Эмоциональный интеллект ребенка: как его развить, и для чего это нужно
Что такое эмоциональный интеллект? Почему развивать его нужно с ранних лет? И как продиагностировать ЭИ у ребенка? На эти вопросы отвечают кандидат психологических наук, национальный координатор международного научного сообщества по эмоциональному интеллекту (ISEI) в России, основатель сети центров «ЭИ дети» Елена Хлевная и руководитель методических разработок, кандидат психологических наук Татьяна Киселева.
Что такое эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это определяемая и измеряемая способность распознавать эмоции, понимать причины их возникновения, управлять ими и использовать весь эмоциональный спектр для решения задач. Уровень развития каждой из четырех способностей влияет на жизнь человека: его коммуникацию, работоспособность, стрессоустойчивость, креативность, вовлеченность и уверенность в себе.
Развитый эмоциональный интеллект позволяет ребенку:
- эффективно общаться со сверстниками и взрослыми
- управлять своим поведением
- быть собранным и сосредотачиваться на решении конкретной задачи.
У детей с высокоразвитым ЭИ выше успеваемость и мотивация к учебе. А ребята с низким ЭИ больше поддаются влиянию дурной компании, получают плохие оценки из-за низкой концентрации внимания, подвержены стрессам и эмоциональному выгоранию.
Если развивать эмоциональный интеллект с раннего возраста, повышаются шансы добиться успеха во взрослой жизни. Дети вырастают более гармоничными, лучше реализуют свой потенциал и востребованы как специалисты. Ведь в 21 веке уровень эмоционального интеллекта соискателя проверяют при приеме на работу. Вслед за зарубежными компаниями, российские организации внедряют эмоционально-интеллектуальную среду в свой бизнес. По данным Всемирного экономического форума в Давосе, эмоциональный интеллект входит в топ-10 ключевых рабочих навыков.
Тренировать эмоциональный интеллект можно дома и на специальных занятиях. При выборе занятий важно руководствоваться критериями качества: программа обучения должна иметь четкую научную основу и методическую базу.
Когда начинать развивать ЭИ
Эмоциональный интеллект у детей развивается проще, чем у взрослых. Дошкольники с четырех лет отлично распознают базовые эмоции: страх, гнев, печаль, радость. С шести-семи лет развивается регуляция поведения (произвольность). Ребенок учится отслеживать влияние эмоций на деятельность и сознательно вызывать нужные эмоциональные состояния. В младшем школьном возрасте это умение перерастает в полноценную эмоциональную саморегуляцию.
Эмоциональный интеллект стоит начинать дополнительно развивать в детстве, используя специальные программы. Исследования ученых Йельского университета доказали, что в тех школах США, в которых в течение двух лет внедряли программы диагностики и развития ЭИ, улучшилась эмоциональная атмосфера. В условиях эмоциональной поддержки росла успеваемость и уровень адаптации детей в обществе.
Профессор Сиднейского университета Каролин МакКанн выявила зависимость успеваемости от способности детей понимать свои эмоции и управлять ими. МакКанн и ее коллеги проанализировали данные 160 исследований с выборкой в 42 тысячи учеников из 27 стран от начальной школы до колледжа. Исследователь обнаружил, что оценки и результаты тестов учеников с развитым эмоциональным интеллектом были выше, чем у их одноклассников даже при соразмерном IQ.
Это происходит потому, что дети с высоким ЭИ проще справляются с негативными эмоциями — тревогой, скукой и разочарованием — которые подспудно влияют на успеваемость. Также эти ученики лучше взаимодействуют с учителями и сверстниками, что тоже сказывается на обучении.
Как оценить уровень ЭИ
То, как ребенок выражает свои эмоции — плачет, если грустно, громко хохочет, когда весело — показывает уровень его эмоционального интеллекта. По мере взросления способность детей открыто выражать эмоции и чувства подавляется обществом.Взрослые осуждают яркие эмоциональные проявления, делают замечания, одергивают. А, между тем, на них нужно обращать внимание.
