«Леди Совершенство»: почему к девочкам с детства предъявляют повышенные требования
Согласно исследованию Института демографии НИУ ВШЭ, общество, гимназия и семья навязывают им стандарты успеха, не учитывая их желания и не обещая конкретного будущего
Девочки должны соответствовать «стандартам» успеха, считает общество, и предъявляет к ним повышенные, а зачастую трудновыполнимые требования. К такому выводу пришла автор исследования, социолог, старший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Ольга Исупова.
В основу ее работы «Взросление девочки в атмосфере «интенсивного материнства»: ученицы «лучших» школ больших городов» легли ответы родителей школьниц. Было опрошено около 60 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Соликамска. Автор исследования также использовала ответы 10 выпускниц престижных московских школ (студентки, возраст 20 лет).
«Девочки из хорошей семьи, по мнению общества, должны соответствовать архетипу российской «Леди Совершенство» — сказочной Василисы Премудрой, то есть быть всесторонне успешными. От них ожидают образованности, красоты, хороших манер, удачной карьеры и незаурядной силы духа», — отмечает Исупова.
Между трех огней
Школьницам приходится выдерживать давление с разных сторон. «Общество, школа и семья навязывают им свои стандарты успеха, включают их в жесткую гонку за достижениями», — говорится в исследовании Исуповой.
Матери выстраивают для дочерей свой «путь к успеху», при этом дорога «к звездам» лежит через «тернии»: упреки и наказания. Девочек критикуют за оценки, внешний вид, времяпрепровождение и прочее. Кроме того, матери принимают за них решения, поскольку считают, что «потом для многих «тропинок успеха» будет поздно», отмечает социолог. «Было давление в выборе профессии, жизненном пути, профиле деятельности», — рассказывает одна из участниц опроса. «У родителей давно уже есть планы о том, где я буду жить, за кого выйду, какой будет свадьба», — добавляет другая.
Фобия отсутствия успеха у дочерей порой оказывается сильнее сочувствия. «Мало кто верит в счастье без успешного встраивания в общество», — поясняет Исупова. В то же время надо учесть, что многие материнские решения «обусловлены собственным жизненным опытом и могут быть никак не связаны с возможностями в реальной жизни», подчеркивает социолог.
Путь в «правильное» общество лежит через хорошую школу, например гимназию или лицей. Но школы, по мнению эксперта, одержимы высокими местами в рейтингах, значит, ученицы должны активно участвовать в олимпиадах и творческих конкурсах. «Жизненно важно быть успешным хоть в чем-то (спорт, музыка и т. д.), принося школе тем самым дополнительные баллы. Пятерки каждый день — «рутинные» учебные достижения — тоже никто не отменял», — добавляет социолог.
Иногда от школьниц требуется столько, что выполнить все без ущерба для здоровья невозможно. Однако школа ожидает, что семья поддержит гонку за успехом. И если девочка попробует притормозить, родители могут получить нагоняй от учителя. В итоге матери, и так обеспокоенные, с подачи школы могут усиливать давление на ребенка.
Помимо этого, у девочек нередко существует страх социальной исключенности, отверженности. Хорошая учеба снижает этот риск. И наоборот, плохо успевающие дети в престижной школе живут «в атмосфере неприятия», отмечает Исупова.
Общество в целом муссирует темы гламурной красоты, профессиональных достижений, успехов в личной жизни. Предполагается, что «ни один из этих элементов нельзя отбросить». Или, вернее, «можно, если не боишься быть «другой», поясняет социолог.
Невроз перфекционизма
В массовом сознании за девочками и мальчиками закреплены гендерные особенности. Традиционно считается, что с девочками родителям проще, чем с мальчиками, поскольку они более послушны, для них важно одобрение окружающих, а значит, ради этого они будут больше стараться. Девочки чаще хорошо учатся и более трудолюбивы.
Однако на фоне такого послушания и примерного поведения им отводится гораздо меньше пространства свободы, чем мальчикам, отмечает эксперт. «С популярным сетевым мемом в социальных сетях «Ты же мать!» (#тыжемать!) соседствует мем «Это же девочка!» (#этожедевочка!). Эти устойчивые формулы отражают пристрастное отношение общества к женщинам разных возрастов», — считает Исупова.
В быту, по ее словам, подобное отношение выливается в упреки и советы со стороны старших родственников, мужей, бабушек во дворе, сетевых друзей. На работе и в школе женщин тоже часто оценивают. Всегда найдутся те, кто расскажет, почему та или иная женщина недостаточно соответствует роли матери, работницы, красавицы.
Чужая гонка
В итоге успех, в достижение которого вкладывается столько физических и моральных сил, часто оказывается абстрактным. Получается, что девочкам часто приходится «прилагать сверхусилия в условиях непонятных задач». Они вовлечены в гонку за достижениями, хотя это может быть не их выбор и не их ценности.
Выход из этой ситуации — сопротивление навязчивым установкам. Но «стратегии сопротивления пока неясны», заключает Исупова.
Кристина Сулима
Источник: ТАСС