Как создать успокаивающую образовательную среду для дошкольников

Воспитатели детских садов, педагоги, работающие с дошкольниками, всегда ищут новое, стремятся создать домашнюю, уютную атмосферу для своих воспитанников. Ведь детский сад – это не место, куда просто приводят детей на несколько часов, а целый мир, где можно учиться, играть, гулять, общаться и дружить. Это мир ребенка и каждый, кто хоть раз планировал пространство группы, знает, насколько это сложно и интересно одновременно. Сегодня мы хотим познакомить вас с советами с другого конца земли, от Элейн Хейскелл – педагога, организующего «свой мир» для дошколят. Элейн много лет работала воспитателем в Нью-Йорке, Орегоне и Доминиканской Республике, а сейчас является преподавателем в агентстве The High Desert Education Service District.

Класс, полный маленьких детей, – это оживленное место с разнообразными желаниями и потребностями. Вместо того, чтобы чувствовать себя подавленным в этом сообществе активных маленьких людей и их требований, найдите способы создать спокойную обстановку, используя некоторые приемы коммуникаций и придерживаясь распорядка дня.

Четыре совета по организации пространства

Входя в комнату, мы автоматически включаем свет. Но верхнее освещение, особенно флуоресцентное, зачастую может не отвечать потребностям детей и быть слишком ярким. Лучше максимально использовать естественный свет и подбирать освещение в соответствии с целями и задачами занятия. Например, на занятиях по обучению грамоте может потребоваться прямой свет лампы, а в театрализованном игровом пространстве лучше использовать светодиодные светильники различной формы для создания атмосферы волшебства и сказки.

Выбирайте цвета, вызывающие положительные эмоции и успокаивающие малышей.

Доски, информационные материалы и украшения на стенах лучше размещать на уровне глаз детей. Можно оставить немного места для размещения детских рисунков, а также свободное пространство, на котором глаза могут просто отдохнуть.

Растения не только украшают помещение, но также дают возможность сбалансировать уровень влажности. Кроме того, помогая ухаживать за растениями, дети учатся ответственности. Их участие в создании и поддержке окружающего пространства способствует созданию спокойной образовательной среды.

Пусть общение будет продуманным

Если спуститься на уровень глаз детей, сев на корточки, на стул или встав на колени, то можно посмотреть на мир с точки зрения ребенка, а также заглянуть ему в глаза, не заставляя высоко задирать голову. Зрительный контакт с ребенком помогает определить степень напряженности и вмешаться в ситуацию невербальными сигналами. Общение на уровне глаз также позволяет педагогу сообщить малышу, что он в безопасности.

Трехлетнему мальчику из нашей группы было трудно расстаться со своим отцом, когда тот приводил его на занятия. Я присела на пол и посмотрела малышу в глаза, улыбнулась и мягким голосом объяснила, что папа скоро вернется, а теперь пришло время поиграть. Я ждала, глубоко вздохнув, пока он смотрел мне в глаза и медленно успокаивался. После я взяла его за руку и предложила на выбор два места для игры. Использование зрительного контакта помогло установить связь с ребенком и успокоить его.

Придерживайтесь спокойного тона в группе. Мягкий тихий голос может выступать в качестве модели при оценке допустимого уровня громкости детьми. В некоторых случаях приглушенная музыка на заднем плане помогает малышам регулировать свои интонации.

Иногда перерывы между занятиями могут быть хаотичными, так как дети обычно возбуждены и шумят. Мягкий разговор о чем-то, что кажется детям интересным или забавным, поможет сделать такой переход от одного вида деятельности к другому более спокойным. Напевание тихой песни также способно помочь переключить внимание – постепенно малыши успокаиваются, чтобы присесть и послушать.

Учите детей тому, как начать беседу. Просите их подходить к тем, с кем они хотят общаться. Расскажите, как тактично привлечь внимание собеседника, используя слово «извините» или прикоснувшись к собеседнику, например, положив руку на плечо.

Режим и порядок

Установите правила, которые помогут дошкольникам беспрепятственно справляться с распорядком дня. Расскажите детям про расписание и научите их последовательности шагов, что и как они должны делать, когда придет время.

Заблаговременная подготовка малышей упростит переключение между разными видами деятельности. Поскольку малыши должны знать, что будет дальше, важно следить за «переходами» между занятиями. Четко предупреждайте обо всех действиях, используя слова, визуальные эффекты или тактильные подсказки. Вы можете приглушить свет или позвонить в колокольчик, чтобы дети имели возможность остановиться, осмотреться и прислушаться. Подкрепите указание, сочетая его с их физической активностью, например, попросите детей поднять руки, показать на глаза или закрыть уши.

Устные предупреждения могут сигнализировать о предстоящем переходе, чтобы малыши могли подготовиться. Простую фразу, например, «У нас есть еще пять минут на игру, а потом наступит время уборки», можно сочетать с визуальной или тактильной подсказкой, например, «дать пять» каждому ребенку.

Игрушки, например, куклы, помогают детям понять, что от них требуется, без замешательства, которое может возникнуть, когда взрослый дает указание. Используйте куклы или игрушки в виде животных, относящиеся к изучаемой теме, чтобы закрепить знания, или найдите специальные куклы, которые демонстрируют определенные навыки или модели поведения. Например, чтобы избавиться от хаоса в очереди на мытье рук, покажите небольшой спектакль, где две куклы обсуждают, почему так важно мыть руки перед едой и демонстрируют поведение, которого нужно избегать. Например, куклы, стоящие в очереди, могут суетиться, толкаться, чтобы добраться до раковины, мешая друг другу. После показа спектакля поговорите с детьми о поведении кукол.

Образное взаимодействие, такое как моделирование, ролевые игры или обмен историями, поможет детям усвоить новый распорядок дня. Например, дети могут разыграть сценку, демонстрирующую спокойное и беспокойное поведение во время ожидания.

Последовательность в распорядке дня способствует обучению, устраняя отвлекающие факторы и позволяя детям согласовать собственные действия друг с другом.


Источник