Признак высокого эмоционального интеллекта — открытость новому и желание познавать мир, общаться. Если ребенок внимательно слушает других, задает вопросы, нужно его поощрять, ведь так он развивает эмпатию.
Единственная в мире признанная научным сообществом диагностика эмоционального интеллекта — тест эмоционального интеллекта Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT — Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test). Она предназначена для работы с подростками от 10 лет и раскрывает умение перерабатывать информацию, полученную через эмоции, как свои, так и других людей.
Как развить ЭИ у ребенка
Называть эмоции
Ребенок только учится распознавать свои эмоции. Родители помогают ему в этом, называя их вслух: «Мне кажется, ты сердитый/радостный» и т. д. Параллельно ребенок пополняет словарный запас.
Обсуждать эмоциональные ситуации
Чтобы научить ребенка взаимодействовать с эмоциями и доверять им, родители обсуждают с ним события дня и их эмоциональный фон, предлагают помощь в сложных ситуациях, рассказывают о значимых ситуациях собственной жизни и своих переживаниях.
Не обесценивать переживания
Когда ребенок расстроен, даже если его эмоции непонятны родителям и кажутся слишком драматичными, нельзя обесценивать их и отпускать пренебрежительные комментарии. Они заставят скрывать «неправильные» эмоции и меньше доверять. Лучше в любом случае проявить внимание и сочувствие.
Моделировать способы выражения эмоций
Дети должны уметь выражать свои эмоции социально-приемлемым способом. Например, сказать «Я обиделся» или нарисовать грустный смайлик, а кричать и бросать вещи неприемлемо. Лучше всего показать возможные сценарии на собственном примере.
Научить управлять сильными эмоциями
Важно научить переходить из одного эмоционального состояния в другое, управлять сильными эмоциями. Порассуждать с ребенком, что делать со злостью, обидой и грустью. Изучить такой алгоритм управления эмоциями:
- Остановись;
- Досчитай до 10;
- Выдохни;
- Расскажи, что ты чувствуешь.
Развитию эмоционального интеллекта у детей способствуют книги, картины и музыка. На их примерах можно тренироваться различать эмоции и анализировать их.
Музыка
Спокойная музыка: грусть, печаль, тревога:
- Эдвард Григ — Утро из сюиты «Пер Гюнт»;
- Роберт Шуман — «Грезы»;
- Фридерик Шопен — «Ноктюрн № 2»;
- Иоганн Себастьян Бах — «Ария из Оркестровой сюиты N3»;
- Вольфганг Амадей Моцарт — «Дон-Жуан», K. 527.
Динамичная музыка: радость, восторг, интерес:
- Иоганн Себастьян Бах — «Шутка» из Оркестровой сюиты N2;
- Иоганнес Брамс — «Венгерский танец № 5»;
- Модест Мусоргский — «Картинки с выставки» — «Лиможский рынок»;
- Петр Ильич Чайковский — Трепак из балета «Щелкунчик»;
- Михаил Глинка — «Детская полька».
Книги
- Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»;
- Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;
- Валентин Катаев «Цветик-семицветик»;
- Алексей Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино»;
- Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»;
- Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»;
- Константин Паустовский. «Стальное колечко»;
- Редьярд Киплинг «Книга джунглей»;
- Борис Заходер «Книги о весне»;
- Аркадий Гайдар. «Чук и Гек».
Картины
Грусть, печаль, тревога:
- Федор Решетников «Опять двойка»;
- Владимир Серов «Девочка с персиками»;
- Виктор Васнецов «Аленушка»;
- Илья Репин «Бурлаки на Волге»;
- Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы».
Радость, восторг, интерес:
- Пейзажи Ивана Шишкина «Рожь», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы» и тд.;
- Клод Моне «Завтрак на траве»;
- Исаак Левитан «Березовая роща», «Свежий ветер. Волга»;
- Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»;
- Альфред Сислей «Сад Ошеде. Монжерон».