Какого цвета [Й’ О Ж Ы К], или удивительная фонетика в начальной школе
В какие цвета окрашены звуки и буквы и как соотносится звучание слова с его значением? Учитель начальных классов Анна Литягина вместе со своими учениками провела удивительный эксперимент из области фонетики.
Приводим рассказ Анны и уверяем, что даже если вы не имеете отношения к языкознанию, результаты вас удивят.
Не помню, как я учила фонетику в школе. Зато хорошо помню, как в педучилище я с удовольствием «препарировала» слова, расчленяя их на звуки. Особенно мне нравились редуцированные гласные: [Λ], [ъ], [ь].
Жаль, что в школу не «притащишь» это редуцирование. Например, [къръгΛнда] – «Караганда», [п’ьтΛч’ок] – «пятачок». Как это предъявить третьекласснику? В голове у него будет полная каша, а у его родителей нервный срыв. Эх…
Наверное, энтомологи так же любят своих насекомых, как я люблю фонетику. Понимаю, что не всем дано восторгаться стадиями развития какой-нибудь хлебной блошки или долгоносика желтоногого. И не все могут наслаждаться фонетическим разбором слова «маслосыроваренный». Поэтому предложу вам просто интересные факты из мира восприятия звуков человеком и их подтверждение в собственной учительской практике.
Звуки и смысл
Давно, еще в университете, попалась мне в руки книга А. Журавлёва «Звук и смысл». Стояла она в дальнем углу библиотечной полки. Вид имела свежий, нечитанный. Похоже, пользовалась спросом только у редких «книжных червей» вроде меня. А мне позарез нужно было сдать реферат по фонетике. Взяла книжку. И – получила взрыв мозга. Последствиями этого взрыва пользуюсь и наслаждаюсь до сих пор. Предлагаю и вам.
А. Журавлёв описывает научные эксперименты, подтверждающие гипотезу: не только слова, но и отдельные звуки речи имеют определенный смысл для человека. Люди неосознанно разделяют звуки на нежные и грубые, светлые и темные, тяжелые и легкие и т. д. Кроме того, звуки речи соотносятся с цветами радуги и их оттенками.
Результаты экспериментов приведены в книге (формулы, таблицы, графики, компьютерный анализ). Они любопытны. Я остановлюсь на них немного. Все-таки вам лучше читать саму книгу. А затем расскажу, что выдали мои ученики, первоклассники-второклассники, когда я предложила им подобные эксперименты.
Начнем с цвета
Вот описание эксперимента, данное А. Журавлёвым:
На доске в строчку пишутся шесть гласных:
- Е,
- О,
- Ы,
- У,
- И,
- А.
Сбоку в столбик — названия шести цветов:
- красный,
- черный,
- синий,
- желтый,
- зеленый,
- белый.
Задание информантам: напишите, в какой из шести цветов, по вашему мнению, окрашен каждый из гласных; если не можете решить,— пишите наугад.
Экспериментатор не должен ничего объяснять и, конечно, ни в коем случае не должен приводить никаких примеров, доказательств или собственных соображений в пользу тех или иных решений. Информанты работают самостоятельно и безымянно.
Уже первые результаты нас просто ошеломили: против А почти все написали «красный», И для большинства синий, О — желтый или белый, Ы — черный.
Из книги А. Журавлёва «Звуки и смысл»
Звуковые соответствия для гласных выглядят так:
- А — густо-красный;
- Я — ярко-красный;
- О — светло-желтый или белый;
- Е — зеленый;
- Ё — желто-зеленый;
- Э — зеленоватый;
- И — синий;
- У — темно-синий, сине-зеленый, лиловый;
- Ю — голубоватый, сиреневый;
- Ы — мрачный темно-коричневый или черный.
Из книги А. Журавлёва «Звуки и смысл»
Дети любят раскраски. Поэтому своим второклашкам я раздала листы с напечатанными буквами, которые можно раскрасить:
На доске написала названия цветов:
- красный,
- черный,
- синий,
- желтый,
- зеленый,
- белый.
Дала инструкцию: «Прочитайте букву вслух и раскрасьте ее». Некоторые мои творческие товарищи принялись раскрашивать буквы во все цвета сразу. Пришлось сделать комментарий: «Одна буква – один цвет». Иначе по радужным буквам я бы ничего не поняла.
О 100%-ной чистоте эксперимента говорить не приходится, поскольку испытуемых-информантов было всего 27, а не 50 (и более) человек, как рекомендуется. Можно было провести эксперимент в нескольких классах, но конец учебного года, контрольные и т. п. не дали такой возможности. Придется ждать осени для получения точной картины.
Тем не менее кое-что любопытное вышло:
Содержание звуков
Звукам речи неосознанно придается смысловое содержание, которое можно охарактеризовать набором признаков. Следующий эксперимент позволил не только выявить, но и оценить содержание, или фонетическую значимость, различных звуков.
