Как разговаривать с детьми о важном: Что значит быть взрослым?
Важно, чтобы этот разговор был не назидательным, а открытым и душевным
Поговорить с детьми о том, что значит быть взрослым, — это возможность обсудить важные аспекты, которые влияют на личностное развитие, ответственность и понимание мира. Важно, чтобы этот разговор был не назидательным, а открытым и душевным, давая ребенку возможность задавать вопросы, размышлять и делиться своими мыслями.
Родители и взрослые, окружающие ребенка, часто являются первыми примерами взрослой жизни. Дети наблюдают за тем, как их близкие принимают решения, справляются с трудностями, выражают эмоции и взаимодействуют с окружающими. Поэтому начинать разговор можно с личных историй — расскажите ребенку о своем взрослении, о тех моментах, когда вы поняли, что стали взрослым. Возможно, это был первый серьезный выбор, первое понимание ответственности или даже ошибка, из которой вы вынесли урок. Затем предложите ребенку поразмышлять о том, как он представляет себе взрослого человека. Какие качества, по его мнению, делают человека взрослым? Как он видит себя, когда вырастет?
Вопросы для обсуждения с детьми в зависимости от их возраста:
Младшие школьники (1–4 класс):
- Каким ты представляешь себе взрослого человека? Чем он отличается от ребенка?
- Что бы ты хотел делать, когда вырастешь? Как это изменит твою жизнь?
- Как ты думаешь, почему взрослые иногда делают то, что им не нравится, например, ходят на работу каждый день?
Средние школьники (5–8 класс):
- Какие черты, по твоему мнению, характеризуют взрослого человека?
- Как ты думаешь, сложно ли быть взрослым? Почему?
- Что такое ответственность, и как она проявляется у взрослых?
Старшие школьники (9–11 класс):
- Какие качества взрослого человека ты считаешь важными для себя?
- Как ты думаешь, что самое трудное в переходе от детства к взрослой жизни?
- Как ты видишь свое будущее и какую роль в нем играет взрослость?
Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов
Мультфильмы/Фильмы
М/ф «Про Миру и Гошу. Мне так не нравится!», мультсериал, 2019–2020, 6 минут, режиссёр Ольга Лопато, 0+
Мультсериал о жизни российской семьи: папы, мамы, Миры, Гоши и их собачки Сони. Как и все дети, брат и сестра Гоша и Мира познают мир, играют, иногда ссорятся и попадают в затруднительные ситуации — дома, в школе или во дворе. В этой серии Мира ссорится с Соней и сильно злится. Однако благодаря этому конфликту девочка узнает, что у каждого живого существа есть свои границы, даже у мамы! Границы — это пространство вокруг нашего тела, которое никто не должен нарушать.
Вопросы для обсуждения:
- Чему нас учит этот мультфильм?
- Давай вместе составим список того, что защищают твои личные границы (время, вещи, тело, внимание, мнение, секреты и т.д.).
- Как ты думаешь, почему так важно озвучивать свои личные границы?
- Почему важно соблюдать чужие личные границы?
М/ф «В стране невыученных уроков», 1969 год, короткометражный детский сказочный мультфильм, 19 минут, режиссёр Юрий Прытков, 0+
Витя Перестукин, с трудом заставляя себя делать уроки, решает каждую задачку наугад, по принципу «и так сойдёт». Учителем для Вити выступает говорящее радио, которое сообщает, что у мальчика нет характера, а если его нет, то нужно характер воспитывать, бороться с трудностями и развивать волю. Витя утверждает, что боролся бы с трудностями, да вот где их взять? В злости на школьные задания он бросает тетради и учебники на пол, мгновенно оказываясь в волшебном мире со своим котом. В этом мире всё наперекосяк, и воплощена каждая ошибка, которую Витя допустил в домашней работе. Чтобы справиться с трудностями и выбраться из волшебного мира, мальчику придётся правильно выполнить уроки.
Вопросы для обсуждения:
- Чему нас учит сказка?
- Осознал бы Витя свою лень, если бы ему не помогло говорящее радио? Нужно ли иногда, чтобы кто-то со стороны указал на наши недостатки?
