Как разговаривать с детьми о важном: Что значит быть взрослым?

Важно, чтобы этот разговор был не назидательным, а открытым и душевным

Поговорить с детьми о том, что значит быть взрослым, — это возможность обсудить важные аспекты, которые влияют на личностное развитие, ответственность и понимание мира. Важно, чтобы этот разговор был не назидательным, а открытым и душевным, давая ребенку возможность задавать вопросы, размышлять и делиться своими мыслями.

Родители и взрослые, окружающие ребенка, часто являются первыми примерами взрослой жизни. Дети наблюдают за тем, как их близкие принимают решения, справляются с трудностями, выражают эмоции и взаимодействуют с окружающими. Поэтому начинать разговор можно с личных историй — расскажите ребенку о своем взрослении, о тех моментах, когда вы поняли, что стали взрослым. Возможно, это был первый серьезный выбор, первое понимание ответственности или даже ошибка, из которой вы вынесли урок. Затем предложите ребенку поразмышлять о том, как он представляет себе взрослого человека. Какие качества, по его мнению, делают человека взрослым? Как он видит себя, когда вырастет?

 

Вопросы для обсуждения с детьми в зависимости от их возраста:

Младшие школьники (1–4 класс):

  • Каким ты представляешь себе взрослого человека? Чем он отличается от ребенка?
  • Что бы ты хотел делать, когда вырастешь? Как это изменит твою жизнь?
  • Как ты думаешь, почему взрослые иногда делают то, что им не нравится, например, ходят на работу каждый день?

Средние школьники (5–8 класс):

  • Какие черты, по твоему мнению, характеризуют взрослого человека?
  • Как ты думаешь, сложно ли быть взрослым? Почему?
  • Что такое ответственность, и как она проявляется у взрослых?

Старшие школьники (9–11 класс):

  • Какие качества взрослого человека ты считаешь важными для себя?
  • Как ты думаешь, что самое трудное в переходе от детства к взрослой жизни?
  • Как ты видишь свое будущее и какую роль в нем играет взрослость?

Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов

 

Мультфильмы/Фильмы

М/ф «Про Миру и Гошу. Мне так не нравится!», мультсериал, 2019–2020, 6 минут, режиссёр Ольга Лопато, 0+

Мультсериал о жизни российской семьи: папы, мамы, Миры, Гоши и их собачки Сони. Как и все дети, брат и сестра Гоша и Мира познают мир, играют, иногда ссорятся и попадают в затруднительные ситуации — дома, в школе или во дворе. В этой серии Мира ссорится с Соней и сильно злится. Однако благодаря этому конфликту девочка узнает, что у каждого живого существа есть свои границы, даже у мамы! Границы — это пространство вокруг нашего тела, которое никто не должен нарушать.

Вопросы для обсуждения:

  1. Чему нас учит этот мультфильм?
  2. Давай вместе составим список того, что защищают твои личные границы (время, вещи, тело, внимание, мнение, секреты и т.д.).
  3. Как ты думаешь, почему так важно озвучивать свои личные границы?
  4. Почему важно соблюдать чужие личные границы?

М/ф «В стране невыученных уроков», 1969 год, короткометражный детский сказочный мультфильм, 19 минут, режиссёр Юрий Прытков, 0+

Витя Перестукин, с трудом заставляя себя делать уроки, решает каждую задачку наугад, по принципу «и так сойдёт». Учителем для Вити выступает говорящее радио, которое сообщает, что у мальчика нет характера, а если его нет, то нужно характер воспитывать, бороться с трудностями и развивать волю. Витя утверждает, что боролся бы с трудностями, да вот где их взять? В злости на школьные задания он бросает тетради и учебники на пол, мгновенно оказываясь в волшебном мире со своим котом. В этом мире всё наперекосяк, и воплощена каждая ошибка, которую Витя допустил в домашней работе. Чтобы справиться с трудностями и выбраться из волшебного мира, мальчику придётся правильно выполнить уроки.

Вопросы для обсуждения:

  1. Чему нас учит сказка?
  2. Осознал бы Витя свою лень, если бы ему не помогло говорящее радио? Нужно ли иногда, чтобы кто-то со стороны указал на наши недостатки?
  3. Какие качества были у Вити до приключений в волшебной стране? А какие он обрел после них?

