Как всем участникам образовательного процесса договариваться друг с другом
В школьном пространстве «проседает» способность выстраивать коммуникацию. Недомолвки внутри коллектива, конфликты учителей с учениками — актуальные проблемы в школе. «Педсовет» побеседовал с учителем истории школы дизайна «Точка» и сооснователем «Студии педагогической поддержки» Дарьей Дягелец о том, что мешает участникам образовательного процесса договариваться и как выстроить здоровые отношения внутри коллектива.
Почему не получается договориться
Учителям друг с другом
Коллектив, в котором царят взаимопонимание и дружелюбная атмосфера, — мечта любого руководителя. На практике же учителям бывает трудно работать сплоченно и сообща. На это есть целый ряд причин:
Конфликт поколений. Взрослые и опытные педагоги видят в молодом своего очередного ученика. Они стремятся поделиться с ним опытом, подстроить под себя. Профессиональная привычка оценивать контрольные работы или самостоятельные переносится в жизнь, в которой педагог дает оценки уже людям.
«Оценивать других, исходя из собственного понимания нормы, — проявление мелочности»
Неумение работать в команде. Работа в школе — это всегда командная работа: учителей объединяет общая цель дать ребенку знания, подготовить к самостоятельной жизни. Однако многие педагоги об этом забывают: начинают ставить свой предмет выше остальных, делить дисциплины на первичные и вторичные.
Неспособность слышать друг друга. Эта проблема тесно связана с предыдущей. Если человек не умеет понять позицию другого, обсудить проблему, найти компромисс, он не сможет стать частью коллектива
Учителям и школьникам
Современные подростки «помешаны на равенстве», остро реагируют на малейшее проявление несправедливости и неравенства, открыто вступают в конфликты, борются за свои права. Вот причины, по которым педагоги не могут выстроить хорошие отношения с учениками:
Стереотипное воспитание. Наиболее ярко это проявляется в период «февромарта», когда в школах проходят типичные концерты по случаю гендерных праздников. В повседневной жизни это выражается в постоянном навязывании норм поведения, исходя из половой принадлежности школьников: мальчиков учат быть сильными и мужественными, девочек — женственными и красивыми. Первые должны уметь забивать гвоздь, вторые — уметь готовить и вышивать крестиком.
Учителя не видят в детях личностей. Педагог должен понимать, что школьник — это человек со своей позицией, мнением, интересами и желаниями. Лишая ребенка права голоса, пренебрегая возможностью узнать получше своих учеников, он теряет шансы на построение отношений с детьми.
Как педагогам стать коллективом
Найти общие ценности. Перед тем, как начинать выстраивать отношения с окружающими, нужно провести сеанс рефлексии — это поможет определить собственные ценности, чтобы затем при общении с коллегами сравнить их с чужими.
Участвовать в совместных проектах. Условие успешной коммуникации — внимание к другому, понимание его интересов и позиции. Один из шагов к этому — построение совместных проектов, слагаемыми которых будут анализ аудитории, интересная для каждого участника тема и поиск новых форматов взаимодействия.
«В соучастии, в понимании другого и в привлечении его опыта лежит ключ к успешной коммуникации»
Играть. Попробовать начать договариваться, слышать и понимать друг друга можно в игровом формате. Карточная игра от педагогической лаборатории «У меня завелись подростки» предлагает всем участникам учебного процесса поменяться ролями с коллегами: учитель русского языка может стать физруком, а трудовик — директором школы. Цель игры — решить поставленную проблему, действуя в рамках своей роли и постоянно взаимодействуя со всеми участниками.
«За счет смеха и совместной деятельности во время игры случается настоящий прорыв в эмпатии»
Обращаться за помощью. Не всегда членам коллектива получается наладить отношения внутри него самостоятельно. В таких ситуациях важно обращаться к профессионалам, которые с помощью тренингов и курации научат слышать себя и окружающих, работать сообща. Такую помощь оказывает «Студия педагогической поддержки», объединяющая педагогов-единомышленников. Ее специалисты регулярно проводят различные мероприятия, в том числе направленные на развитие навыка договариваться. А проект студии «Педагогическая лаборатория» объединил учителей и педагогов из сферы культуры — сотрудников музеев, библиотек. Наставники организовали командную работу, обучили участников управлению групповой динамикой, самоподдержке и основам проектной деятельности.
Как учителю строить отношения с учениками
С помощью дизайн-технологий
Дизайн стоит понимать не как простое рисование и безграничное творчество, а как способ познания мира через визуальную культуру и проектирование. Дизайн — это образ мысли, способ понять, как человек может быть полезен обществу и самому себе в особенности.
В любой урок и даже в целую образовательную программу можно включать элементы дизайна. На своих занятиях Дарья Дягелец использует методику дизайн-мышления и выстраивает учебный процесс через составление «карты эмпатии». Этот инструмент позволяет ближе познакомиться с детьми: задавая вопросы, педагог узнает их как личностей со своим мнением и позицией. В результате он может скорректировать программу так, чтобы каждому ребенку было интересно и полезно.
«За счет такой индивидуализации учитель и ученик сближаются, дети попадают в ловушку любви к предмету»
С помощью поиска новых форматов
Сделать урок интереснее для школьника помогут элементы игрофикации. На истории это может быть игра-стратегия, где у каждого школьника своя роль — например, земледельца, купца или мореплавателя. Благодаря этому дети активно включаются в процесс, в них пробуждаются интерес и желание тратить время на изучение предмета.
Также можно менять форматы традиционных мероприятий. Вместо приевшихся концертов «февромарта» можно устроить праздник спорта и здоровья как символ гендерного равенства. На 9 мая можно организовать квартирник, на котором дети в домашней атмосфере споют песни под гитару, прочитают стихи, посмотрят фильмы.
С помощью «переоценки ценностей»
Вектор развития образовательного процесса нужно направить в сторону гуманизации. В приоритете должен находиться не возраст и пол человека, а его личностные качества. Необходимо уделять внимание человеческим ресурсам, создать комфортные условия для учебы и развития в целом. Человека нужно научить любить и ценить себя. Обученный этому, он сможет нести это в мир.
«Человек, наученный любви и вниманию к себе и близким, несет это дальше, передает эстафету гуманности окружающим»