Я помню! Я горжусь!
Встреча с тружениками тыла и детьми войны, творческий отчёт
Маркова Елена Петровна, педагог-организатор ГБОУ СОШ села Ома, Ненецкий автономный округ
Пояснительная записка
В течение нескольких лет мы вместе с учениками занимаемся сбором информации о родном селе: собираем сведения об истории нашего села, о жителях, которые прославили село. Собираем частушки, диалектные слова, используемые нашими односельчанами.
К 70-летию Победы в ВОВ нам удалось собрать много материалов о воинах-земляках, участниках войны. На их основе были написаны исследовательские работы, выпущены военные листки, газеты, приняли участие в выпуске новой Книги Памяти. Свою работу мы достойно представляли на различных конкурсах, посвящённых юбилеям Победы. Проведены в школе линейки, конференции, устные журналы, встречи с тружениками тыла и детьми войны.
Мероприятие «Я помню! Я горжусь!» стало своеобразным отчётом о проделанной нами работе. Мы порой не знаем историю своей собственной семьи, не говоря об истории региона или страны…
Чтобы провести такого рода работу, необходимо изучить много литературы, исторического материала, суметь сподвигнуть учеников на очень кропотливую работу. Каждый, кто занимается такого рода деятельностью, знает, как это нелегко, сколько труда и душевных сил затрачивает руководитель. Но когда слышишь слова благодарности от детей, родных наших земляков, воевавших и работающих в тылу, то понимаешь, что заниматься такой работой надо и дальше.
Мы представляем на конкурс работу «Я помню! Я горжусь!», куда вошли работы «Мой прадед – герой!», «О судьбах женщин», «Баллада о путине», проект «О них не написано книг, им не воздвигли памятник, но память о них в сердце детей и внуков», литературно-музыкальная композиция «Они сражались за Родину», в которых представлена информация о наших земляках, воевавших в годы ВОВ. Ко всем работам есть презентации, но, к сожалению, из-за низкого качества интернета мы не смогли представить.
Цель: Способствовать гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на примерах героического прошлого родного края.
Задачи:
— изучение истории родного края;
— воспитание чувства гордости за своих земляков, преодолевших нелёгкие испытания в годы ВОВ;
— передача нравственных ценностей поколений, создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим.
Возраст детей (класс, группа): участники кружка «Моё село» (13-16 лет)
Ход мероприятия:
Встречу открывают ведущие
Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые гости и участники встречи, которую мы назвали «Я помню! Я горжусь!»
Ведущий 2: Вам, рисковавшим жизнью на полях сражений, ПОСВЯЩАЕТСЯ!
Ведущий 1: Вам, погибшим в битвах, умершим от ран в мирное время, и чьими земляками нам выпала честь быть, – ПОСВЯЩАЕТСЯ!
Ведущий 2: Труженикам тыла, женщинам, вынесшим на своих плечах эту победу, – ПОСВЯЩАЕТСЯ!
Ведущий 1: Детям войны, тем, у кого она украла детство, – ПОСВЯЩАЕТСЯ!
Ведущий 2: Перенесемся сейчас в тот далекий 1941 год. Лето. 22 июня.
Был самый комариный месяц лета,
Когда беда расправила крыла,
Начавшись далеко-далёко где-то,
Война печально в каждый дом вошла.
Фронты, взрываясь, ждали помощь тыла,
Земля качалась в крике и в огне,
И одиноко, и тревожно было
В притихшем доме думать о войне.
Ведущий 1: Война не докатилась до Заполярья, но жители Заполярного края – воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Из Ненецкого автономного округа на фронт за годы войны ушло 9383 человека. С нашего сельского совета – 107 человек. Наши земляки храбро сражались на полях войны. Ни болота, ни речки, ни дожди, ни 40-градусные морозы не могли задержать их.
Ведущий 2: Ученики нашей школы вместе с учителями ведут большую исследовательскую работу, цель которой — собрать информацию о своих родственниках и просто земляках, их боевом и трудовом пути, об их подвигах и вкладе в дело Великой Победы. Но, оказывается, сделать это сейчас не так-то просто. Уходят из жизни ветераны, а вместе с ними уходит и память о войне. Пусть это страшные воспоминания, тяжёлые, но знать об этом мы должны.
