Как точно оценить уровень метапредметных компетенций в начальной школе

Руководитель проекта «Измерение знаний» Учи.ру Дарья Островская и научные сотрудники Центра психометрики и измерений в образовании ВШЭ Инна Антипкина и Ирина Угланова рассказывают об инструментах для оценки метапредметных компетенций, которые пригодятся в начальной школе.

Что такое метапредметные компетенции

По ФГОС школьники должны не только успешно осваивать учебную программу, но и овладеть навыками, которые помогают им учиться, общаться, ставить цели и достигать результатов. Эти компетенции называются метапредметными, так как они не привязаны к конкретным предметным результатам, а позволяют обобщать полученные знания и применять их в реальной жизни.

Наиболее важными метапредметными компетенциями становятся навыки 4К и читательская грамотность. Именно от них, по мнению ученых, зависит 85 процентов успеха в будущей профессии.

Что такое 4К-компетенции:

  • Критическое мышление — умение оценивать данные и формировать на их основе суждения, делать выводы на основе проанализированной информации.
  • Коммуникация — способность к эффективному обмену информацией с целью достижения взаимопонимания, установлению общих намерений.
  • Кооперация — организация межличностного взаимодействия с учетом специфики каждого участника ради достижения совместной цели.
  • Креативность — способность оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах.

Читательская грамотность — один из компонентов функциональной грамотности. Он включает в себя смысловое чтение, понимание прочитанного и практическое применение полученной информации. Ребенок должен не просто прочитать, но и осмыслить структуру текста, его основные идеи и ключевые детали, а далее — применить все это на практике.

Умение работать с текстом, анализировать информацию, делать выводы лежит в основе некоторых заданий для проверки 4К-компетенций. Однако прямой взаимосвязи нет: успех в выполнении заданий по читательской грамотности не гарантирует успешное решение задач по оценке 4К и наоборот.

Почему в «началке» школьный мониторинг не работает

Для оценки метапредметных компетенций в школах проводят мониторинг — систему диагностических мероприятий, которую разрабатывают методисты, а проводят учителя. Но именно в «началке» мониторинг может дать сбои. Причины:

  • Большинство существующих инструментов для оценки метапредметных навыков разрабатывают для старшеклассников и студентов. Для учеников младшей и средней школы есть лишь отдельные задания, а не полноценная разработанная методика.
  • Учителя привыкли к тому, что любая диагностика приходит «сверху», и ее цель — оценить как работу учеников, так и квалификацию учителей. Из-за этого начинается «натаскивание» школьников на нее в течение года. Диагностика превращается в соревнование для педагогов и школ, по итогам которого кто-то получит выговор.
  • Итог большинства диагностик — это баллы, которые набрал школьник. Учитель не видит, в каких заданиях были допущены ошибки, не получает советов, как выстраивать дальнейшую работу с детьми, не понимает возможной причины получения низких баллов. Так диагностика превращается из помощника, в инструмент «слепой оценки».

Как точно оценить компетенции

На образовательной платформе Учи.ру педагогам доступен диагностический инструмент — «Диагностика функциональной грамотности». В одном из его модулей учитель может оценить три из четырех компетенции: коммуникацию, кооперацию и критическое мышление. Креативности в списке нет, так как проверить ее в электронном виде довольно сложно.

Для кого: школьники четвертых и пятых классов.

Как работает. Задания для оценки 3К относятся к сценарному типу, похожи на компьютерную игру с разработанной историей. На каждом этапе ученику принимает решение, которое приведет его к определенным последствиям.

Например, в задаче «Конфетная фабрика» школьник участвует в симуляционных дебатах. Он становится представителем выдуманного государства, которое хочет построить конфетную фабрику на территории другой страны. Жители последней выступают против этого. Ребенок должен собрать команду, изучить информацию из достоверных источников, продумать аргументы. На этапе переговоров есть несколько вариантов развития событий: школьник либо учтет чужую позицию и найдет компромисс, либо будет действовать исключительно в своих интересах.

Как анализировать результаты. Сначала учитель знакомится с тем, что понимается под 3К-компетенциями в конкретном инструменте. Затем узнает, по какому принципу детям присваивается тот или иной уровень (ниже базового, базовый и выше базового) и какими навыками должен обладать ученик на каждом из них. После знакомства с этой информацией учитель уже видит результаты своих учеников: общий балл, присвоенный уровень и советы по дальнейшей работе.

Вот некоторые компоненты, из которых складывается общий балл: насколько достоверные источники использовал школьник, прислушивался ли он к членам своей команды, смог ли он выделить основные мысли в тексте.

Несмотря на то, каким будет итог диагностики, ребенок получит похвалу и при необходимости совет. Например, прислушиваться к членам команды или тщательнее проверять источники информации.

Читательская грамотность

Еще один модуль в инструменте Учи.ру посвящен оценке читательской грамотности.

Для кого: школьники вторых и третьих классов.

Как работает. Школьнику дается несколько текстов, объединенных между собой сквозной историей. Благодаря тому, что цельная картина складывается только после знакомства со всеми текстами, у ребенка есть стимул их прочитать. Подобная концепция гипертекста особенно актуальна в современном мире, когда человек знакомится с информацией, постоянно переходя по ссылкам на дополнительные источники. Кроме того, в инструменте есть задания на работу с художественными текстами.

Например, во время выполнения задания «Лесные гости» школьники погружаются в ситуацию, в которой они с друзьями отправляются в поход, а ночью из их палатки кто-то похищает часть съестных запасов. Один из текстов — это инструкция к палатке, ознакомившись с которой, дети смогут понять, как именно к ним проник ночной воришка. Далее перед учениками стоит задача приготовить еду из оставшихся продуктов. Чтобы выполнить это задание, они изучают рецепты блюд и сопоставляют их со списком оставшейся еды. А чтобы понять, какой зверек проник в их палатку, школьники читают текст о следах животных и по оставленным следам определяют незваного ночного гостя.

Как анализировать результаты. В финале школьника похвалят и дадут ему совет, как добиться лучших результатов. Например, не торопиться или внимательно читать задания. Учитель узнает, какой уровень присвоен ребенку. В основе этого разделения лежат два критерия: затраченное на выполнение заданий время и правильность решений. Из комбинаций этих критериев складывается итоговый результат.


Источник