Какие игрушки нужны при нарушениях слуха
С помощью игрушки ребенок познает окружающий мир. Игрушки для малышей с недостатками слуха должны содействовать развитию ребенка, расширять его кругозор, побуждать к совместной игре со взрослым. О том, как правильно их выбрать, рассказывает сурдопедагог, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха Института коррекционной педагогики Ольга Вячеславовна Польская.
Зачем малышу играть?
Игра имеет большое значение в жизни ребенка с нарушением слуха. Она не только способствует его умственному, речевому и эмоциональному развитию, но и помогает преодолеть отставание в развитии от нормально слышащих детей.
Все занятия с детьми раннего и дошкольного возраста с недостатками слуха следует проводить в игровой форме, с использованием игрушек и дидактического материала.
Играя, малыш незаметно для себя усваивает те умения и навыки, которые взрослый считает необходимым ему дать. С помощью развивающих игрушек ребенок может научиться чему-то новому.
Какие развивающие игрушки нужны ребенку с нарушением слуха?
Важно, чтобы игрушка вызывала у ребенка положительные эмоции, интерес, чтобы действия с ней были понятны малышу, еще не владеющему речью.
Звучащие игрушки
Это барабан, дудка, гармошка, бубен, погремушки, различные пищалки, металлофон, свисток, колокольчик, бубенцы, а также музыкальные книги и «говорящие игрушки».
С помощью звучащих игрушек можно:
специально развивать слуховое восприятие, внимание и память малыша;
знакомить его со звуками окружающего мира;
учить извлекать их звучание;
учить прислушиваться и реагировать на звуки;
различать характер звучаний;
стимулировать голосовые реакции ребенка.
Дидактические игрушки
Такие игрушки нужны для общего развития ребенка, они расширяют его знания о предметах окружающего мира, их назначении, развивают внимание, память, мышление и речь. Важна их роль в процессе формирования, накопления и уточнения словаря ребенка.
Пирамидки (одноцветные и разноцветные) с широким и узким отверстием, с колечками одинакового и разного размера;
матрешки (двух-, трех-, четырехсоставные) большие и маленькие;
сборно-разборные игрушки;
мозаики разного размера;
рамки-вкладыши, различные сортеры (емкости с отверстиями разной формы и набором игрушек-вкладышей), шнуровки, настольные игры и др.
Строительный материал
Это конструкторы и строительные наборы (деревянные, пластмассовые или мягкие). Игра со строительным материалом способствует развитию представлений о форме, цвете, величине предметов, развивает мелкую моторику и умение ориентироваться в пространстве.
В ходе строительных игр у малыша развиваются память, внимание, мышление, речь.
Сюжетные игрушки
Они определяют сюжет игры, в этом их основное назначение. В играх с сюжетными игрушками ребенок отображает то, что происходит вокруг него, подражает действиям взрослых, а также учится понимать обращенную к нему речь взрослого.
Куклы и фигурки, изображающие людей и животных (кошка, собака, лошадь, медведь, заяц, белка, обезьяна и др.) и их дубликаты;
машинки, поезда, самолеты разных размеров;
игрушечная мебель (кроватка с постельными принадлежностями, стул, стол, шкаф, диван и др.);
игрушечная посуда (тарелка, ложка, чашка, чайник, кастрюля, сковородка и др.).
Игрушки-забавы
Это народные игрушки, дергунчики, подпрыгивающие мячики, заводные игрушки и игрушки-сюрпризы и др.
Используются игрушки-забавы для налаживания эмоционального контакта с ребенком: они вызывают у него чувство восторга.
Игрушки-забавы служат мотивом для игры, помогают переключить ребенка с одного вида деятельности на другой.