Ведущий 1: Сегодня мы представим несколько работ, посвящённых юбилею Победы, которые представляют собой результат большого труда, ценные сведения о наших земляках, ветеранах ВОВ.
В номинации «Мой прадед – герой!» мы представляем две работы, посвящённые памяти прадедов.
Маркова Валентина, ученица 10 класса, представляет работу о своём прадедушке Маркове Фёдоре Андреевиче. (Приложение №1) Приложение 1 Мой прадед — герой
Ведущий 1: Марков Фёдор Андреевич – один из наших замечательных земляков. Вместе с ним на полях сражений терпели тяготы войны, совершали подвиги, превозмогали боль и холод, погибали ещё более сотни солдат. Благодарные потомки хранят память о них, по крупицам собирая сведения.
Кокина Наталия, ученица 10 класса и Зеленых Александр, ученик 6 класса представляют рассказ о своём прадедушке и дедушке Кокине Азарии Ануфриевиче. (Приложение №2) Приложение 2 Война входила в каждый дом, Кокина Наташа
Ведущий 2: Они выстояли, они победили не только войну, но и разруху, которая царила в послевоенные годы. Действительно герои, память о них будет жить вечно в сердцах благодарных потомков.
А сколько тех, кто остался лежать на полях сражений? Тех, на чьих могилах не лежат цветы, лишь ветры да солнце поминают усопших?
Плачут ивы, а клёны
Просто так шелестят.
Двадцать семь миллионов
Крепко накрепко спят.
(А.Н. Воскобойников)
Только с нашего сельского совета не вернулись с фронта 78 человек. Кто они? О многих из них не осталось никаких сведений, кроме надписи, высеченной на обелиске.
Ученикам нашей школы, участникам кружка «Моё село», удалось собрать информацию о многих земляках, участниках боевых событий, не доживших до Победы. Памяти погибших посвящена их работа.
Антипина Надя, ученица 8 класса «О них не написано книг, им не воздвигли памятник» (Приложение №3) презентация О них не написано книг Приложение 3 текст к презентации
Ведущий 1: Всё меньше и меньше остаётся на земле тех, кто может рассказать о геройских сражениях, страхе и ужасах войны. Что бы мог рассказать ветеран своим внукам сегодня? О чём он должен поведать потомкам в назидание, предостерегая от тех ужасов и горя, что пережил сам?
Изучив рассказы ветеранов о войне, опубликованные в книге памяти Лаптандер, Альбина сочинила письмо ветерана внучке. Так о чём поведал ветеран?
Ведущий 2: Война, к счастью, не дошла до нас в виде сражений, взрывов, танковых атак. Но непомерная ноша легла на плечи тех, кто остался здесь, не ушёл на фронт.
Это были женщины и дети.
Мы знаем, как никто на свете,
Войны отчаянье и мглу.
Всё больше женщины и дети
Тогда работали в тылу.
(Р. Мещариков)
Трудная доля выпала на долю женщин военного лихолетья. Прав был ненецкий поэт Леонид Лапцуй, когда писал о женщине тех лет:
Ладони в ссадинах и трещинах,
К труду привычные давно,
А ношу на плечах у женщины
Измерить людям не дано.
Сейчас памятью о тех страшных днях остаются отрывки воспоминаний детей, чьи матери работали, ждали, надеялись.
Кокина Наталья «О судьбах женщин» (Приложение №4)
Ведущий 1: С первых же дней войны женщины-северянки заменили собой ушедших на фронт отцов, мужей и братьев. Они освоили подлёдный лов в заполярных районах в 40-градусные морозы. Часами пробивали толщу льда, чтобы ловить рыбу.
Глядя, как пешнею женщина
На льду орудует молча,
И вода закипает в трещине,
Пробитой в мёртвой толще.
Лицо в ледяной коросте.
Пешня, словно клюв у птицы.
Пурга – песец длиннохвостый –
Над майной волчком кружится.
