О Всероссийской олимпиаде школьников (сокращенно «всеросс») было сказано уже очень многое, но я всё еще не встречала никаких советов, применимых на практике, только лишь общие фразы в духе «больше готовьтесь и точно выиграете, а если не выиграете — то не переживайте». И если сообщества некоторых предметов всеросса развиваются сейчас довольно активно (например, есть паблики ВКонтакте с материалами по подготовке к олимпиадам по математике, английскому, астрономии и МХК), то с литературой дела обстоят немного сложнее.
На мой взгляд, это связано с тем, что литературоведение — слишком широкая и абстрактная область знаний, так что здесь нет какого-то ограниченного списка тем или книг, которые вы обязаны прочитать при подготовке, поэтому сложно посоветовать что-то, что точно бы помогло выиграть всеросс. Но я всё же попробую.
ЕЩЕ РАЗ РАССТАВИМ ВСЕ ТОЧКИ НАД «I»
Существует два вида олимпиад: перечневые олимпиады и всеросс. Перечневые олимпиады бывают разных уровней, и вы получаете разные льготы при поступлении в зависимости от уровня олимпиады, но даже при самом лучшем раскладе вам нужно будет подтвердить её хорошими баллами ЕГЭ по профильному предмету (обычно 75+ баллов).
В отличие от перечневых, всероссийскую олимпиаду школьников не надо подтверждать баллами ЕГЭ. То есть, являясь победителем всеросса по литературе, я имею право поступить в любой вуз страны, сдав ЕГЭ только по русскому языку и базовой математике и только на проходной балл для получения аттестата. Никакой литературы, истории, английского языка, никаких 75 баллов. Впечатляющие перспективы, не правда ли?
Естественно, всё это работает только в том случае, когда вы поступаете на специальность, где выигранный вами предмет является профильным (в моём случае это филология, журналистика и «медиа и коммуникации»). Если же предмет не является профильным, то вы просто получаете 100 баллов за ЕГЭ по предмету, имея право не подтверждать эти баллы (то есть, если я захочу поступить на факультет дизайна со своим выигранным всероссом, я могу не сдавать литературу и получить 100 баллов за неё автоматически, но мне всё ещё надо будет сдать русский язык и творческий экзамен на высокие баллы). Льготы при поступлении действуют 4 года — получается, вы можете выиграть олимпиаду в 8 классе и больше ничего не делать (но лучше так не поступать).
Также, за победу на всероссе жителям некоторых городов выдаются денежные премии. Жителям Москвы — 100 тысяч рублей за призовое место и 200 тысяч за победу, Московской области — 115 тысяч призёрам, 230 тысяч — победителям; школьникам Санкт-Петербурга — 30 и 60 тысяч соответственно. Ребятам из некоторых других регионов также выдаются премии или вручаются призы и подарки, но это уже факультативно (если вы из города, в котором единственным вашим подарком окажется вялое похлопывание по плечу учителями, то автор статьи очень вас понимает).
Важно понимать — ваши усилия и труд не пропадут даром. Конечно, можно говорить, что все мы, олимпиадники, занимаемся этим только из жажды знаний и любви к своему профилю, но кому из нас не хочется получить хорошее образование и денежные средства?
ПОДГОТОВКА: ГДЕ И С КЕМ?
Пожалуй, это самый сложный выбор в жизни любого олимпиадника — готовиться в школе, с репетитором, пойти на курсы или же учиться самостоятельно? Конечно, если вы только начинаете свою олимпиадную карьеру, скорее всего, вы сейчас запутаны, не знаете, что делать, чего ждать, за что хвататься, и, если в такую минуту рядом с вами будет хороший педагог, действительно разбирающийся в специфике олимпиад (которая очень сильно отличается от специфики школьного курса и подготовки к ЕГЭ, как вы понимаете), то это будет прекрасно.
Такой преподаватель может встретиться вам где угодно — это может быть как ваш школьный педагог (если вы обучаетесь в достаточно сильной школе гуманитарного профиля), так и репетитор из высшего учебного заведения. По опыту знакомых и друзей, лучше выбрать того учителя, который уже успешно готовил ребят к олимпиадам (а если он сам состоял в комиссии жюри, то вообще чудесно). Но иногда бывает так, что дают хорошую базу и совсем неопытные в данной сфере преподаватели.
Как понять, что тот или иной учитель вам подходит? Очевидно, занятия должны быть вам интересны (и не должны походить на скучные лекции по паре часов монотонным голосом), должны давать вам новые знания и умения. Принципиально важный момент в выборе преподавателя — ваши с ним мнения и взгляды на вещи должны сходиться, поскольку филология — это всё-таки субъективная наука, абсолютных истин в ней не существует. Например, как-то раз я встретила педагога, считавшего, что после Серебряного века настоящая поэзия умерла. Смогла бы я заниматься с преподавателем с такой позицией? Не думаю.
Также, если вы живете в большом городе, наверняка в нём существует множество платных курсов по подготовке к олимпиадам. Также курсы предоставляют вузы — и в МГУ, и в ВШЭ существуют «Школы юного филолога». Все эти курсы и организации давно зарекомендовали себя как места, где прекрасно готовят будущих призеров и победителей.
