Качественное образование
Как оно видится представителям разных социальных групп?
Слова «качество образования» встречаются почти во всех официальных документах. Но что они означают? Люди, которые заинтересованы в качественном образовании, понимают под этим одно и то же или нет? А если нет, то как смотрят на качество образования представители разных социальных групп? В Институте образования НИУ ВШЭ ведется исследование, призванное пролить свет на эти вопросы.
Специалисты Института образования подготовили материал о промежуточных результатах исследования. Предлагаем вашему вниманию первую часть этого материала, где говорится о том, что понимают под качеством образования и образовательными результатами представители разных заинтересованных социальных групп.
В разговоре о качестве образования речь идет о совмещении интересов государства, физических и юридических лиц. Проводя исследование, мы стремились понять, какие группы заинтересованы в качественном образовании, какие у них могут быть конкретные интересы и как согласовать их с государственными.
Мы выделили тринадцать социальных групп, заинтересованных в качестве образования. Это родители, учителя, обучающиеся, школа, государство, органы управления образованием, работодатели и предприятия, вузы и колледжи, СМИ, общественные организации, религиозные конфессии, этнические группы, научно-исследовательское сообщество. Сами респонденты в ходе интервью чаще всего выделяли три группы: родителей, обучающихся и учителей.
«Мне трудно судить о качестве в масштабах страны»
Когда мы задавали респондентам прямой вопрос, что такое качество образования, многие терялись. Некоторые ссылались на то, что у нас до сих пор нет единого подхода к определению качества. Гораздо проще оказалось получить ответ на вопрос о динамике: изменилось ли качество образования за прошедшие годы? И здесь мнения разделись.
Часть опрошенных считают, что качество меняется в худшую сторону. Образование инерционно, школа устаревает, и мы не успеваем за изменениями в современном мире.
Из ответов респондентов:
- «Я считаю, что вся наша модель общего образования устарела, и она просто не работает».
- «Школа вообще на готова работать с детьми хоть чуть-чуть отклоняющимися от нормы и оценивать результаты с этой точки зрения».
- «Школа и учителя не успевают изменяться вслед за детьми. Даже молодых учителей готовят по-старому».
- «Какой-то посыл идет, что раньше было лучше образование».
Другие респонденты придерживались позиции, что качество образования улучшается.
Многие из опрошенных, в первую очередь родители, отвечали, что затрудняются оценить изменения в качестве образования. При этом люди ссылались на возраст и несформированность личной позиции: «Мы еще молоды, чтобы судить об изменениях». «Я достаточно еще молодая, и говорить про то, что было когда-то, трудно. Но какой-то посыл идет, что раньше было лучше образование», — отметила одна из опрошенных.
Затруднившиеся в ответе на этот вопрос учителя, как правило, ссылались на то, что им трудно судить о качестве образования в масштабах страны. Мол, проще наблюдать за положением дел в своей школе, а затем распространять выводы на всю систему образования.
Из ответов:
- «О качестве образования в России мне в целом сложно говорить. Я вижу, как у меня в школе все происходит».
- «Я просто вижу выпускников нашего педвуза. Они выходят такими же, как 20 лет назад, если не хуже. Даже с меньшим багажом знаний».
- «Школа и учителя не успевают изменяться вслед за детьми. Даже молодых учителей готовят по-старому».
Что определяет качество?
Очень большой разброс в оценках возник при ответе на вопрос «какие факторы определяют качество образования?» Одни респонденты придерживаются мнения, что все определяется на уровне школы, другие полагают, что ключевую роль играет развитие общества в целом.
Из ответов:
- «Школа вообще никак не готова работать с детьми, хоть чуть-чуть отклоняющимися от нормы, и оценивать результаты с этой точки зрения».
- «Если не брать во внимание управленческие решения, которые, на мой взгляд, в первую очередь на это влияют, то оно на сто процентов зависит от того, как развивается общество».
Чаще всего респонденты отмечают в качестве главного фактора профессионализм учителей, что коррелирует с данными международных исследований. Во многих исследованиях есть вывод, что качество образования напрямую зависит от качества кадров.
В чем видятся результаты?
В суждениях респондентов о результатах выделяются две ключевые линии: предметные результаты и личностные результаты. При этом наблюдается стремление поставить на первое место личностные результаты. «Мы не можем говорить только об отметках как показателях качества. Нам важно отслеживать, что будет происходить с выпускниками школ в долгосрочной перспективе, чего они достигнут в будущем».
Из ответов:
- «Задача-то не получить отметки, а научить человека обучаться, всё время приобретать какие-то новые знания, какие-то новые профессии, может быть, менять что-то в своей жизни, не бояться».
- «Ведь мы что наблюдаем? Что ребенок вроде бы успешно заканчивает школу; получает довольно высокие баллы на ЕГЭ, поступает в вуз, и после первого-второго курса он понимает, что это не его вариант вообще, и совершенно по-другому начинает строить свою жизнь».
В то же время респонденты отмечают, что для измерения личностных результатов пока нет инструментов. И вообще, «инструментов для оценки качества у нас крайне мало». Есть объективные измерители, но они недостаточны и не всегда адекватны.
P.S. Во второй части публикации представлены ответы респондентов на вопросы, связанные с ролью ЕГЭ, доступностью источников информации о качестве образования, описаны ключевые противоречия в позициях представителей разных социальных групп. Полностью материал опубликован в интерактивном пособии «Развитие образовательной организации».