М/ф «Наш друг Пишичитай», 1978–1980 годы, образовательный мультфильм, три выпуска по 10 минут, режиссёр Юрий Прытков, 6+

Красочный советский мультфильм для дошкольников и младших школьников, начинающих знакомство с грамотой. Мультфильм рассказывает о приключениях пятилетнего мальчика Коли и его наставника Пишичитая. В каждой серии Пишичитай дарит Коле новую букву и учит её уважать и правильно применять. Сначала мальчик не бережёт буквы, из-за чего происходят необычные ситуации: Коля теряет своё имя и становится Олей, а вместо тени от клена возникает огромное поле льна. Но в каждой ситуации добрый Пишичитай помогает, возвращая буквы на свои места. Коля понимает, что каждая буква должна быть на своём месте.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как ты думаешь, был ли подарок Пишичитая ценным для Коли на его день рождения?
  2. Почему буква «К» огорчилась?
  3. Чему учит этот мультфильм?
  4. Давай познакомимся с буквами твоего имени. На что похожа каждая из них? Какие слова начинаются с каждой буквы твоего имени?

М/ф «Вовка в Тридевятом царстве», 1965 год, фильм-сказка, 19 минут, режиссёр Борис Степанцев, 0+
Школьник Вовка, лентяй и озорник, мечтает попасть в мир сказок: ведь там любые чудеса происходят «по щучьему велению, по моему хотению», безо всяких усилий. На удачу школьная библиотекарша помогает Вовке осуществить мечту: по инструкциям из книжки «Сделай сам» она создаёт двойника мальчишки и отправляет его в сказочную страну. Однако там Вовку ждут испытания: оказывается, в сказках тоже многое приходится делать собственными руками – даже царь красит заборы, а юные Премудрые Василисы собираются на слёты по обмену премудростями. Неужели Вовке так и не удастся пожить в своё удовольствие в безделье?

Вопросы для обсуждения:

  1. Какими качествами обладал Вовка? Как он их проявлял? К каким результатам приводили Вовку его поступки?
  2. Чему учит Вовку каждая встреча со сказочными героями?
  3. Почему двое из ларца так напортачили с исполнением желаний? Возможно, Вовка неправильно их сформулировал? Как ты думаешь, как правильно формулировать свои желания?
  4. Почему важно достигать своих целей именно своим трудом?

М/ф «Лунтик», серия 105 «Плакса», мультсериал, с 2006 года, приключения, фэнтези, 5 минут, 0+

С самого утра у Милы дела не заладились: роскошный куличик рассыпается, и блинчики она пускает хуже всех. Мила рыдает по любому поводу. Лунтик и Кузя уже и не знают, чем ее отвлечь. Ага, надо самим плакать, тогда она будет их утешать и перестанет кукситься. Они очень стараются, всё очень плохо: и ягодку они не нашли, и мяч не попадает в цель, и через скакалку прыгать неудобно. Терпение Милы лопнуло: ну нельзя же расстраиваться из-за всяких пустяков! Плаксы и нытики! Вот она же никогда не плачет из-за ерунды! Правда?

Вопросы для обсуждения:

  1. Как Лунтик и Кузя реагируют на слезы подруги? Какие решения они предлагают?
  2. Действительно ли события, которые случились с Милой, были такими обидными? Может быть, плакать уже стало для нее привычкой?
  3. Как ребята помогли Миле посмотреть на себя со стороны? Как ты думаешь, почему Миле были необидны поступки друзей? Может быть, потому, что действовали с чистым сердцем и без цели обидеть?

К/ф «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», 1983, 0+, мюзикл/комедия, 2 серии 134 минуты., Владимир Алеников

Музыкальная кинокомедия о веселых приключениях двух друзей – Васи Петрова и Пети Васечкина.

Скромный и застенчивый Вася Петров и выдумщик, балагур Петя Васечкин – два друга, которые учатся в третьем классе. Они совсем не похожи друг на друга, но это только помогает им выпутываться из историй, в которые они постоянно попадают! Сюжет рассказывает о двух друзьях пионерах-школьниках, об их попытках самоутвердиться и об их подруге, в которую они влюблены, Маше Старцевой.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему друзья соперничают друг с другом?
  2. Какими качествами ребята отличаются друг от друга?
  3. Какой эпизод показывает проявление дружбы?