- Какие качества были у Вити до приключений в волшебной стране? А какие он обрел после них?
М/ф «Наш друг Пишичитай», 1978–1980 годы, образовательный мультфильм, три выпуска по 10 минут, режиссёр Юрий Прытков, 6+
Красочный советский мультфильм для дошкольников и младших школьников, начинающих знакомство с грамотой. Мультфильм рассказывает о приключениях пятилетнего мальчика Коли и его наставника Пишичитая. В каждой серии Пишичитай дарит Коле новую букву и учит её уважать и правильно применять. Сначала мальчик не бережёт буквы, из-за чего происходят необычные ситуации: Коля теряет своё имя и становится Олей, а вместо тени от клена возникает огромное поле льна. Но в каждой ситуации добрый Пишичитай помогает, возвращая буквы на свои места. Коля понимает, что каждая буква должна быть на своём месте.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты думаешь, был ли подарок Пишичитая ценным для Коли на его день рождения?
- Почему буква «К» огорчилась?
- Чему учит этот мультфильм?
- Давай познакомимся с буквами твоего имени. На что похожа каждая из них? Какие слова начинаются с каждой буквы твоего имени?
М/ф «Вовка в Тридевятом царстве», 1965 год, фильм-сказка, 19 минут, режиссёр Борис Степанцев, 0+
Школьник Вовка, лентяй и озорник, мечтает попасть в мир сказок: ведь там любые чудеса происходят «по щучьему велению, по моему хотению», безо всяких усилий. На удачу школьная библиотекарша помогает Вовке осуществить мечту: по инструкциям из книжки «Сделай сам» она создаёт двойника мальчишки и отправляет его в сказочную страну. Однако там Вовку ждут испытания: оказывается, в сказках тоже многое приходится делать собственными руками – даже царь красит заборы, а юные Премудрые Василисы собираются на слёты по обмену премудростями. Неужели Вовке так и не удастся пожить в своё удовольствие в безделье?
Вопросы для обсуждения:
- Какими качествами обладал Вовка? Как он их проявлял? К каким результатам приводили Вовку его поступки?
- Чему учит Вовку каждая встреча со сказочными героями?
- Почему двое из ларца так напортачили с исполнением желаний? Возможно, Вовка неправильно их сформулировал? Как ты думаешь, как правильно формулировать свои желания?
- Почему важно достигать своих целей именно своим трудом?
М/ф «Лунтик», серия 105 «Плакса», мультсериал, с 2006 года, приключения, фэнтези, 5 минут, 0+
С самого утра у Милы дела не заладились: роскошный куличик рассыпается, и блинчики она пускает хуже всех. Мила рыдает по любому поводу. Лунтик и Кузя уже и не знают, чем ее отвлечь. Ага, надо самим плакать, тогда она будет их утешать и перестанет кукситься. Они очень стараются, всё очень плохо: и ягодку они не нашли, и мяч не попадает в цель, и через скакалку прыгать неудобно. Терпение Милы лопнуло: ну нельзя же расстраиваться из-за всяких пустяков! Плаксы и нытики! Вот она же никогда не плачет из-за ерунды! Правда?
Вопросы для обсуждения:
- Как Лунтик и Кузя реагируют на слезы подруги? Какие решения они предлагают?
- Действительно ли события, которые случились с Милой, были такими обидными? Может быть, плакать уже стало для нее привычкой?
- Как ребята помогли Миле посмотреть на себя со стороны? Как ты думаешь, почему Миле были необидны поступки друзей? Может быть, потому, что действовали с чистым сердцем и без цели обидеть?
К/ф «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», 1983, 0+, мюзикл/комедия, 2 серии 134 минуты., Владимир Алеников
Музыкальная кинокомедия о веселых приключениях двух друзей – Васи Петрова и Пети Васечкина.
Скромный и застенчивый Вася Петров и выдумщик, балагур Петя Васечкин – два друга, которые учатся в третьем классе. Они совсем не похожи друг на друга, но это только помогает им выпутываться из историй, в которые они постоянно попадают! Сюжет рассказывает о двух друзьях пионерах-школьниках, об их попытках самоутвердиться и об их подруге, в которую они влюблены, Маше Старцевой.
