С 2009 года ЕГЭ служит в России одновременно выпускным экзаменом в школе и вступительным экзаменом в вуз и проводится по 14 общеобразовательным предметам. Обязательными для получения аттестата об окончании школы являются ЕГЭ по русскому языку и математике. Ежегодно единый государственный экзамен сдают около 750 тысяч выпускников.
«ЕГЭ прошел очень серьезную эволюцию. Если он начинался с оценки топорными измерительными инструментами, где нужно было угадать ответ, то сегодня эта «угадайка» снята. Второе – в гуманитарных предметах появились эссе, что очень важно. Например, по истории надо дать портрет эпохи. Это уже не спишешь», — рассказал директор Центра образования №109, заслуженный учитель России Евгений Ямбург.
Он также напомнил, что в ЕГЭ появилось аудирование, устная часть в экзамене по иностранному языку, а также сочинение, которое является своего рода «входным билетом» на экзамен.
Ямбург также отметил, что помимо содержательной работы над экзаменом и совершенствования способов доставки контрольно-измерительных материалов, которые становятся все более автоматизированными, важным изменением в системе ЕГЭ стал отказ от оценки работы губернаторов по результатам выпускников школ.»Чрезвычайно важно, и мы боролись за это, что с губернаторов сняли показатель ЕГЭ как критерий оценки их работы. Все эти фальсификации были связаны именно с тем. Ну кто же будет подводить любимого губернатора?» — сказал заслуженный учитель.
От бумаги к облачным технологиям
Ранее в среду замминистра образования и науки – руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов заявил, что единый государственный экзамен в дальнейшем будет переходить на электронный формат: будут использоваться облачные технологии и блокчейн, благодаря чему меры контроля в пунктах проведения ЕГЭ можно будет ослабить.
По его словам, в дальнейшем в ЕГЭ появятся задания, для выполнения которых потребуется использовать ресурсы интернета и электронного контента. Так, например, в экзамен войдет проведение виртуального эксперимента или моделирование определенной ситуации. Сама оценка знаний, по мнению замминистра, также будет проводиться с использованием компьютерных технологий.
Как отметил директор Института кибернетики и образовательной информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН, профессор МГУ, академик Алексей Семенов, сам по себе ЕГЭ является первым электронным событием в российском образовании.»Можно сколько угодно говорить о том, что мы делаем электронные учебники, а в школы поставили компьютер, но когда начинаешь выяснять, оказывается, что вообще-то электронные учебники никому не нужны, а компьютеры стоят далеко не во всех школах. А вот на ЕГЭ, когда он был введен, произошло уникальное событие – каждый выпускник был «оцифрован», его работа была послана в Москву к экспертам. Здесь невозможно было никакой фальсификации. И это произошло в российском образовании», — сказал он.
Ученый пояснил, что все дальнейшее развитие экзамена в сторону его электронного формата полностью соответствует программе «Цифровая экономика», направленной на развитие в стране электронных технологий.
«В «Цифровой экономике» написано, что дети должны на уроках использовать те же инструменты, что и взрослые. Потому что сейчас имеется огромная и все возрастающая цифровая пропасть. Все взрослые все тексты пишут на компьютере. А всем детям все тексты разрешают писать только рукой. Вот это и есть наглядная цифровая пропасть», — пояснил Семенов.