Крупнейшие российские компании рассказали, как куют кадры из школьников и студентов
Эксперты отмечают важность корпоративного образования, но признают, что в процессе предприятия часто сталкиваются с трудностями, в том числе с отсутствием законодательной базы
Качество подготовки специалистов для всех секторов экономики — одна из тем государственной повестки, на которую регулярно обращает внимание президент. В конце июня Владимир Путин принял участие в расширенном заседании бюро Союза машиностроителей РФ в Ижевске и заявил о том, что предприятия должны налаживать работу с вузами и школами для подготовки будущих специалистов.
Пока одни компании критикуют качество выпускников тех или иных вузов, другие берут дело в свои руки и сами организуют обучение, создавая те кадры, которые им нужны. Как устроено корпоративное образование и какие трудности возникают при его организации, ТАСС узнал у представителей крупнейших компаний и экспертов.
«Роснефть»: непрерывное образование со школы
© Антон Буценко/ТАСС
«Система непрерывного образования «Школа — вуз — предприятие» существует 12 лет и дает свои плоды. Благодаря ей многие талантливые молодые люди смогли сделать осознанный профессиональный выбор и сегодня уверенно осваивают азы профессии на производстве, достигнув впечатляющих результатов», — сообщили ТАСС в пресс-службе компании.
В более чем 30 городах организованы «Роснефть-классы» в школах для детей после девятого класса. Они учатся по программам с углубленным изучением профильных предметов: математики, физики, химии и информатики. Для обучения привлекаются преподаватели региональных вузов-партнеров, сотрудники компании — передовые знания лучше всего получать из первых рук. Ребята получают навыки работы в формате лекций и семинаров, проведения самостоятельной исследовательской работы, работы в дистанционном формате. Для школьников систематически организуются встречи с работниками компании, экскурсии на производство, проводятся профориентационные семинары и тренинги.
После окончания школы дети, как правило, поступают в один из 54 вузов — партнеров «Роснефти», в том числе в РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, Санкт-Петербургский горный университет, Тюменский индустриальный университет, Сибирский и Дальневосточный федеральные университеты, Томский политехнический университет и так далее.
Компания оказывает школам, в которых открыты «Роснефть-классы», финансовую поддержку, направленную на развитие материальной базы: ремонт и оборудование предметных кабинетов, классных комнат и профильных лабораторий современными средствами обучения, компьютерами и программным обеспечением, оргтехникой.
«Уралхим»: подшефные школы и вузы
© Пресс-служба АО «ОХК «УРАЛХИМ»
В каждом регионе присутствия выбраны подшефные школы, колледжи и вузы. «Уралхим» выплачивает стипендии, берет школьников на практику, студентов — на стажировку, производит целевой набор и формирует под себя группы, повышает материально-техническую базу учебных заведений, участвует в повышении квалификации преподавателей.
«Руководители наших предприятий активно участвуют в экзаменационных комиссиях учебных заведений», — добавляют в пресс-службе компании.
РЖД: университеты железнодорожного транспорта
© Сергей Савостьянов/ТАСС
«В целях своевременного пополнения трудовых коллективов необходимыми кадрами проводится профориентационная и довузовская подготовка школьников старших классов, желающих заключить с договоры о целевом обучении», — сообщили ТАСС в пресс-службе РЖД. В компании уточнили, что являются учредителем свыше 240 школ и детсадов.
Подготовка специалистов для холдинга РЖД осуществляется на базе девяти университетских комплексов железнодорожного транспорта, в состав которых входят 47 техникумов и колледжей. «Ежегодно студентам присваиваются именные стипендии и гранты, проводятся конкурсы для выявления наиболее талантливых специалистов, которых затем приглашают работать в компанию. Еще учась в вузе, студенты имеют возможность пройти производственную практику по своей специальности», — уточнили в компании.
«Фосагро»: дуальное образование
© Пресс-служба «ФосАгро»
«В настоящее время в промышленности отчетливо просматривается дефицит высококвалифицированных инженерных кадров. Для решения этой проблемы «Фосагро» уделяет значительное внимание подготовке кадров со школьной скамьи», — сообщили ТАСС в пресс-службе компании.
