Куда поступать после школы? Cоветы коуча
«Вы уже решили, где дальше учиться?» Услышав этот вопрос в очередной раз, хочется сбежать и куда-нибудь спрятаться — настолько замучила старших школьников и их родителей эта тема. Выбор важный… Как помочь детям понять себя и сделать его осмысленно?
Большинству подростков трудно решить, куда поступать после школы. Это происходит потому, что им не хватает информации о профессиях, круг их общения ограничен, а еще тинейджеры зачастую протестуют против влияния взрослых.
К сожалению, детей у нас как-то не принято спрашивать об их переживаниях. А ведь на них так сильно давят ожидания родителей, а иногда и всей родни. Каждый встречный норовит задать этот вопрос: «Ну что, определился, куда поступаешь?»
После нескольких лет давления со стороны школы и близких внутренних ресурсов на самостоятельный выбор у ребенка просто не остается. А бывает, родители вроде бы предоставляют свободу, но ребенок чувствует, что они нервничают, и боится не оправдать надежд.
Вот и получается, что повзрослевшие дети как будто упираются в стену и пытаются решить проблему логически, вместо того чтобы просто остановиться и задать себе вопросы:
- А мне правда туда нужно?
- То, чего я хочу, действительно находится «за этой стеной»?
- Можно ли ее обойти, а может, там и дверь рядом есть?
- Почему мне страшно идти туда?
- С чем я не готов расстаться, чтобы сделать этот важный шаг?
МАША ЗАБЛУДИЛАСЬ
Недавно ко мне на консультацию приехали женщина средних лет и ее дочь-подросток. Маша уже училась в 10 классе, но до сих пор не знала, куда будет поступать. Это очень беспокоило и маму, и всех родственников. Маше казалось, что ее главная трудность заключалась в том, что она не могла выбрать вуз.
Чтобы решить такую проблему, чаще всего нужно выйти из круга включенных в ситуацию людей и посмотреть на нее как бы со стороны.
В таких случаях помогает техника визуализации. Она позволяет клиенту увидеть картинку предполагаемого будущего, осознать и проговорить свои чувства, связанные с ним. Поэтому я попросила Машу представить предполагаемое место обучения и дорогу к нему.
В первые минуты этот путь казался ей темным и безлюдным, пугающим. Сам институт (так, как она его себе представляла) был старым, облезлым зданием на окраине. Люди, которые входили туда, не обращали на нее никакого внимания. Все проходили мимо, как будто девушка была невидимой. Ей стало очень неуютно, она чувствовала себя чужой и одинокой.
На этом последнем чувстве мы и сфокусировались в нашей работе. Выяснилось, что на самом деле Маше не хочется расставаться с друзьями, потому что у нее уже был травмирующий опыт смены школы. Она боялась, что ее не примут, она не найдет новых приятелей и снова станет переживать одиночество. Это была одна из причин, мешавших девушке приступить к выбору учебного заведения.
Дальше мы начали работать с Машиным страхом страхом. С помощью визуализаций Маша смогла посмотреть на ситуацию с другой стороны и поняла, что ее друзья останутся друзьями, просто каждый пойдет своим путем. Она почувствовала себя уверенней и поняла, что и в новом месте сможет найти подруг.
И после этого картина места, где ей предстоит учиться, изменилась в ее воображении. Дорога до института стала радостней и ярче, ведь там ее ждали пока воображаемые, но все же друзья.
Расширение границ
Затем мы перешли к Машиным интересам. Она сказала, что ей нравится химия, но не хочется работать всю жизнь в школе или в офисе какой-то компании. Оказалось, что ее пугало замкнутое пространство, она в нем как будто задыхалась. На сессии Маша смогла дорисовать в мрачном здании воображаемого вуза большие окна, из которых открывался красивый вид.
Расширяя границы видения будущей профессии, девушка дала волю фантазии и мечтам. Появились образы работы на природе или удаленной работы из любой точки мира. Машу это приятно удивило. Барьеры в сознании были устранены, и пропал «эффект стены», когда кажется, что путь только один и выбора нет.
После сессии Маша сказала, что чувствует облегчение. Она смогла выразить словами то, что так сильно на нее давило. И составила план действий того, как искать информацию про интересующее ее направление.
Недавно девушка прислала мне сообщение: она остановилась на биотехнологиях. И у нее есть еще год, чтобы выбрать вуз.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Сбор информации
Это еще один важный момент в выборе будущей профессии. Многие даже не подозревают о существовании специальностей, возникших в последнее десятилетие на стыке дисциплин. Стоит к ним присмотреться!
Поддержка семьи
Многим подросткам страшно говорить с родными, они слишком уязвимы и боятся признаться в своих мечтах. Ведь у родителей часто свое (причем нерушимое) мнение о лучшем будущем для их ребенка. Отказаться от собственных представлений и дать сыну или дочери возможность услышать себя довольно сложно. Но именно это — лучшая поддержка для ваших детей.
Профессиональная ориентация
Конечно, есть много программ, помогающих определиться с профориентацией. Но они, к сожалению, не всегда ориентированы на мягкий и ненавязчивый подход к детской душе. А ведь подростку нужно справиться с волнением и разобраться в себе. И если у него в окружении нет человека, которому он смог бы довериться, можно обратиться к специалисту. Он поможет преодолеть страхи и мягко направить на поиск собственного пути.