Какого цвета [Й’ О Ж Ы К], или удивительная фонетика в начальной школе

В какие цвета окрашены звуки и буквы и как соотносится звучание слова с его значением? Учитель начальных классов Анна Литягина вместе со своими учениками провела удивительный эксперимент из области фонетики.

Приводим рассказ Анны и уверяем, что даже если вы не имеете отношения к языкознанию, результаты вас удивят.

Не помню, как я учила фонетику в школе. Зато хорошо помню, как в педучилище я с удовольствием «препарировала» слова, расчленяя их на звуки. Особенно мне нравились редуцированные гласные: [Λ], [ъ], [ь].

Жаль, что в школу не «притащишь» это редуцирование. Например, [къръгΛнда] – «Караганда», [п’ьтΛч’ок] – «пятачок». Как это предъявить третьекласснику? В голове у него будет полная каша, а у его родителей нервный срыв. Эх…

Наверное, энтомологи так же любят своих насекомых, как я люблю фонетику. Понимаю, что не всем дано восторгаться стадиями развития какой-нибудь хлебной блошки или долгоносика желтоногого. И не все могут наслаждаться фонетическим разбором слова «маслосыроваренный». Поэтому предложу вам просто интересные факты из мира восприятия звуков человеком и их подтверждение в собственной учительской практике.

Звуки и смысл

Давно, еще в университете, попалась мне в руки книга А. Журавлёва «Звук и смысл». Стояла она в дальнем углу библиотечной полки. Вид имела свежий, нечитанный. Похоже, пользовалась спросом только у редких «книжных червей» вроде меня. А мне позарез нужно было сдать реферат по фонетике. Взяла книжку. И – получила взрыв мозга. Последствиями этого взрыва пользуюсь и наслаждаюсь до сих пор. Предлагаю и вам.

А. Журавлёв описывает научные эксперименты, подтверждающие гипотезу: не только слова, но и отдельные звуки речи имеют определенный смысл для человека. Люди неосознанно разделяют звуки на нежные и грубые, светлые и темные, тяжелые и легкие и т. д. Кроме того, звуки речи соотносятся с цветами радуги и их оттенками.

Результаты экспериментов приведены в книге (формулы, таблицы, графики, компьютерный анализ). Они любопытны. Я остановлюсь на них немного. Все-таки вам лучше читать саму книгу. А затем расскажу, что выдали мои ученики, первоклассники-второклассники, когда я предложила им подобные эксперименты.

Начнем с цвета

Вот описание эксперимента, данное А. Журавлёвым:

На доске в строчку пишутся шесть гласных: 

  • Е, 
  • О, 
  • Ы, 
  • У, 
  • И, 
  • А. 

Сбоку в столбик — названия шести цветов: 

  • красный, 
  • черный, 
  • синий, 
  • желтый, 
  • зеленый, 
  • белый. 

Задание информантам: напишите, в какой из шести цветов, по вашему мнению, окрашен каждый из гласных; если не можете решить,— пишите наугад.

Экспериментатор не должен ничего объяснять и, конечно, ни в коем случае не должен приводить никаких примеров, доказательств или собственных соображений в пользу тех или иных решений. Информанты работают самостоятельно и безымянно.

Уже первые результаты нас просто ошеломили: против А почти все написали «красный», И для большинства синий, О — желтый или белый, Ы — черный. 

Из книги А. Журавлёва «Звуки и смысл»

Звуковые соответствия для гласных выглядят так:

  • А — густо-красный;
  • Я — ярко-красный;
  • О — светло-желтый или белый;
  • Е — зеленый;
  • Ё — желто-зеленый;
  • Э — зеленоватый;
  • И — синий;
  • У — темно-синий, сине-зеленый, лиловый;
  • Ю — голубоватый, сиреневый;
  • Ы — мрачный темно-коричневый или черный.

Из книги А. Журавлёва «Звуки и смысл»

Дети любят раскраски. Поэтому своим второклашкам я раздала листы с напечатанными буквами, которые можно раскрасить:

На доске написала названия цветов:

  • красный,
  • черный,
  • синий,
  • желтый,
  • зеленый,
  • белый.

Дала инструкцию: «Прочитайте букву вслух и раскрасьте ее». Некоторые мои творческие товарищи принялись раскрашивать буквы во все цвета сразу. Пришлось сделать комментарий: «Одна буква – один цвет». Иначе по радужным буквам я бы ничего не поняла.

О 100%-ной чистоте эксперимента говорить не приходится, поскольку испытуемых-информантов было всего 27, а не 50 (и более) человек, как рекомендуется. Можно было провести эксперимент в нескольких классах, но  конец учебного года, контрольные и т. п. не дали такой возможности. Придется ждать осени для получения точной картины.

Тем не менее кое-что любопытное вышло:

Содержание звуков

Звукам речи неосознанно придается смысловое содержание, которое можно охарактеризовать набором признаков. Следующий эксперимент позволил не только выявить, но и оценить содержание, или фонетическую значимость, различных звуков.