К/ф «Пальма», 2020, приключения, семейный, 110 минут, режиссер Александр Домогаров мл., 6+

В центре этой трогательной истории оказывается овчарка по кличке Пальма. Она вынужденно расстаётся со своим хозяином, когда тот улетает за границу и оставляет собаку на взлётно-посадочной полосе. Пальма – умная и верная собака. Она остается в аэропорту, вновь и вновь встречая прилетающие самолёты в надежде, что в одном из них прилетит её хозяин. Но время идет, а он так и не появляется. Другим героем истории является девятилетний мальчик по имени Коля. Совсем недавно он потерял маму, а теперь приехал к своему отцу, пилоту самолетов. Мальчик знакомится с Пальмой, они становятся настоящими друзьями, помогая друг другу пережить потерю близкого человека.

Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Какие качества проявляли все люди, которые заботились о Пальме?
  2. Что помогло папе найти общий язык с Колей?
  3. Какие чувства остались после просмотра фильма?
  4. Чему нас учит этот фильм?

К/ф «Королевство кривых зеркал», 1963 год, фэнтези, семейный, детский, 75 минут, режиссер Александр Роу, 12+

Советская киносказка «Королевство кривых зеркал» об отважной маленькой девочке, которая спасла целое государство от гнета жуликов и воров, обосновавшихся на царском троне. Однажды непоседливая школьница Оля погналась за своим котом и попала через зеркало в прихожей в Королевство Кривых Зеркал. В волшебной стране она знакомится со своим отражением, озорной девочкой Яло, а также узнает, как непросто живется здесь бедному люду. В сказочном государстве повсюду кривые зеркала, в которых уродливые кажутся красивыми, старые – молодыми, глупые – умными. Разыскивая кота, девочки становятся свидетельницами ареста зеркальщика Гурда, который отказывается делать кривые зеркала и приговорен за это к смертной казни. Оля и Яло решают во что бы то ни стало спасти мальчика.

Вопросы для обсуждения:

  1. Полезно ли было Оле взглянуть на себя со стороны?
  2. Какими качествами обладала Оля в начале картины? Как испытания в волшебной стране повлияли на ее характер?
  3. Почему Нушрок не выдержал взгляда Оли?
  4. Почему злодеев звали именно так? Что означают их имена?
  5. Какие пословицы можно подобрать к этой картине?

К/ф «Иван Семёнов: школьный переполох», 2022 год, комедия, семейный, 93 минуты, режиссёр Антон Богданов, 6+

В центре сюжета – приключения Ивана Семёнова из Перми. Ваню за плохое поведение отчисляют из элитной школы и переводят в обычную. Хулиган и фантазёр Семёнов быстро находит в новой школе друзей, проказничает ещё сильнее, но в конце концов осознаёт свои плохие поступки и «перевоспитывается» – становится ответственным, инициативным и самостоятельным молодым человеком. Фильм наполнен интересными событиями, неожиданными поворотами сюжета и большим количеством доброго юмора.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы думаете, почему Иван хулиганил в элитной школе? Осознавал ли он свои поступки?
  2. Изменился ли он, когда его перевели в обычную школу? Или начал ещё больше проказничать?
  3. Когда он начал меняться? Под влиянием кого?
  4. Почему он сначала прилюдно высмеял свою подружку, а потом отдал ей свою путёвку? Что он осознал?
  5. Можно ли сказать, что Иван стал отвечать за свои поступки и проявлять самостоятельность?

К/ф «Белый Бим Чёрное Ухо», 1976 год, драма, 2 серии, 183 минуты, режиссёр Станислав Ростоцкий, 12+

Примечание: картина содержит сцены употребления табака.

