Как помочь незрячему ребенку адаптироваться к школе
О том, какая поддержка необходима в процессе обучения детям, имеющим проблемы со зрением, рассказывает тифлопедагог, старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО кандидат педагогических наук Татьяна Кудрина.
Новый этап
Ребенок растет, продвигается по образовательной лестнице, переходит из дошкольного учреждения в школу. Каждая следующая ступенька развития — это новые условия, которые иногда больше, иногда меньше, но неизбежно отличаются от уже привычных. Что его ждет на этом этапе?
Во-первых, новый круг общения — новые взрослые, новые сверстники. Во-вторых, новое пространство: новые маршруты, новое помещение с другими объемами и расстояниями. В-третьих, новые правила и требования. Слишком много нового, и даже достаточно подготовленному, имеющему некоторый жизненный опыт ребенку требуется грамотная поддержка со стороны родителей и специалистов.
Особые, но не тепличные условия
Слепому ребенку необходимо создать комфортные, но не тепличные условия. Такие, чтобы все новое для него было понятным, предсказуемым и безопасным. Это касается как пространства, в котором ребенку предстоит находиться, так и способов взаимодействия с ним окружающих его людей. О чем идет речь?
- В помещениях не должно быть незакрепленной мебели и переносных временных шатких конструкций (это касается и навесных объектов), которые слепой ребенок может задеть при самостоятельном перемещении.
- Необходимо ввести строгий порядок — все вещи должны быть на своих привычных местах. Мебель переставлять нельзя, а в случае перестановки необходимо не только словесно предупредить ребенка об изменениях, но и практически показать новое расположение. В проходах класса или столовой не должно быть брошенных на пол рюкзаков или поставленных тазов (ведер), вазонов (кашпо) с цветами.
- Двери всегда должны быть либо плотно закрыты, либо полностью распахнуты: на полуоткрытое полотно дверной конструкции можно натолкнуться и получить травму. Все помещения и маршруты, которыми будет пользоваться слепой ребенок в школе, должны соответствовать этим требованиям и регулярно проходить проверку.
- При сопровождении слепого ребенка не следует тянуть его за собой, держа за руку или придерживая сзади, а также не следует толкать впереди себя. Важно помнить, что он — такой же активный участник процесса, как и взрослый, а не перемещаемый в пространстве предмет.
Какими маршрутами будет пользоваться слепой ребенок? Основные маршруты: входная зона образовательной организации — классная (групповая) комната; класс — туалет, класс — столовая; вход в класс — парта; парта — стол учителя/доска; класс — спортивный/актовый зал.
Самые важные на первое время: входная зона — гардероб — класс; класс — туалет, а в классном помещении: вход — парта. Важно помнить, что осваивать маршруты следует, во-первых, последовательно, один за другим; во-вторых, маршрут осваивается в прямом и обратном направлениях (туда и обратно).
Правила поведения для окружающих
А как должны вести себя окружающие слепого ребенка зрячие взрослые, чтобы слепой ребенок мог понимать ситуацию и был готов к взаимодействию?
Сначала ребенок должен познакомиться с тем специалистом, который будет для него «проводником» и организатором его пребывания в образовательном учреждении.
Во-первых, этот взрослый должен быть всегда в доступности, так чтобы ребенок мог его легко найти и обратиться с вопросом или за помощью.
Во-вторых, именно он будет знакомить ребенка с другими специалистами, а затем и с детским коллективом.
Особенности взаимодействия с людьми, имеющими нарушения зрения
1. При встрече взрослому следует первому приветствовать ребенка, четко назвать свое имя. Запомнить голоса большого количества людей крайне сложно, поэтому взрослым необходимо называть себя по имени, пока слепой ученик не начнет узнавать конкретных людей по их голосам.
2. В случае длительного перерыва в общении уместно напомнить ребенку свое имя. Люди, чьи голоса хорошо знакомы ребенку, так как они часто общаются с ним, могут не называть себя по имени.
3. Если происходит разговор с ребенком в присутствии одного из родителей или сопровождающего, то не следует избирать их в качестве посредников, необходимо обращаться непосредственно к ученику.
4. Общение со слепым ребенком должно быть на близком расстоянии лицом к лицу, такое расположение является аналогом взгляда «глаза в глаза».
5. Начинать беседу следует с обращения к ребенку по имени. Убедитесь, что он понял ваше намерение: он стоит к вам лицом, слушает вас, не отворачивается и не отходит. Если он не следует этим правилам, уместно напоминать ему о них.
6. Ребенка следует предупреждать о своих намерениях или своем приближении. Нельзя молча подходить к нему, прикасаться или брать его за руку без предупреждения. Это можно сделать, сопровождая свое приближение обращенной к ребенку речью. Тогда отраженный звук голоса поможет определить направление движений взрослого, а также расстояние до него.
7. Взрослому, который находится рядом, следует предупредить ребенка о приближении другого человека: сообщить, кто подходит и с какой стороны. Это поможет слепому ребенку сориентироваться и быть готовым к общению.
8. В новой обстановке необходимо рассказывать слепому ребенку, что происходит вокруг, объяснять происхождение заинтересовавших его звуков. Описывать окружающее надо точно, лаконично, опираясь на те ощущения, которые доступны и понятны ребенку. Важно дозировать количество транслируемой ребенку информации, выбирая только самую существенную.
9. Если появилась необходимость ненадолго отойти от ребенка, даже в том случае, если он останется в поле вашего зрения, его следует предупредить о намерении и оставить рядом с каким-либо понятным или знакомым ему объектом: скамьей, поручнем и т. д. Оставлять слепого ребенка без ориентира нельзя.
Следование этим основным правилам поможет взрослым создать благоприятные условия для вхождения слепого ребенка в образовательный процесс, сделает период его привыкания к новой предметной и социальной обстановке менее продолжительным и не таким острым.