Предыстория эксперимента, которую я повторила со своими детьми. Слово А. Журавлёву:

Маленьким детям показывают две матрешки — во всем одинаковые, только одна совсем маленькая, другая большая. Говорят: «Вот две сестрички. Одну зовут А, другую — И. Отгадай, которую зовут И?» И представьте себе — большинство детей показывает на маленькую матрешку.

Одну девочку спросили:

—  А почему ты думаешь, что эту матрешку зовут И?

Та отвечает:

—  А потому что она маленькая.

Вот как прочно связан у нее звук с определенным представлением.

Из книги А. Журавлёва «Звуки и смысл»

Матрешек я нарисовала на доске: большую и маленькую. В стороне от них написала буквы А, И. Спрашиваю: какую матрешку зовут И? Стройный хор голосов тут же ответил: маленькую! Ответили дружно, не задумываясь, без паузы. Вы можете это объяснить? Я – нет.

Суть эксперимента. Важно – для информантов русский язык должен быть родным. Берется набор прилагательных-антонимов:

  • большой – маленький,
  • громкий – тихий,
  • сильный – слабый,
  • хороший – плохой и т. п.

Добавляется превосходная степень со словом «очень» и строятся шкалы, например:

  • 1 — очень хороший;
  • — хороший;
  • 3 — никакой;
  • 4 — плохой;
  • 5 — очень плохой.

Экспериментатор предъявляет звуки (произносит вслух, потом показывает букву и опять произносит), а информанты ставят звуку наугад-наобум отметку. Звуки произносятся быстро, чтобы участники эксперимента не начинали рассуждать логически. Как это, например, сделали некоторые мои дети уже после своего ответа на вопрос про матрешку. В итоге они начали метаться, спорить друг с другом и менять решение. Вот такого быть не должно.

Были обработаны более 100 тысяч ответов. Оказалось, что звуку О ставили в основном 1 и 2, а звуку Ш – 4 и 5. Вот такое интересное коллективное впечатление от звуков речи.

Я своим ученикам предъявила 12 звуков и букв:

  • А, У, О, Ы, Э, И, Ц, Ч, П, Р, Й, Л.

Оценивали по четырем шкалам:

  1. нежный – грубый,
  2. легкий – тяжелый,
  3. горячий – холодный,
  4. светлый – темный.

Получилось вот что.

Гласные:

  • А – очень светлый, очень горячий, очень легкий, нежный;
  • У – очень светлый, горячий, нежный, легкий;
  • О – светлый, очень горячий;
  • И – светлый, горячий;
  • Ы – очень темный, холодный, грубый, тяжелый (!);
  • Э – практически никакой.

Согласные:

  • Ц – очень темный, грубый, тяжелый, горячий;
  • Ч – грубый, очень тяжелый;
  • П – грубый;
  • Р – темный;
  • Л – нежный;
  • Й – легкий и никакой поровну.

Меня удивило, что Р для многих детей оказался темным. Для меня он сильный и светлый. Но может, дети восприняли в нем рычание какого-то зверя страшного?

Когда звуки собраны в слово, наш мозг реагирует на их совокупность, и мы можем оценить значение слова так же – с помощью различных признаков.

Вот как компьютер оценил некоторые слова:

  • барабан – большой, грубый, сильный, активный, громкий;
  • писк – маленький, слабый, тихий;
  • ахинея – плохой, отталкивающий, низменный;
  • экстаз – сильный, яркий;
  • пещера – тусклый, тихий;
  • водопад – активный, величественный и т. д.

«Урщух» и «лимень»

Думаю, вы согласитесь, что слово «чудовище» несет в себе несколько иной звуковой смысл, нежели слово «прелесть».

Мой ученик Богдан сочинил историю про двух зверей – грубую обезьяну и нежного зайчика. Дал имена – Тыщ-Тыдыщ и Утя-Путя. Догадайтесь, кого как звали? Конечно, зайчик – Утя-Путя. Богдан дал имена героям, интуитивно опираясь на фонетическую значимость звуков. Конечно, он ничего не знал об исследованиях, с помощью которых ученые определили: звучание и значение слова стремятся к взаимному соответствию.

У Журавлёва я взяла два искусственных слова: «урщух» и «лимень». По мнению большинства информантов, «урщух» – что-то страшное, а «лимень» – безопасное. Я решила это проверить и предложила детям (1-й класс, 22 человека) нарисовать двух несуществующих животных под этими именами.

Вот некоторые рисунки:

Здесь «урщухи» страшные. Таких «урщухов» было 8 из 22.

А вот остальные рисунки меня удивили: там «урщухи» добрые:

Наверное, группа моих информантов была слишком малочисленной. Значит, есть повод попробовать еще раз. Попрошу коллег одолжить мне своих учеников. А, может, кто-то из вас, коллеги-читатели, тоже захочет принять участие в таких экспериментах? Было бы очень любопытно узнать результаты!

Источник