Вопросы для обсуждения:
- Почему друзья соперничают друг с другом?
- Какими качествами ребята отличаются друг от друга?
- Какой эпизод показывает проявление дружбы?
К/ф «Пальма», 2020, приключения, семейный, 110 минут, режиссер Александр Домогаров мл., 6+
В центре этой трогательной истории оказывается овчарка по кличке Пальма. Она вынужденно расстаётся со своим хозяином, когда тот улетает за границу и оставляет собаку на взлётно-посадочной полосе. Пальма – умная и верная собака. Она остается в аэропорту, вновь и вновь встречая прилетающие самолёты в надежде, что в одном из них прилетит её хозяин. Но время идет, а он так и не появляется. Другим героем истории является девятилетний мальчик по имени Коля. Совсем недавно он потерял маму, а теперь приехал к своему отцу, пилоту самолетов. Мальчик знакомится с Пальмой, они становятся настоящими друзьями, помогая друг другу пережить потерю близкого человека.
Вопросы для обсуждения с детьми:
- Какие качества проявляли все люди, которые заботились о Пальме?
- Что помогло папе найти общий язык с Колей?
- Какие чувства остались после просмотра фильма?
- Чему нас учит этот фильм?
К/ф «Королевство кривых зеркал», 1963 год, фэнтези, семейный, детский, 75 минут, режиссер Александр Роу, 12+
Советская киносказка «Королевство кривых зеркал» об отважной маленькой девочке, которая спасла целое государство от гнета жуликов и воров, обосновавшихся на царском троне. Однажды непоседливая школьница Оля погналась за своим котом и попала через зеркало в прихожей в Королевство Кривых Зеркал. В волшебной стране она знакомится со своим отражением, озорной девочкой Яло, а также узнает, как непросто живется здесь бедному люду. В сказочном государстве повсюду кривые зеркала, в которых уродливые кажутся красивыми, старые – молодыми, глупые – умными. Разыскивая кота, девочки становятся свидетельницами ареста зеркальщика Гурда, который отказывается делать кривые зеркала и приговорен за это к смертной казни. Оля и Яло решают во что бы то ни стало спасти мальчика.
Вопросы для обсуждения:
- Полезно ли было Оле взглянуть на себя со стороны?
- Какими качествами обладала Оля в начале картины? Как испытания в волшебной стране повлияли на ее характер?
- Почему Нушрок не выдержал взгляда Оли?
- Почему злодеев звали именно так? Что означают их имена?
- Какие пословицы можно подобрать к этой картине?
К/ф «Иван Семёнов: школьный переполох», 2022 год, комедия, семейный, 93 минуты, режиссёр Антон Богданов, 6+
В центре сюжета – приключения Ивана Семёнова из Перми. Ваню за плохое поведение отчисляют из элитной школы и переводят в обычную. Хулиган и фантазёр Семёнов быстро находит в новой школе друзей, проказничает ещё сильнее, но в конце концов осознаёт свои плохие поступки и «перевоспитывается» – становится ответственным, инициативным и самостоятельным молодым человеком. Фильм наполнен интересными событиями, неожиданными поворотами сюжета и большим количеством доброго юмора.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, почему Иван хулиганил в элитной школе? Осознавал ли он свои поступки?
- Изменился ли он, когда его перевели в обычную школу? Или начал ещё больше проказничать?
- Когда он начал меняться? Под влиянием кого?
- Почему он сначала прилюдно высмеял свою подружку, а потом отдал ей свою путёвку? Что он осознал?
- Можно ли сказать, что Иван стал отвечать за свои поступки и проявлять самостоятельность?
К/ф «Белый Бим Чёрное Ухо», 1976 год, драма, 2 серии, 183 минуты, режиссёр Станислав Ростоцкий, 12+
Примечание: картина содержит сцены употребления табака.
Удивительный фильм о человеке, о животных, об обществе. И даже трудно выбрать, какая из тем звучит в фильме самой высокой нотой под музыку величайшего композитора современности А. Петрова. Скорее всего, эта нота может быть названа объёмным и масштабным словом – человечность. Сквозь все преграды и трудные обстоятельства история рассказывает о том, как в человеке рождаются и сохраняются верность сердца, доброта, неравнодушие, искренняя забота, трудолюбие, любовь к природе, вера и свет.
