Как снизить нагрузку учителя? Японский опыт
Министерство образования Японии разработало ряд мер под заголовком «Срочные рекомендации по реформированию организации работы в школах».
В 2020-м году в Японии планируется крупная образовательная реформа. Министерство образования Японии убеждено, что полноценная реализация комплекса мер по реформированию обучения невозможна без качественных изменений в организации педагогической работы и улучшения рабочей среды учителей.
Для этого необходимо активное участие педагогов в их реализации. Однако школьные учителя часто вынуждены работать сверхурочно. Согласно исследованию Министерства образования Японии, проведенному в 2017-м году, 33,5 процента учителей государственных начальных школ и 57,7 процента учителей государственных средних школ проводят на работе более 60-ти часов в неделю, в то время как норма рабочего времени для школьного учителя составляет 38 часов 45 минут в неделю.
Сверхурочная работа учителей приводит к таким неблагоприятным последствиям, как хроническая усталость и другим проблемам со здоровьем, снижению мотивации к работе и качества ее исполнения. Для того чтобы улучшить эту ситуацию, Министерство образования Японии разработало ряд мер под заголовком «Срочные рекомендации по реформированию организации работы в школах».
Так, для оптимизации нагрузки и рабочего времени учителей будут осуществлены следующие меры:
Введение специальных средств учета рабочего времени учителя
Как правило, время начала и окончания работы фиксируется учителями самостоятельно путем заполнения необходимых полей в бумажном документе. Данный метод был признан неэффективным и подлежит замене на электронную регистрацию с использованием терминалов учета рабочего времени. Учет предлагается осуществлять путем считывания электронных карт и биометрических данных (в первую очередь, отпечатков пальцев).
Перераспределение обязанностей между педагогическим и административным составом школы
Часть обязанностей учителей, не относящихся непосредственно к работе с обучающимися (к примеру, ведение документации и отчетности) будет возложена на представителей административного состава школы. Кроме того, Министерство образования Японии обратилось к местным Комитетам по образованию с рекомендацией пересмотреть количество отчетности, требуемой от школ.
Введение должности школьного ассистента
Из государственного бюджета на 2018 год выделены средства, рассчитанные на найм 3,6 тысяч школьных ассистентов в младшие и средние общественные школы по всей стране. В первую очередь обязанности школьных ассистентов заключаются в выполнении поручений учителей по обеспечению нужд класса (к примеру, работе с документами и печати учебных материалов), а также организации школьных мероприятий.
Упорядочение внеклассной работы
Ранее время, отведенное на внеклассную жизнь, никак не регламентировалось, новые меры организации внеклассной работы включают в себя оптимизацию и учет времени работы клубов, а также найм лиц, ответственных за клубную деятельность. Для клубов будут установлены нормы рабочих часов и дополнительные выходные дни.