Я же являюсь представителем самого малочисленного лагеря — лагеря самоподготовки. Мой школьный учитель не помогал мне, в моём городе не проводят курсы, а хороших репетиторов можно сосчитать по пальцам одной руки, да и те слишком дорогие. Поэтому моими лучшими педагогами навеки останутся библиотека и интернет.
Серьёзно: всё, что дает вам педагог, вы можете найти сами, надо только действительно хотеть найти. Если у вас есть желание и силы — будут и знания. Ничто и никогда не является достаточной помехой для достижения успеха, кроме вас самих.
ЧТО ЧИТАТЬ
Здесь всё очень индивидуально. Олимпиада — это не ЕГЭ, где присутствует кодификатор и все темы и произведения можно взять только оттуда. Во время тура вам может попасться что угодно.
Соотношение прочитанной вами художественной литературы и критической/научной должно быть примерно 50/50, так как вы должны знать не только сюжет произведений и какие-либо основные темы, но и уметь их анализировать, спокойно оперировать литературоведческой терминологией, отличать характерные черты стиля одних авторов от других и так далее.
Что касается художественной литературы, пригодиться может абсолютно всё, что вы когда-либо читали, и, конечно, ваш читательский опыт не должен ограничиваться школьной программой. Зачастую даже наоборот — половина моих знакомых, выигравших всеросс, так и не прочитали целиком «Войну и мир» и «Тихий Дон», и им прекрасно живется без этого.
Если в теории ваше задание может быть связано с любым произведением, то на практике чаще всего это работает так: у 9 классов бывают произведения, так или иначе связанные с первой половиной XIX века и романтизмом, у 10 — со второй половиной XIX века и реализмом и, соответственно, у 11 — с XX веком и модернизмом. Это распределение относится скорее ко второму туру с творческими заданиями, требующими от участников знаний историко-социального контекста и особенностей того или иного периода литературного процесса. На анализ может быть дано любое произведение, но очевидно, что, например, от девятиклассников не будет ожидаться хорошее знание советской литературы, а одиннадцатиклассникам уже вряд ли дадут стихотворение Пушкина.
Принцип «читайте то, что интересно конкретно вам» работает и с научной филологической литературой. Конечно, вы должны знать, кто такие М. Ю.Лотман, М. Л. Гаспаров, М. М. Бахтин, Л. Я.Гинзбург и чем их работы так важны для науки, но всё же вы имеете полное право не соглашаться с позицией того или иного литературоведа.
Мой (крайне субъективный) список книг, которые стоит прочитать:
- Учебник «Поэзия», составители: Наталия Азарова, Кирилл Корчагин, Дмитрий Кузьмин
- М. Н. Эпштейн «Поэзия и сверхпоэзия»
- М. Л. Гаспаров «Метр и смысл»
- Энциклопедия для детей «Аванта плюс», том 9 «Русская литература»
- М. М. Бахтин «Проблемы поэтики Достоевского»
- И. Н. Сухих «Русская литература для всех»
- Л. Я. Гинзбург «О литературном герое»
- М. Ю. Лотман, З. Г. Минц «Статьи о русской и советской поэзии»
Очень важно читать не только книги, но и работы победителей и призеров олимпиады — именно они могут дать вам понимание того, на что обращают внимание жюри при проверке работ, а ещё они чаще всего просто интересные.
Речь пойдёт именно о структуре заключительного этапа олимпиады, но региональный отличается от него только отсутствием устного тура, а анализ есть вообще во всех четырёх этапах.
Итак, первый тур — анализ. На выбор даётся прозаический или поэтический текст. Важно понять, что вам ближе — проза или поэзия. Выбор часто зависит от самого произведения, но вы можете услышать от олимпиадников фразу «Я анализирую только прозу/поэзию». Я, например, всегда выбираю поэтический текст, так как, на мой взгляд, удобнее анализировать большое сосредоточение образов и смыслов в маленьком тексте, нежели отыскивать их в большом объеме. Но проза обычно относительно понятнее, трактуется более однозначно. Попробуйте писать анализы по заданиям прошлых лет — только путём проб и ошибок вы поймёте, какому виду текста отдаёте предпочтение и что у вас выходит лучше анализировать.
Анализ — это самое главное задание олимпиады, чаще всего за него даётся наибольшее количество баллов. Когда вы анализируете текст, помните о том, что вы создаёте свой собственный текст об этом тексте, и он должен быть не менее интересен читателю. Избегайте большого количества терминов, отстранённых, пустых фраз. Жюри будет только тогда интересен ваш анализ, когда вы вложите в него свои собственные мысли, идеи, переживания, какие-то личные ассоциации, наполните написанный вами текст образами и метафорами. Не старайтесь написать обо всём: если в данном вам стихотворении синтаксис не играет никакой роли — не пишите о нём, пишите о важном, действительно определяющем суть произведения, влияющем на его своеобразие. Не пишите текст на черновик — это пустая трата времени. На черновике можно быстро набросать план анализа, основные тезисы и цитаты, а писать стоит прямо в чистовик (честно, жюри нет никакого дела до ваших зачёркиваний, если они не слишком сильно затрудняют понимание написанного).