Вопросы для обсуждения:
- Почему учительница поставила плохую оценку Толику за сочинение о любви к животным? Было ли сочинение действительно плохим?
- Что объединяет всех тех героев, которые обижали собаку? Что у них общего?
- Можно ли продать или купить за деньги имя, честь, совесть?
- Опиши характер Бима тремя словами. Про кого ещё из героев фильма можно сказать также?
- Машинисты поезда, спасая Бима, говорят: «ЧЕЛОВЕКА спасать надо». Это они случайно оговорились? Как ты думаешь?
- Один из героев говорит: «За правду платить нужно». Так ли это? За правду платят или расплачиваются? В чём разница?
- Кто главный герой фильма – пёс, его хозяин или кто-то ещё?
- Главный герой говорит доктору: «Прекрасная доля – извлекать осколки из сердца, истреблять боль», а доктор отвечает, что извлекать осколки из глубины сердца, невидимые, которые ранят гораздо сильнее – это дело главного героя. Как это можно понять? В каких ещё историях упоминаются «осколки в сердце»?
К/ф «Надо мною солнце не садится», 2019 год, драма, комедия, 108 минут, режиссёр Любовь Борисова, 12+
Невероятно сильный и глубокий фильм о переосмыслении жизненных целей и смыслов со стороны молодого героя Алтана и о спокойном, наполненном мудростью и силой закате жизни старика Байбала. Алтан, приглашённый дядей на работу, оказывается на острове в море Лаптевых, на песцовой ферме, отрезанный от цивилизации. Его сосед, старик Байбал, обращается к Алтану с пугающей просьбой: в случае своей кончины он просит парня захоронить его рядом с любимой женой. Незаметно они начинают дружить, и эта дружба приносит каждому из них радость, исполнение желаний и умиротворение.
Вопросы для обсуждения:
- Какую главную мудрость передал Байбал Алтану?
- Алтан впервые использовал интернет на острове не для лайков, а как инструмент достижения цели. Получил ли он от этого больше удовольствия, чем в городе? Почему?
- Байбал говорит: «Всё, что мы заберём с собой, покидая этот мир, – это крохотные искорки воспоминаний и бережно хранимая в сердце любовь». Что эта фраза значит для тебя?
- Какое впечатление оставил фильм?
К/ф «Чучело», 1983 год, драма, 127 минут, режиссёр Ролан Быков, 12+
Это история шестиклассницы Лены, которую одноклассники подвергли травле. «Чучело» помогает задирам увидеть себя со стороны, а их жертвам – обрести стойкость и уверенность в себе. Лена всегда выбирает добро, оставаясь честной и верной своим принципам. Её дедушка, который её поддерживает, играет важную роль, помогая девочке не бояться проявлять свои лучшие качества.
Вопросы для обсуждения:
- Почему ребята не приняли Лену в классе?
- Почему для ребят Лена – «чучело», а для дедушки Николая Николаевича – «красавица»?
- Можно ли оставлять предательство безнаказанным?
- Права ли Лена, отказавшись от бойкота Димы?
- Что значит быть сильной личностью? В каких поступках проявляется эта сила?
- Что значат для дедушки его картины?
- В книге Николай Николаевич испытывал сильные чувства к своему дому. Что такое Дом? Что делает жилище именно домом? Как ты чувствуешь, что ты дома?
К/ф «Большой», 2016 год, спортивный, драма, 132 минуты, режиссёр Валерий Тодоровский, 12+
Примечание: есть сцены употребления алкоголя.
Юная и талантливая танцовщица Юля Ольшанская из шахтёрского городка получает шанс: её замечает артист балета Потоцкий и предрекает ей блестящее будущее. Но путь к успеху лежит через трудную работу в балетной школе под руководством строгой преподавательницы Белецкой. Юля понимает, что балет – это не только сцена, но и самоотречение. Преграды не могут остановить того, кто мечтает по-настоящему.
Вопросы для обсуждения:
- Почему Галина Михайловна взяла Юлю под своё крыло?
