Как отучить ребенка ныть
У жалобного хныканья ребенка может быть множество разных мотивов: усталость, жажда, плохое самочувствие, потребность во внимании взрослого… Задача родителей — понять причину и, что еще важнее, научить его управлять своими эмоциями. По мнению психолога Гая Винча, уже четырехлетний ребенок способен убрать плаксивые ноты из своей речи. Как помочь ему это сделать?
Маленькие дети научаются ныть примерно в том возрасте, когда уже могут изъясняться полными предложениями, или даже раньше. Одни избавляются от этой привычки к первому или второму классу, а у других она сохраняется дольше. В любом случае мало кто из окружающих способен долго выдержать это выматывающее хныканье.
Как обычно реагируют на него родители? Большинство просят или требуют от сына (дочери) немедленно прекратить капризничать. Либо всячески демонстрируют раздражение, но это вряд ли помешает ребенку ныть, если у него плохое настроение, если он расстроен, устал, голоден или плохо себя чувствует.
Ребенку-дошкольнику трудно контролировать свое поведение, однако примерно в возрасте трех-четырех лет он уже способен произносить те же самые слова менее плаксивым голосом. Вопрос лишь в том, как заставить его изменить тон голоса.
К счастью, есть простой трюк, который родители могут использовать, чтобы отучить ребенка от этой неприятной манеры. Многие взрослые знают об этом приеме, но часто терпят неудачу, когда пытаются им воспользоваться, потому что не соблюдают важнейшее условие: в деле по установлению границ и изменению привычек мы должны быть на все 100% логичны и последовательны.
Пять шагов по пресечению нытья
1. Всякий раз, когда ребенок «включает» хныканье, скажите ему с улыбкой (чтобы дать понять, что вы не сердитесь): «Мне жаль, но у тебя сейчас такой плаксивый голос, что мои уши не могут хорошо слышать. Поэтому, пожалуйста, повтори это еще раз голосом большого мальчика/девочки».
2. Если ребенок продолжает ныть, приложите ладонь к уху и повторите с улыбкой: «Я знаю, что ты что-то говоришь, но мои уши отказываются работать. Не можешь ли ты, пожалуйста, сказать то же самое голосом большой девочки/мальчика?»
3. Если ребенок меняет тон на менее плаксивый, скажите: «Теперь я тебя слышу. Спасибо, что говоришь со мной как большая девочка/мальчик». И обязательно ответьте на его просьбу. Или даже скажите так: «Мои уши счастливы, когда ты используешь свой голос большой девочки/мальчика».
4. Если после двух ваших просьб ребенок все еще хнычет, пожмите плечами и отвернитесь, игнорируя его запросы, пока он не выразит свое пожелание без нытья.
5. Если хныканье перерастает в громкий плач, скажите: «Я хочу тебя услышать — правда хочу. Но моим ушам требуется помощь. Им нужно, чтобы ты разговаривал голосом большого мальчика/девочки». Если вы заметите, что ребенок старается изменить интонацию и говорить спокойнее, вернитесь к третьему шагу.
Ваша цель в том, чтобы постепенно вырабатывать разумное поведение, поэтому важно отмечать и вознаграждать любые первые усилия со стороны ребенка.
Важные условия
1. Чтобы эта техника сработала, и вы, и ваш партнер (если он у вас есть) должны всегда реагировать одинаково, пока привычка ребенка не изменится. Чем более вы настойчивы и стабильны, тем быстрее это произойдет.
2. Чтобы избежать борьбы за власть со своим ребенком, старайтесь сохранять максимально спокойный, ровный тон и подбадривайте его всякий раз, когда обращаетесь к нему с просьбой.
3. Не забудьте подкрепить его старания словами одобрения, произнесенными один раз (как в примерах из пункта 3).
4. Не отменяйте своих требований и не снижайте ожиданий, завидев, что ребенок начинает прилагать усилия, чтобы меньше капризничать. Продолжайте напоминать о своих просьбах говорить «как большой», пока тон его голоса не станет более сдержанным.
5. Чем спокойнее вы реагируете, тем легче ребенку будет сосредоточиться на поставленной задаче. В противном случае, заметив эмоциональный отклик на свое нытье, дошкольник может закрепить эту плохую привычку.