Как это было…

Урок мужества, посвященный 75-летию Сталинградской битвы (8-9 классы)


Сибирякова Елена Юрьевна, Стенина Ирина Борисовна – учителя МБОУ «Вознесенская СОШ», с. Вознесенье, Ивановская область


Урок мужества – это нетрадиционная форма проведения внеклассного мероприятия. Для проведения мероприятия была создана инициативная группа, которая занималась разработкой сценария, приглашением родственников ветерана Великой Отечественной войны Кабанова Дмитрия Ивановича, участника Сталинградской битвы, созданием выставки книг, приобретением и дальнейшим изготовлением памятных сувениров «Георгиевская свеча».

Цель: воспитание патриотизма к родной земле, к своей Родине, к историческому прошлому нашего народа.

Задачи:
Образовательные:
— углубить знания школьников о событиях Великой Отечественной войны;
— познакомить учащихся с поэтическими произведениями о Сталинградской битве, о Великой Отечественной войне;
— познакомить с односельчанами, участниками Великой Отечественной войны;
— подвести учащихся к пониманию значимости Победы в Великой Отечественной войне;
— углубить знания учащихся об истории родной страны.
Воспитательные и развивающие:
— воспитание и развитие чувства патриотизма, гордости за великое прошлое своей Родины, чувства национального ответственности за будущее своей страны;
— понимание важности исторических событий и значимости вклада Победы в Великой Отечественной войны в историю сегодняшних дней;
— воспитывать и развивать чувство национального самосознания, национальной гордости, чувство сопричастности к судьбе родной страны.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер; презентация; песня «Журавли», звук метронома; кинофрагменты «Сталинградская битва. Хроника сражений», «На Мамаевом кургане тишина», «Ты же выжил, солдат!», «Память в танце. Случайный вальс»; выставка книг о Великой Отечественной войне.

Методы: беседа, поисково-исследовательская технология, метод наглядности, демонстрации, коллективно-творческая работа, ИКТ, самостоятельная работа обучающихся, обзор выставки, выразительное чтение учащимися стихотворений, сообщения учащихся, обсуждение итогов.

Используемые технологии: информационные; технология проблемного обучения; технология сотрудничества; технология личностно-ориентированного обучения.

Пояснительная записка
Этот год юбилейный – 75 лет со дня разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом в Великой Отечественной войне. Мы вспоминаем Великую Отечественную войну, потому что память о людях, защитивших нашу землю от фашизма, священна. Внимание к ветеранам, стремление передать память о войне – признаки возрождающегося национального самосознания, нашего уважения к себе и своей стране. Невозможно быть полноценной, состоявшейся личностью, не зная правдивой истории своей страны, которая складывается и из историй участников Великой Отечественной войны.

Ход урока:

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда об этом не забудем.
(А. Твардовский)

1 ученик: Одно из значимых событий Великой Отечественной войны — Сталинградская битва. Гигантское по масштабам сражение развернулось во второй половине 1942 года на берегах реки Волги. На отдельных этапах в нем с обеих сторон участвовало более двух миллионов человек, около 30 тысяч орудий, более двух тысяч самолетов и такое же количество танков.

2 ученик: За время Сталинградской битвы фашистская Германия потеряла четверть своих сил, сосредоточенных на Восточном фронте, её потери составили около полутора миллионов солдат и офицеров.
Взятие Сталинграда могло иметь для СССР катастрофические последствия. Оборонительные бои продолжались 57 дней и ночей. 28 июля нарком обороны Сталин издал приказ № 227, известный больше как «Ни шагу назад!».

3 ученик: Гитлер истерично требовал любой ценой взять волжскую цитадель. Командир батальона армии Паулюса Вельц впоследствии писал, что вспоминает это как страшный сон: «Утром пять немецких батальонов уходят в атаку и почти никто не возвращается. На следующее утро все повторяется снова…»

4 ученик: Подступы к Сталинграду действительно усеивали трупы солдат и остовы сгоревших танков. Не зря немцы прозвали путь к городу «Дорогой смерти».

Выходят обучающиеся и читают стихотворение

Кусок земли, он весь пропитан кровью.
Почернел от дыма плотный мёрзлый снег.
Даже и привыкший к многословью,
Здесь к молчанью привыкает человек.

Смятый бруствер. Развороченное ложе.
Угол блиндажа. Снаряды всех смели.
Здесь плясала смерть, но нам всего дороже
Окровавленный кусок родной земли.

Шаг за шагом ровно три недели
Мы вползали вверх, не знавшие преград.
Даже мёртвые покинуть не хотели
Этот молнией опалённый ад.

Пусть любой ценой, но только бы добраться,
Хоть буравя снег, но только б доползти,
Чтоб в молчанье страшно и жестоко драться,
Всё, как есть, сметая на пути.

Под огнём навесным задержалась рота,
Но товарищ вырвался вперёд,
Грудью пал на амбразуру дота –
Сразу кровью захлебнулся пулемёт.