Удивительный фильм о человеке, о животных, об обществе. И даже трудно выбрать, какая из тем звучит в фильме самой высокой нотой под музыку величайшего композитора современности А. Петрова. Скорее всего, эта нота может быть названа объёмным и масштабным словом – человечность. Сквозь все преграды и трудные обстоятельства история рассказывает о том, как в человеке рождаются и сохраняются верность сердца, доброта, неравнодушие, искренняя забота, трудолюбие, любовь к природе, вера и свет.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему учительница поставила плохую оценку Толику за сочинение о любви к животным? Было ли сочинение действительно плохим?
  2. Что объединяет всех тех героев, которые обижали собаку? Что у них общего?
  3. Можно ли продать или купить за деньги имя, честь, совесть?
  4. Опиши характер Бима тремя словами. Про кого ещё из героев фильма можно сказать также?
  5. Машинисты поезда, спасая Бима, говорят: «ЧЕЛОВЕКА спасать надо». Это они случайно оговорились? Как ты думаешь?
  6. Один из героев говорит: «За правду платить нужно». Так ли это? За правду платят или расплачиваются? В чём разница?
  7. Кто главный герой фильма – пёс, его хозяин или кто-то ещё?
  8. Главный герой говорит доктору: «Прекрасная доля – извлекать осколки из сердца, истреблять боль», а доктор отвечает, что извлекать осколки из глубины сердца, невидимые, которые ранят гораздо сильнее – это дело главного героя. Как это можно понять? В каких ещё историях упоминаются «осколки в сердце»?

К/ф «Надо мною солнце не садится», 2019 год, драма, комедия, 108 минут, режиссёр Любовь Борисова, 12+

Невероятно сильный и глубокий фильм о переосмыслении жизненных целей и смыслов со стороны молодого героя Алтана и о спокойном, наполненном мудростью и силой закате жизни старика Байбала. Алтан, приглашённый дядей на работу, оказывается на острове в море Лаптевых, на песцовой ферме, отрезанный от цивилизации. Его сосед, старик Байбал, обращается к Алтану с пугающей просьбой: в случае своей кончины он просит парня захоронить его рядом с любимой женой. Незаметно они начинают дружить, и эта дружба приносит каждому из них радость, исполнение желаний и умиротворение.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какую главную мудрость передал Байбал Алтану?
  2. Алтан впервые использовал интернет на острове не для лайков, а как инструмент достижения цели. Получил ли он от этого больше удовольствия, чем в городе? Почему?
  3. Байбал говорит: «Всё, что мы заберём с собой, покидая этот мир, – это крохотные искорки воспоминаний и бережно хранимая в сердце любовь». Что эта фраза значит для тебя?
  4. Какое впечатление оставил фильм?

К/ф «Чучело», 1983 год, драма, 127 минут, режиссёр Ролан Быков, 12+

Это история шестиклассницы Лены, которую одноклассники подвергли травле. «Чучело» помогает задирам увидеть себя со стороны, а их жертвам – обрести стойкость и уверенность в себе. Лена всегда выбирает добро, оставаясь честной и верной своим принципам. Её дедушка, который её поддерживает, играет важную роль, помогая девочке не бояться проявлять свои лучшие качества.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему ребята не приняли Лену в классе?
  2. Почему для ребят Лена – «чучело», а для дедушки Николая Николаевича – «красавица»?
  3. Можно ли оставлять предательство безнаказанным?
  4. Права ли Лена, отказавшись от бойкота Димы?
  5. Что значит быть сильной личностью? В каких поступках проявляется эта сила?
  6. Что значат для дедушки его картины?
  7. В книге Николай Николаевич испытывал сильные чувства к своему дому. Что такое Дом? Что делает жилище именно домом? Как ты чувствуешь, что ты дома?

К/ф «Большой», 2016 год, спортивный, драма, 132 минуты, режиссёр Валерий Тодоровский, 12+

Примечание: есть сцены употребления алкоголя.

Юная и талантливая танцовщица Юля Ольшанская из шахтёрского городка получает шанс: её замечает артист балета Потоцкий и предрекает ей блестящее будущее. Но путь к успеху лежит через трудную работу в балетной школе под руководством строгой преподавательницы Белецкой. Юля понимает, что балет – это не только сцена, но и самоотречение. Преграды не могут остановить того, кто мечтает по-настоящему.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему Галина Михайловна взяла Юлю под своё крыло?
  2. Какими качествами обладает Юля? Как они помогли ей справляться с трудностями?
  3. Какую роль в её жизни сыграли наставники?
  4. Какую роль сыграло предательство? Кто предатель и почему?
  5. Для кого танцевала Юля в конце фильма?

