюро» в «Лесной школе» есть также свой «Лесной телеграф». Постоянный телеграфист — Дятел. Он принимает телеграммы с просьбами о помощи лесным жителям, благодарностями в адрес друзей леса, срочными сообщениями (иногда зашифрованными) о прибытии гостей и пр.
Больные зверушки приходят на прием к доброму доктору Айболиту, который рекомендует им лечебные травы и растения, рассказывая ребятам-ученикам об их целебных свойствах.
На полках Аптеки Айболита размещаются различные препараты: бутафорские порошки, таблетки, флаконы с микстурами. Фармацевты-помощники в песнях, частушках, стихах рассказывают о целебных свойствах и способах сбора лекарственных трав.
На глазах учащихся оживают «бабочки», исполняющие танец. Далее следует рассказ «хранителя коллекции» о разных видах бабочек.
Проводятся игры-соревнования:
* Кто последним назовет зверя на букву «К»?
* У кого букет больше? (Составляется он из строк песен о цветах)
* Лесной хоровод «Кто в лесу живет, что в лесу растет»: нужно за 2 минуты составить как можно более длинную цепочку слов, где бы последняя буква служила началом следующего. Например, лес — сыроежка — акация — яблоня — ястреб — береза и т.д.
По ходу «уроков» в «дневниках» групп появляются «отметки-елочки» разных размеров: большая — отлично, средняя — хорошо и маленькая — можно лучше. Оценивая ребят, учителя смотрят на качество выполнения заданий и степень участия детей в «урочной» работе.
На переменах организуются музыкальные паузы — исполняются веселые песенки. Проводятся музыкальные игры; игротека приглашает на подвижные и малоподвижные игры, конкурсы.
Ученики выполняют домашние задания: провести наблюдения за природными явлениями, объяснить приметы, предвещающие ясную или пасмурную погоду, собрать экспонаты на выставку «Лесные диковинки», ответить на вопросы викторины, сделать кормушки для белочек, разучить песни, стихи о природе.
Занимаясь в «Лесной школе», ребята могут посещать:
* «Лесную мастерскую», где их научат готовить поделки из шишек, коры, корней и других природных материалов.
* «Лесной концертный зал», в котором проходят концерты, подготовленные младшими и старшими отрядами.
* «Лесные экскурсии» (их организуют педагоги и «старшеклассники»).
Завершает работу «школы» игра-путешествие в сказочный лес. Лучшим «классам», отдельным «школьникам» вручаются памятные дипломы, медали, призы.
Источник: ped-kopilka.ru