- Какими качествами обладает Юля? Как они помогли ей справляться с трудностями?
- Какую роль в её жизни сыграли наставники?
- Какую роль сыграло предательство? Кто предатель и почему?
- Для кого танцевала Юля в конце фильма?
Книги
Бундур О.С. «Как воспитывать папу: пособие для начинающих детей». — СПб.: ДЕТГИЗ, 2010. — 40 с. 6+
Замечательная история о том, как сделать так, чтобы у папы появились хорошие привычки: он научился правильно себя вести, вовремя вставать, кушать, выполнять задания, не мусорить на улице… Да мало ли чему нужно научить папу. Или, может быть, всё-таки не папу?
Интересное и увлекательное чтение для детей и совместно с детьми, хорошее настроение и добрый юмор обеспечены читателям всех возрастов!
Вопросы для обсуждения:
- Чему ты научился у главного героя книги, который воспитывает папу?
- Какие из правил, представленных в книге, тебе уже не нужно учить, потому что ты их выполняешь?
- Как ты думаешь, какое главное правило в отношении папы представлено в книге?
Нагибин Ю.М. «Старая черепаха» (рассказ). — М.: ЭНАС-КНИГА, 2016. — 32 с. 6+
Глубокий, умный и тонкий рассказ про, казалось бы, обыкновенную ситуацию: мальчик, который никогда и ни в чём не знал отказа от родителей, вдруг столкнулся с невыполненным желанием. У него уже была старая черепаха, но в магазине он увидел двух маленьких черепах и захотел, чтобы дома появились новые питомцы. Не получив желаемого, мальчик нашёл выход: он продал старую черепаху незнакомцу и купил двух новых, на которых как раз хватило денег. Но что же произошло после? Осознание того, что старого друга — черепаху — нельзя заменить на двух новых, заставило мальчика действовать. Вася отправляется к покупателю, чтобы вернуть свою старую черепаху.
Вопросы для обсуждения:
- Попробуй перечислить описания старой черепахи и сравнить, как Вася описывал её в начале и в конце истории.
- Почему Вася перестал казаться себе самым лучшим мальчиком на свете?
- Какое чувство у тебя вызвал поступок Васи, когда он отправился за старой черепахой?
- Как ты думаешь, почему мама шла за Васей, но не окликнула его?
- С кем ты себя больше ассоциируешь: с Васей, который избавился от черепахи, или с Васей, который её вернул?
Алмазов Б. «Посмотрите — я расту». — М.: Самокат, 2014. — 144 с. 8+
После окончания Великой Отечественной войны юные школьники поехали в детский лагерь под Ленинградом. Хотя они пережили войну, у них много общего с любыми другими мальчишками и девчонками их возраста. Они любят приключения, отчаянно борются за правду и стремятся разгадать секреты и тайны. Они учатся слушаться взрослых и постепенно взрослеют, но при этом остаются весёлыми, шумными и любознательными. Интересно читать о жизни, где опасностей и тревог было значительно больше, и кажется, что они были совсем другими, чем современные школьники. Или же нет?
Вопросы для обсуждения:
- Как ты думаешь, почему Хрусталев согласился поехать в лагерь?
- Понравился ли тебе “подушечный человек”? Есть ли у тебя такой “подушечный человек”?
- Почему, засыпая, герой вспоминает про коней? Что они для него значат?
- Почему мальчику Боре, “злостному нарушителю дисциплины”, аплодировали? Какие черты характера Бори тебя впечатлили?
- Что помогло главным героям справляться с самыми опасными и трудными ситуациями? Что их спасало?
Осеева В. «Отцовская куртка». В кн. Отцовская куртка. — Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2021. — С. 43-76. 12+
В тяжёлые военные годы взросление приходилось ребятам не только за школьной партой. Старший сын в семье, Ленька, остался с заботой о матери, сёстрах и младшем брате. Учёба, работа на пристани, дружба — всё для семьи, чтобы выполнить обещание, данное отцу перед уходом на фронт: быть большаком, старшим в семье.
Вопросы для обсуждения:
- “Большак — это делу голова, а не рукам воля.” Как ты это понимаешь?