В «Фосагро» выстроен образовательный процесс по системе «Школа — колледж/вуз — предприятие». В школах городов присутствия предприятий созданы специализированные «Фосагро-классы», где ученики старших классов получают углубленные знания по специальной программе. По статистике, практически все выпускники «Фосагро-классов» продолжают образование в лучших технологических вузах и колледжах страны, а затем могут прийти работать в компанию или на другие промышленные предприятия страны.
Все программы образовательного процесса «Фосагро» строятся на перспективной, дуальной системе профессионального образования. Она означает параллельное обучение — в образовательном учреждении и на производстве. Половину учебного времени студенты проводят за практическими занятиями, половину — в учебных классах, где осваивают теорию.
«Еврохим»: продвижение лучших молодых химиков
© Лев Федосеев/ТАСС
«Наша образовательная программа хорошо известна в регионах. Она называется E-Generation, — рассказал директор департамента внешних связей «Еврохима» Владимир Торин.
От других образовательных программ, по его словам, она отличается системностью. «Все наши действия связаны в замкнутый цикл. Сначала отбираем лучших детей из регионов через сеть из 34 школьных химических спецклассов и олимпиады, в том числе Международной Менделеевской олимпиады, проводить которую мы помогаем химфаку МГУ им. М.В. Ломоносова. Далее обучаем этих детей в шести вузах (МГУ, НИТУ «МИСиС», МАМИ, Южно-Российский государственный технический, Ивановский государственный химико-технологический, Пермский национальный исследовательский политехнический университет), даем стипендии, обеспечиваем практику, проводим научные конференции. Затем выпускники вузов приходят в нашу компанию, начинают работать, делать успешные карьеры, и теперь уже их дети получают возможность пройти такой же образовательный цикл», — отметил Торин.
«Сургутнефтегаз»: ежегодный отбор отличников
© Константин Веремейчик/ТАСС
Каждый год в акционерном обществе проходит кампания по отбору претендентов на получение профессионального образования из числа выпускников школ.
Кроме того, на протяжении многих лет компания сотрудничает со многими вузами. В рамках данного сотрудничества «Сургутнефтегаз» оказывает финансовую поддержку в развитии материально-технической базы, а ведущие специалисты компании участвуют в качестве председателей аттестационных комиссий квалификационных экзаменов у студентов. Обучающиеся проходят производственную практику в подразделениях «Сургутнефтегаз».
«Ежегодно в нашу компанию вливаются более 500 молодых и целеустремленных специалистов. Еще вчера — беззаботные студенты, сегодня — ответственные и серьезные работники нефтяной промышленности, от которых мы ждем отдачи в развитии предприятия», — подчеркнули в пресс-службе компании.
«Уралкалий»: добыча ископаемых с начальной школы
© Пресс-служба ПАО «Уралкалий»
«Знакомство с «Уралкалием» начинается в начальных классах тех школ, с которыми мы сотрудничаем», — рассказывает директор по управлению персоналом, охране труда и экологии компании Станислав Селезнев.
«В игровой форме «добывая руду» в импровизированной лаборатории, ребята узнают о производственной деятельности компании. Школьники старших классов знакомятся с востребованными в компании профессиями, получают представление о характере работы и качествах, необходимых для выполнения этих работ, «примеряют» профессию на себя, понимают, насколько им это может быть интересно. Определиться со специальностью помогают профильные учебные заведения, с которыми компания совместно проводит дни открытых дверей» — отмечает представитель «Уралкалия».
«Определившись с профилем подготовки, будущие специалисты могут посетить производственные площадки, познакомиться с действующим производством, увидеть процесс добычи руды в шахте, процесс обогащения на фабриках, пообщаться со специалистами и понять, как и где им предстоит работать в будущем. «Если решение принято и есть желание учиться по востребованной для компании специальности, «Уралкалий» приглашает потенциального кандидата на целевое обучение», — добавляет Селезнев.
Сбербанк: открытие программ в вузах
© Михаил Метцель/ТАСС
В 2017 году Сбербанк и НИУ «Высшая школа экономики» открыли новую совместную магистерскую программу «Финансовые технологии и анализ данных» на факультете компьютерных наук. 30 лучшим абитуриентам, поступившим на программу, обучение оплачивает Сбербанк. «Обучение на магистерской программе дает студентам возможность не только получить необходимые теоретические знания, но и познакомиться с их внедрением в банковскую практику. Сбербанк предоставит студентам возможность изучать уникальные курсы, разработанные для сотрудников банка», — сообщили ТАСС в пресс-службе. Сотрудники различных блоков Сбербанка будут проводить мастер-классы, организовывать хакатоны, а студенты смогут проходить производственную практику в подразделениях банка.
