Как создавался «Культурный норматив школьника»
Минкультуры вместе с Минпросвещения опубликовали списки литературы, музыкальных и народных произведений, фильмов и даже картин, которые рекомендованы школьникам
Минкультуры вместе с Минпросвещения опубликовали списки литературы, музыкальных и народных произведений, фильмов и даже картин, которые рекомендованы школьникам в рамках проекта «Культурный норматив». Это сотни позиций — от Глинки, Мусоргского, Чайковского до The Beatles и Nirvana, от «Иваново детство» Тарковского до «9 роты» Бондарчука. А еще в списке есть такие фильмы, как «Кин-дза-дза!», «Москва слезам не верит», «Форрест Гамп», «Крестный отец».
По какому принципу подбирались кинокартины, рекомендованные школьникам? Об этом «Российской газете» рассказал руководитель рабочей группы «Культурного норматива» по профилю «Кинематограф», директор киностудии «Союзмультфильм» Борис Машковцев:
Это была общая работа специалистов из разных областей культуры, где руководители формировали общую методологию. Все эксперты давали свои предложения: из какого контента может состоять норматив. Затем все списки произведений, которые рекомендуются для школьников, были разбиты на возрастные группы и распределены еще по определенному количеству отраслевых экспертов. В нашем случае в этом процессе участвовал Союз кинематографистов, Музей кино, ВГИК — все давали свои рекомендации и замечания.
Этот процесс занял полгода, после чего списки из 300 российских и 100 зарубежных фильмов были утверждены. При этом важно отметить, что это рекомендованный список фильмов. Подобный формат сродни списку литературы для внеклассного чтения. Выбирались произведения, которые с нашей точки зрения могут заинтересовать детей и подростков, увлечь их кинематографом. При этом мы исходили из того, что школьнику необходимо развиваться не только по линии научного знания, но и эмоционального, эстетического восприятия мира. Соответственно, этот культурный норматив — способ дать ребенку альтернативное видение мира.
В нормативе прописаны три формы, как школьник может контактировать с произведениями культуры. Первое — это различные выездные мероприятия (сейчас несколько регионов включены в тестирование этой программы — каждый субъект должен предложить значимые с культурной точки зрения места для посещения школьников).
Второе — формат культурных клубов, где местный педагог, ориентируясь на эту методику и рекомендованные списки, может не просто демонстрировать произведения детям, но и обсуждать с ними, мотивировать к творчеству. Третий формат — самостоятельное изучение фильмов из списка — все они размещены на портале культура.рф.