- Почему поначалу Ленька отказался носить отцовскую куртку?
- Почему Ленька не сразу написал письмо отцу на фронт?
- Как себя проявили учительница Татьяна Андреевна и школьные друзья?
Агапова М.В. «Моя невозможная мама». — М.: ЭНАС-КНИГА, 2020. — 192 с. 14+
В книге раскрывается история взросления и становления главного героя — Серёжи Захарова. Ему 12 лет, и он сын художницы Надежды Игоревны, которую иногда называет “невозможной”. В финале книги становится ясно, что в этом слове не было ничего обидного — напротив, оно имело совсем другой смысл. Надежда Игоревна, человек с добрым и открытым сердцем, занималась творчеством и искренне общалась с людьми. Эти качества с одной стороны привели к трудностям, из-за которых ей грозила потеря родительских прав, но с другой стороны позволили проявиться лучшим чертам их любящей семьи. Помощь со стороны других людей оказалась бесценной и была проявлением максимума любви и заботы, на которые способны люди.
Вопросы для обсуждения:
- Какие качества помогли Серёже выстоять в столь непростой ситуации и остаться с мамой?
- Как ты думаешь, прав ли Серёжа, говоря: “Рай не надо искать, его надо создавать здесь и сейчас”?
- Что психолог Кристина Ивановна не увидела, не учла, не поняла в фактах, описывая визиты Серёжи?
- Кажется сказочно, но чтобы достичь такого результата (и дом, и работа), семье Захаровых помогали многие. Почему, как ты думаешь, обстоятельства и люди встали на их сторону?
- В каком смысле Серёжа называл свою маму “невозможной”?
- Давай попробуем представить продолжение этой книги: главному герою 18 лет. Чем занимается его мама? А чем он сам?
Кузнецова Ю.Н. «Дневник волонтёра». — М.: Волчок, 2020. — 191 с. 12+
Потрясающая в своей простоте и искренности история Ариши Никитиной, чья мама ходит в интернат с волонтёрской миссией. Ариша мечтает быть рядом с мамой, помогать ей, и ведёт дневник, в котором со временем отражает своё взросление. Поначалу Ариша хочет стать волонтёром, чтобы проводить больше времени с мамой, но вскоре её мотивация меняется — она хочет помогать ради тех людей, кто живёт в интернате. Запись за записью она задаёт себе всё более сложные вопросы и находит ответы на них.
Вопросы для обсуждения:
- В ситуации с младшей сестрой Ариша вступилась за неё в столовой, но потом задумалась, правильно ли поступила. А что думаешь ты?
- Мама говорит Арише, что на Рождество сердце смягчается. А ты как считаешь, это верно? Что ещё может смягчить сердце?
- Чему Ариша научилась у подопечных интерната? Что она поняла о себе и своих отношениях с семьёй, одноклассниками, другими людьми?
Кузнецова Ю. «Первая работа [Книга I]»: для старшего школьного возраста. — 2-е изд., испр. — М.: КомпасГид, 2017. — 256 с. 16+
Главная героиня книги, Маша Молочникова, изучает испанский язык и мечтает поехать на стажировку в Испанию. Однако финансовые возможности её семьи ограничены, и она берётся за первую работу — обучать испанскому языку шестилетнюю девочку Дану. Этот опыт, полон трудностей, помогает Маше вырасти как в личном, так и в профессиональном плане. Благодаря своей первой работе Маша открывает для себя мир взрослых и ответственностей, учится понимать и поддерживать окружающих.
Вопросы для обсуждения:
- Мама Маши очень похожа на свою мать, но не признаёт этого. Как у тебя обстоят дела с родителями? Есть ли что-то очевидное тебе, что родители не замечают?
- Понимаешь ли ты недовольство Маши, которая возмущается тем, что родители экономят на всём? Как думаешь, почему они так поступают?
- Что было не так с системой обучения у Маши поначалу? Почему она не работала?
- Представь себя на месте Маши. Она говорит, что учить других — это как учиться самому исполнять песни. Какое сравнение ты бы использовал(а) для своей первой работы, если она у тебя уже была?
- Сформулируй в трёх существительных, что на самом деле дала Маше её первая работа.