 

Книги

Бундур О.С. «Как воспитывать папу: пособие для начинающих детей». — СПб.: ДЕТГИЗ, 2010. — 40 с. 6+

Замечательная история о том, как сделать так, чтобы у папы появились хорошие привычки: он научился правильно себя вести, вовремя вставать, кушать, выполнять задания, не мусорить на улице… Да мало ли чему нужно научить папу. Или, может быть, всё-таки не папу?

Интересное и увлекательное чтение для детей и совместно с детьми, хорошее настроение и добрый юмор обеспечены читателям всех возрастов!

Вопросы для обсуждения:

  • Чему ты научился у главного героя книги, который воспитывает папу?
  • Какие из правил, представленных в книге, тебе уже не нужно учить, потому что ты их выполняешь?
  • Как ты думаешь, какое главное правило в отношении папы представлено в книге?

Нагибин Ю.М. «Старая черепаха» (рассказ). — М.: ЭНАС-КНИГА, 2016. — 32 с. 6+

Глубокий, умный и тонкий рассказ про, казалось бы, обыкновенную ситуацию: мальчик, который никогда и ни в чём не знал отказа от родителей, вдруг столкнулся с невыполненным желанием. У него уже была старая черепаха, но в магазине он увидел двух маленьких черепах и захотел, чтобы дома появились новые питомцы. Не получив желаемого, мальчик нашёл выход: он продал старую черепаху незнакомцу и купил двух новых, на которых как раз хватило денег. Но что же произошло после? Осознание того, что старого друга — черепаху — нельзя заменить на двух новых, заставило мальчика действовать. Вася отправляется к покупателю, чтобы вернуть свою старую черепаху.

Вопросы для обсуждения:

  • Попробуй перечислить описания старой черепахи и сравнить, как Вася описывал её в начале и в конце истории.
  • Почему Вася перестал казаться себе самым лучшим мальчиком на свете?
  • Какое чувство у тебя вызвал поступок Васи, когда он отправился за старой черепахой?
  • Как ты думаешь, почему мама шла за Васей, но не окликнула его?
  • С кем ты себя больше ассоциируешь: с Васей, который избавился от черепахи, или с Васей, который её вернул?

Алмазов Б. «Посмотрите — я расту». — М.: Самокат, 2014. — 144 с. 8+

После окончания Великой Отечественной войны юные школьники поехали в детский лагерь под Ленинградом. Хотя они пережили войну, у них много общего с любыми другими мальчишками и девчонками их возраста. Они любят приключения, отчаянно борются за правду и стремятся разгадать секреты и тайны. Они учатся слушаться взрослых и постепенно взрослеют, но при этом остаются весёлыми, шумными и любознательными. Интересно читать о жизни, где опасностей и тревог было значительно больше, и кажется, что они были совсем другими, чем современные школьники. Или же нет?

Вопросы для обсуждения:

  • Как ты думаешь, почему Хрусталев согласился поехать в лагерь?
  • Понравился ли тебе “подушечный человек”? Есть ли у тебя такой “подушечный человек”?
  • Почему, засыпая, герой вспоминает про коней? Что они для него значат?
  • Почему мальчику Боре, “злостному нарушителю дисциплины”, аплодировали? Какие черты характера Бори тебя впечатлили?
  • Что помогло главным героям справляться с самыми опасными и трудными ситуациями? Что их спасало?

Осеева В. «Отцовская куртка». В кн. Отцовская куртка. — Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2021. — С. 43-76. 12+

В тяжёлые военные годы взросление приходилось ребятам не только за школьной партой. Старший сын в семье, Ленька, остался с заботой о матери, сёстрах и младшем брате. Учёба, работа на пристани, дружба — всё для семьи, чтобы выполнить обещание, данное отцу перед уходом на фронт: быть большаком, старшим в семье.