Кроме того, годом ранее Сбербанк также запустил совместную магистратуру с РАНХиГС «Финансы и технологии». «Мы получили 1000 заявок на 30 мест во время приемной кампании», — отметили в пресс-службе. В магистратуре учат анализу макро- и микроэкономических процессов и прикладной аналитической деятельности, дают представление о технологии работы с большими данными и умению их использовать в управленческих решениях.
«Еще у нас есть целевые места для школьников Чукотки для обучения в ДВФУ. В прошлом году состоялся первый набор. Мы надеемся, что эти ребята будут учиться на кафедре Сбербанка и в дальнейшем вернутся к нам на работу в чукотские отделения», — сказали в пресс-службе.
«Сибур»: подготовка инженеров будущего
© Владимир Смирнов/ТАСС
«Мы поставили себе цель сформировать новый класс кадров для производства будущего. Современная нефтехимия — высокотехнологичная отрасль, для наших инженеров знание IT не менее важно, чем знание химии. Автоматизация в «Сибуре» выросла за последние 10 лет с 8–10% до 82%. И этот тренд будет сохраняться. Соответственно, производственным специалистам крайне важно развивать знания и навыки в области IT и математики», — отметили в пресс-службе «Сибура».
Там добавили, что компания ежегодно проводит более 150 карьерных мероприятий для студентов вузов и ссузов и по их результатам приглашает на практику порядка 1,5 тыс. студентов. Многие затем проходят двухлетнюю программу развития молодых специалистов, в ходе которой работают с наставниками, посещают специальные тренинги, развивая профессиональные и личностные компетенции.
С 2009 года «Сибур» стал развивать целевую подготовку студентов на базе профильных вузов и ссузов с обязательством трудоустройства лучших выпускников в периметре компании. Первые корпоративные группы были созданы в вузах Тюмени, Томска, Воронежа и других городов. Прежде всего упор сделан на практическую подготовку. В программу закладываются такие предметы, которые позволяют учащимся лучше понять отраслевые производства, а также изучить специфику многих технологических процессов через призму производственной цепочки компании.
Мнения экспертов
«Развитие корпоративного образования — очень хороший и полезный процесс, потому что он обеспечивает связь школы и вузов с жизнью. Он позволяет школьникам и детям получить управленческий и трудовой опыт», — отметил в беседе с ТАСС научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.
Однако, по мнению эксперта, этот процесс идет сложно. «Компании в этом далеко не всегда заинтересованы, а школы и вузы не создают для них оптимальных условий. Например, многие руководители компаний говорят, что им легче три месяца платить за подготовку на рабочем месте человека, чем софинансировать двухлетнюю программу в колледже или тем более четырехлетнюю программу в вузе, поэтому ключевая задача— сделать условия такого сотрудничества привлекательными и гибкими», — сказал Фрумин.
Он добавил, что сейчас, в частности, в Госдуме «завис» законопроект об облегчении открытия базовых кафедр и лабораторий в вузах на базе предприятий. «Сейчас у корпоративного образования куча бюрократических барьеров. То есть задача связи школы и жизни всеми признается, но, к сожалению, мы не только не можем создать стимулы для компаний, но даже убрать барьеры», — считает эксперт.
Пользу специальных классов в школах и программ в вузах при поддержке бизнеса признает и член президиума союза предпринимателей «Деловая Россия» Александр Рудик.
По его словам, в процессе создания специализированных классов и образовательных программ также есть трудности. «Во-первых, хорошие специалисты — не всегда хорошие учителя и могут интересно подать материал детям в учебных заведениях. Другой момент связан с законодательством, которое не позволяет преподавать в школах и колледжах без «корочки» — для этого нужен или диплом, или прохождение переподготовки», — заключил эксперт.
Кристина Сулима, Юлия Темерева, Ирина Мандрыкина, Ксения Алейникова
Источник ТАСС