Мы забыли всё… Мы бились беспощадно,
Мы на лезвиях штыков наш гнев несли.
Не жалея жизни, чтобы взять обратно
Развороченный кусок родной земли.
(Владислав Занадворов)

Показ фильма №1 «Сталинградская битва. Хроника сражений»

 

Минута молчания (звук метронома)

5 ученик: Первые вражеские самолёты появились в Сталинграде около четырёх часов дня. Бомбы достигли земли и врезались в город. Дома умирали так же, как умирают люди. Тысячи домов ослепли. Трамваи, автомобили, автобусы, паровозы — всё это остановилось.

6 ученик: Известковая и кирпичная пыль густо поднялась в воздухе, туман встал над городом, пополз вниз по Волге.

7 ученик: И пробил час.
Удар обрушен первый, —
От Сталинграда пятится злодей.
И ахнул мир, узнав, что значит верность,
Что значит ярость верящих людей.
(Ольга Берггольц «Сталинграду»)

1 ученик: Клубились яростно метели
По Сталинградской по земле,
Дымились потные шинели,
И шли солдаты по золе.
И танк в сугробе, как в болоте,
И бьют снаряды по броне,
Снежинки таяли в полете,
Как ветки с листьями в огне.
И падал в битве человек
В горячий снег, в кровавый снег.

2 ученик: Смертельной битвы этой ветер,
Как бы расплавленный металл,
И жег и плавил все на свете,
Что даже снег горячим стал.
И за чертой последней, страшной
Случалось — танк и человек
Встречались в схватке рукопашной,
И превращался в пепел снег.
Хватал руками человек
Горячий снег, кровавый снег.

3 ученик: Опали белые метели,
Цветами стали по весне.
Большие годы пролетели,
А я всё сердцем на войне.
Где отпевали нас метели,
Где в землю многие легли,
А дома мамы поседели,
У дома вишни зацвели.
А у меня в глазах навек
Горячий снег, кровавый снег.
(Михаил Львов)

Показ фильма №3 «Ты же выжил, солдат!»

 

Слово Кабанову А.Д., показ презентации Кабанов

От автора. Ребята с огромным интересом слушали рассказ Кабанова А.Д., работающего в нашей школе, о событиях этой битвы. Его отец, Дмитрий Иванович Кабанов, был участником тех событий.

Родился он в 1923 году в д. Щапино Савинского района. Закончил 6 классов Вознесенской школы. В 1941 г. работал на военном заводе им. Дегтярева, служил в действующей армии на Калининском фронте, затем под Сталинградом. Участвовал в освобождении городов Харькова, Белгорода, Минска. В 1944 г. получил третье ранение и был комиссован. Награжден медалью «За освобождение Сталинграда», «За освобождение Курска» орденом Отечественной войны 1-й степени, юбилейными медалями.

Выставка книг о Сталинградской битве, рассказ обучающегося о книге В. Некрасова «В окопах Сталинграда»

Виктор Некрасов сам принимал участие в Сталинградской битве. Эта книга не просто классика нашей литературы, эту книгу должен прочитать каждый, кто любит Родину и помнит о героической Победе.

4 ученик: (фоном песня «Журавли»)
В городе на Волге
Как трудно было умирать
Солдатам, помнящим о долге,
В том самом городе на Волге —
Глаза навеки закрывать.
Как страшно было умирать:
Давно оставлена граница,
А огневая колесница
Войны ещё ни шагу вспять…
Как горько было умирать:
«Чем ты подкошена, Россия?
Чужою силой иль бессильем
Своим?» — им так хотелось знать.
А пуще им хотелось знать,
Солдатам, помнящим о долге,
Чем битва кончится на Волге,
Чтоб легче было умирать…

5 ученик: Волгоград — Сталинград.
Рядовой и комбат здесь лежат,
Невзирая на званья.
Молча люди стоят.
Журавли пролетят,
И курлыканье, как отпеванье.

Звучит песня «Журавли»
Презентация Сталинградская битва в цифрах и фактах

Мамаев курган

9 ученик: Славой овеяно имя города-героя Сталинграда. Местом самых ожесточенных боев в Сталинграде стал Мамаев курган. На военных картах он обозначался как высота 102 и имел важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, переправа через Волгу.

10 ученик: Именно он стал ключевой позицией в борьбе за волжские берега. Удержать эту высоту для 62-й армии было вопросом жизни и смерти. Гитлеровцы по 10-12 раз в день штурмовали его, но, теряя людей и технику, так и не смогли захватить всю территорию кургана.

11 ученик: Мамаев курган — место огромных людских потерь…. и беспримерного мужества и героизма советских воинов. Именно здесь, в районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва.

Фильм №2 «На Мамаевом кургане тишина»

 

Проект «Георгиевская свеча»  
От автора. Через создание собственными руками георгиевской свечи, школьникам предлагается рассмотреть историю своих родных и близких, построить семейное древо и подготовить «георгиевскую свечу» для Дня памяти (9 Мая День Победы).

Просмотр видеофрагмента «Память в танце. Случайный вальс»
Рассказ об истории создания «Случайного вальса», который стал символом победы и памяти, вселял надежду на скорую победу в Великой Отечественной войне.

 

12 ученик: Победа! Кажется, весь смысл жизни вложен в это слово. Скорбь длится годами. Солдаты отдали свои жизни во имя общего счастья!
Поклон земле –
Суровой и прекрасной,
Что вечно будет людям дорога!
Здесь виден новый город —
Светлый, ясный,
Степная ширь и Волги берега.