Вопросы для обсуждения:

  • “Большак — это делу голова, а не рукам воля.” Как ты это понимаешь?
  • Почему поначалу Ленька отказался носить отцовскую куртку?
  • Почему Ленька не сразу написал письмо отцу на фронт?
  • Как себя проявили учительница Татьяна Андреевна и школьные друзья?

Агапова М.В. «Моя невозможная мама». — М.: ЭНАС-КНИГА, 2020. — 192 с. 14+

В книге раскрывается история взросления и становления главного героя — Серёжи Захарова. Ему 12 лет, и он сын художницы Надежды Игоревны, которую иногда называет “невозможной”. В финале книги становится ясно, что в этом слове не было ничего обидного — напротив, оно имело совсем другой смысл. Надежда Игоревна, человек с добрым и открытым сердцем, занималась творчеством и искренне общалась с людьми. Эти качества с одной стороны привели к трудностям, из-за которых ей грозила потеря родительских прав, но с другой стороны позволили проявиться лучшим чертам их любящей семьи. Помощь со стороны других людей оказалась бесценной и была проявлением максимума любви и заботы, на которые способны люди.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие качества помогли Серёже выстоять в столь непростой ситуации и остаться с мамой?
  • Как ты думаешь, прав ли Серёжа, говоря: “Рай не надо искать, его надо создавать здесь и сейчас”?
  • Что психолог Кристина Ивановна не увидела, не учла, не поняла в фактах, описывая визиты Серёжи?
  • Кажется сказочно, но чтобы достичь такого результата (и дом, и работа), семье Захаровых помогали многие. Почему, как ты думаешь, обстоятельства и люди встали на их сторону?
  • В каком смысле Серёжа называл свою маму “невозможной”?
  • Давай попробуем представить продолжение этой книги: главному герою 18 лет. Чем занимается его мама? А чем он сам?

Кузнецова Ю.Н. «Дневник волонтёра». — М.: Волчок, 2020. — 191 с. 12+

Потрясающая в своей простоте и искренности история Ариши Никитиной, чья мама ходит в интернат с волонтёрской миссией. Ариша мечтает быть рядом с мамой, помогать ей, и ведёт дневник, в котором со временем отражает своё взросление. Поначалу Ариша хочет стать волонтёром, чтобы проводить больше времени с мамой, но вскоре её мотивация меняется — она хочет помогать ради тех людей, кто живёт в интернате. Запись за записью она задаёт себе всё более сложные вопросы и находит ответы на них.

Вопросы для обсуждения:

  • В ситуации с младшей сестрой Ариша вступилась за неё в столовой, но потом задумалась, правильно ли поступила. А что думаешь ты?
  • Мама говорит Арише, что на Рождество сердце смягчается. А ты как считаешь, это верно? Что ещё может смягчить сердце?
  • Чему Ариша научилась у подопечных интерната? Что она поняла о себе и своих отношениях с семьёй, одноклассниками, другими людьми?

Кузнецова Ю. «Первая работа [Книга I]»: для старшего школьного возраста. — 2-е изд., испр. — М.: КомпасГид, 2017. — 256 с. 16+

Главная героиня книги, Маша Молочникова, изучает испанский язык и мечтает поехать на стажировку в Испанию. Однако финансовые возможности её семьи ограничены, и она берётся за первую работу — обучать испанскому языку шестилетнюю девочку Дану. Этот опыт, полон трудностей, помогает Маше вырасти как в личном, так и в профессиональном плане. Благодаря своей первой работе Маша открывает для себя мир взрослых и ответственностей, учится понимать и поддерживать окружающих.

Вопросы для обсуждения:

  • Мама Маши очень похожа на свою мать, но не признаёт этого. Как у тебя обстоят дела с родителями? Есть ли что-то очевидное тебе, что родители не замечают?
  • Понимаешь ли ты недовольство Маши, которая возмущается тем, что родители экономят на всём? Как думаешь, почему они так поступают?
  • Что было не так с системой обучения у Маши поначалу? Почему она не работала?
  • Представь себя на месте Маши. Она говорит, что учить других — это как учиться самому исполнять песни. Какое сравнение ты бы использовал(а) для своей первой работы, если она у тебя уже была?
  • Сформулируй в трёх существительных, что на самом деле дала Маше её первая работа.

Источник