Второй тур — творческий. Здесь вам может быть предложен любой формат задания: эссе, презентация, ответы на вопросы, написание письма и так далее. Именно здесь могут проверить ваше знание проблематики классических текстов или особенностей поэтики того или иного автора. Каким должно быть хорошее решение творческого задания? Однозначно творческим. Если вы чего-то не знаете — не беда, максимально оригинально и полно покажите имеющиеся у вас знания, пусть они и кажутся вам обрывочными и недостаточными (никогда не знаешь, вдруг у других участников они будут ещё более обрывочными). Здесь также важно ваше мнение, ваше видение, а не сухие знания.
Для творческого тура важным, на мой взгляд, является обладание своей собственной фишкой. То есть, должна быть какая-то тема, какой-то автор, какая-то эпоха или жанр, в которых вы разбираетесь настолько прекрасно, что вы можете говорить и писать о ней вечно. Например, в этом году было задание — написать эссе о том, с какого произведения или автора началось ваше настоящее знакомство с литературой и как оно произошло. Это была возможность написать о том, что вам действительно интересно, что вы любите и храните в самой глубине своего сердечка.
Наконец, третий тур — устный. Раньше суть его заключалась в том, что участнику даются темы на выбор, и он должен подготовить небольшой монолог на любую из них и выступить с ним перед жюри. В этом году всё резко изменилось: давался текст незнакомого нам стихотворения, и после часа работы по его изучению участники должны были выступить перед жюри, рассказав всё, что они думают по поводу текста — кто является его автором, в какое время оно было написано и что дало нам возможность отнести его к тому или иному автору и эпохе.
На устном туре важнее всего справиться со своим волнением: сложно говорить правильно и красиво, когда голова кружится, коленки трясутся, а на вас ещё пристально смотрят две пары глаз. Спокойствие приходит с пониманием того, что жюри не хотят вас «завалить», а наоборот, желают вам только самого хорошего результата. Представьте, что вы просто говорите со своими друзьями, выражаете свою точку зрения. У вас есть свое собственное мнение, и именно тут у вас есть возможность быть услышанным, это ли не прекрасно? Учителя в школе часто требуют какого-то определённого ответа, чтобы всё было, как в учебнике, чётко и «под линеечку», а здесь вы сможете спокойно сказать то, что вы на самом деле думаете.
Помните, на олимпиаде вы все находитесь примерно в равных условиях, все имеете относительно одинаковый багаж знаний. Побеждает тот, кто берёт себя в руки и направляет все свои силы на выражение мыслей, а не на панические настроения в духе «тут все умнее меня» и «у меня точно ничего не получится».
И ЕЩЁ НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ
- Обязательно учите стихотворения наизусть, если не целиком, то хотя бы отдельные строфы или строчки. Оптимальным вариантом будет выучивать 4-6 стихотворений в неделю.
- Тайм-менеджмент — ваш главный друг и помощник. Систематизируйте занятия и не забывайте про отдых. У меня есть знакомые, которые тратят на подготовку по 5-6 часов в день, и всегда хочется спросить у них — а живёте-то вы когда?
- Не пренебрегайте другими науками, не концентрируйтесь на одной литературе — можете упустить очень многое. Вам абсолютно точно пригодятся знания из областей языкознания, истории, философии, культурологии, искусствоведения и мало ли откуда ещё. Большая часть олимпиадников участвуют в олимпиадах не одного профиля, и именно это помогает им добиваться прекрасных результатов.
- Это абсолютно нормально, если в вашей жизни бывают дни (или даже недели), когда вам не хочется ничего делать и уж тем более ничего учить. Остановитесь, передохните, почитайте плохие книжки, посмотрите глупые сериалы — вашему мозгу просто нужна перезагрузка.
- Решайте больше заданий предыдущих лет, участвуйте во всех олимпиадах, которые только возможны, — навыки приходят с опытом.
САМОЕ ВАЖНОЕ
Первыми коннотациями со словом «олимпиада» в вашей голове должны быть совсем не «подготовка», «книги» и «тяжелый труд», а что-то вроде «невероятные люди», «ночные посиделки с гитарой и игры в мафию», «путешествия по разным городам России» и всё в таком же прекрасном духе. Я нашла на олимпиадах почти всех своих друзей и своего чудесного молодого человека, там же нашла и вдохновение, и мечты, и дальнейшие цели. Ничто, кроме олимпиады, не научит вас так радоваться за других людей и так спокойно переживать все виды отношений на расстоянии (а что поделать, если все лучшие люди планеты по ней разбросаны?).
Олимпиада должна делать вас счастливым, а не уставшим и считающим всех вокруг соперниками. Не стоит ждать победы (в жизни есть вещи гораздо важнее) — стоит ждать ярких впечатлений и искренних эмоций. Только так это всё будет иметь какой-то смысл.