Предыстория эксперимента, которую я повторила со своими детьми. Слово А. Журавлёву:
Маленьким детям показывают две матрешки — во всем одинаковые, только одна совсем маленькая, другая большая. Говорят: «Вот две сестрички. Одну зовут А, другую — И. Отгадай, которую зовут И?» И представьте себе — большинство детей показывает на маленькую матрешку.
Одну девочку спросили:
— А почему ты думаешь, что эту матрешку зовут И?
Та отвечает:
— А потому что она маленькая.
Вот как прочно связан у нее звук с определенным представлением.
Из книги А. Журавлёва «Звуки и смысл»
Матрешек я нарисовала на доске: большую и маленькую. В стороне от них написала буквы А, И. Спрашиваю: какую матрешку зовут И? Стройный хор голосов тут же ответил: маленькую! Ответили дружно, не задумываясь, без паузы. Вы можете это объяснить? Я – нет.
Суть эксперимента. Важно – для информантов русский язык должен быть родным. Берется набор прилагательных-антонимов:
- большой – маленький,
- громкий – тихий,
- сильный – слабый,
- хороший – плохой и т. п.
Добавляется превосходная степень со словом «очень» и строятся шкалы, например:
- 1 — очень хороший;
- 2 — хороший;
- 3 — никакой;
- 4 — плохой;
- 5 — очень плохой.
Экспериментатор предъявляет звуки (произносит вслух, потом показывает букву и опять произносит), а информанты ставят звуку наугад-наобум отметку. Звуки произносятся быстро, чтобы участники эксперимента не начинали рассуждать логически. Как это, например, сделали некоторые мои дети уже после своего ответа на вопрос про матрешку. В итоге они начали метаться, спорить друг с другом и менять решение. Вот такого быть не должно.
Были обработаны более 100 тысяч ответов. Оказалось, что звуку О ставили в основном 1 и 2, а звуку Ш – 4 и 5. Вот такое интересное коллективное впечатление от звуков речи.
Я своим ученикам предъявила 12 звуков и букв:
- А, У, О, Ы, Э, И, Ц, Ч, П, Р, Й, Л.
Оценивали по четырем шкалам:
- нежный – грубый,
- легкий – тяжелый,
- горячий – холодный,
- светлый – темный.
Получилось вот что.
Гласные:
- А – очень светлый, очень горячий, очень легкий, нежный;
- У – очень светлый, горячий, нежный, легкий;
- О – светлый, очень горячий;
- И – светлый, горячий;
- Ы – очень темный, холодный, грубый, тяжелый (!);
- Э – практически никакой.
Согласные:
- Ц – очень темный, грубый, тяжелый, горячий;
- Ч – грубый, очень тяжелый;
- П – грубый;
- Р – темный;
- Л – нежный;
- Й – легкий и никакой поровну.
Меня удивило, что Р для многих детей оказался темным. Для меня он сильный и светлый. Но может, дети восприняли в нем рычание какого-то зверя страшного?
Когда звуки собраны в слово, наш мозг реагирует на их совокупность, и мы можем оценить значение слова так же – с помощью различных признаков.
Вот как компьютер оценил некоторые слова:
- барабан – большой, грубый, сильный, активный, громкий;
- писк – маленький, слабый, тихий;
- ахинея – плохой, отталкивающий, низменный;
- экстаз – сильный, яркий;
- пещера – тусклый, тихий;
- водопад – активный, величественный и т. д.
«Урщух» и «лимень»
Думаю, вы согласитесь, что слово «чудовище» несет в себе несколько иной звуковой смысл, нежели слово «прелесть».
Мой ученик Богдан сочинил историю про двух зверей – грубую обезьяну и нежного зайчика. Дал имена – Тыщ-Тыдыщ и Утя-Путя. Догадайтесь, кого как звали? Конечно, зайчик – Утя-Путя. Богдан дал имена героям, интуитивно опираясь на фонетическую значимость звуков. Конечно, он ничего не знал об исследованиях, с помощью которых ученые определили: звучание и значение слова стремятся к взаимному соответствию.
У Журавлёва я взяла два искусственных слова: «урщух» и «лимень». По мнению большинства информантов, «урщух» – что-то страшное, а «лимень» – безопасное. Я решила это проверить и предложила детям (1-й класс, 22 человека) нарисовать двух несуществующих животных под этими именами.
Вот некоторые рисунки:
Здесь «урщухи» страшные. Таких «урщухов» было 8 из 22.
А вот остальные рисунки меня удивили: там «урщухи» добрые:
Наверное, группа моих информантов была слишком малочисленной. Значит, есть повод попробовать еще раз. Попрошу коллег одолжить мне своих учеников. А, может, кто-то из вас, коллеги-читатели, тоже захочет принять участие в таких экспериментах? Было бы очень любопытно узнать результаты!