(Л. Лапцуй)
Главной продукцией, которая шла из округа для фронта, была рыба. Рыба нужна была, чтобы кормить семьи, рыбу ждал от северян фронт. Рыбный промысел был главным занятием женщин, стариков, подростков округа.
Сегодня мы хотим представить вашему вниманию ещё одну работу, в которой отражена жизнь наших землячек в годы войны и послевоенное время.
История родного края в частушках «Баллада о путине» (Приложение №5) 1 Приложение 5 История родного края в частушках Баллада о путине
Ведущий 2: Юбилей победы – это повод подумать, вспомнить и поблагодарить всех тех, кто, не жалея своей жизни, защищал своё Отечество. В этот день мы снова вспомним всех, кто отдал за нас свои жизни, сложив голову на поле боя, и почтим их память.
Литературно-музыкальная композиция «Они сражались за Родину» (Приложение №6) Приложение 6 Литературно
Ведущий 1: Более 70 лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война. И сегодня на нашем вечере мы преклоняем колени перед теми, кто отстоял мир.
Зажигаем Свечи памяти. Минута молчания.
Сегодня я хочу представить вам тех ребят, которые по крупицам собирал информацию о наших земляках-воинах. Это Михеева Наталия, Антипина Надежда, Канюкова Валентина, Маркова Валентина, Кокина Наталия, Сабирова Алина.
Мы хотим назвать имена тех, о ком удалось собрать некоторые сведения. Это …….
Вручаем вам на память боевые листы с информацией о ваших родных. Это только начало нашей работы. Сейчас уже трудно восстановить достоверные факты. С каждым годом всё меньше остаётся очевидцев ужасной войны, участников жестоких боев. Мы просим вас, уважаемые гости, подключиться к нашей работе. Это очень полезная, интересная работа. Мы надеемся с вашей помощью дополнить наш Уголок славы. Если мы это не сделаем сегодня, завтра уже может быть поздно.
Ведущий 2: В эти дни, когда оживает природа, мы остро ощущаем, как прекрасна жизнь! Как дорога она нам! И понимаем, за все, что имеем, – жизнь и праздник в нашей жизни – мы обязаны тем, кто воевал, погибал, выживал в тех условиях, когда казалось, невозможно было выжить. С чувством глубокой благодарности мы обращаемся в этот день к нашим гостям, которые своим трудом приблизили Победу!
Ведущий 1: Дорогие наши гости! От всей души поздравляем вас с праздником Победы. Желаем вам доброго здоровья, счастья, благополучия, радости, чистого неба и мира всему нашему огромному дому.
Песня «Живите долго, ветераны»
Живите долго, ветераны!
Вам с каждым годом жить трудней.
Не заживают ваши раны
До настоящих наших дней.
Как много испытали вы!
Откуда черпали вы силы?
Давно смешались даты все,
Бурьяном поросли могилы.
И нам забыть никак нельзя,
Ведь люди жизнь за нас отдали.
Так с гордостью носите вы
Свои прекрасные медали.
Пусть в небе полыхнет салют!
В весенний светлый праздник мая
Пусть слезы на глазах цветут,
О горьких днях напоминая.
Использованная литература:
- Канев Ю.В., Увенчанные славой.- Нарьян-Мар: ГБУК «Этно-культурный центр Ненецкого автономного округа», 2013.
- Книга Памяти. Ненецкий автономный округ.- Нарьян-Мар, 2010 г., 232 с., 358 ил.
- Л. Лапцуй. Поэма «Женщина Ямала».
- Северяне — Победе: Воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны. – Архангельск: Сев.-Зап. Кн. Изд-во, 1980. – 175 с., ил., 16 л. ил.
- Сухановский А.Ф., Позывные Памяти: 41- 45.- Архангельск: Издательство «СК-Россия», 2005.- 255 с.
Статьи периодической печати:
- Краснознаменец// Нарьяна-вындер. 1967.09 мая. С.2.
- Огнём и свинцом крещёный// Нарьяна-вындер. 2001.17 мая. С.2.
- Дед Иван — ветеран войны// Нарьяна-вындер. 2005.21 апреля. С.2.