Испытание дистантом: как прошли его дети, родители и педагоги?
Только 15% педагогов имели опыт регулярной работы в дистанте до пандемии, учебная нагрузка на детей выросла от 6 до 10 часов в сутки, 89% родителей считают, что качество дистанционного образования хуже традиционного, и не желают его продолжения.
22 октября состоялся научный онлайн-семинар «Школа в условиях пандемии коронавируса: социологические аспекты», на котором представили результаты своих исследований специалисты Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС и кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ.
Неполная боевая готовность
В опросе ЦЭНО РАНХиГС принимали участие более 4 тысяч респондентов (2056 учителей, 2132 родителя школьников и 22 директора школ) из Псковской, Самарской и Ярославской областей.
Исследование было проведено в период с 25 февраля по 20 марта 2021 года в рамках мониторинга системы общего и дополнительного образования детей.
В ходе доклада рассматривались вопросы, связанные с реализацией дистанционного режима обучения, введенного в связи с ограничительными мерами в период пандемии коронавируса, а именно: готовность педагогов, учащихся и их родителей к новому формату обучения; основные проблемы, возникшие у разных участников образовательного процесса в этот период; влияние новой ситуации на успеваемость и качество знаний школьников и некоторые другие аспекты. Учитывались мнения респондентов относительно всех периодов локдауна, начиная с весны 2020 года.
Как выяснилось, до пандемии 70% педагогов не имели опыта преподавания в дистанционном режиме. Только 18% использовали этот формат время от времени, а на регулярной основе – 15%.
Большое значение имеет и вопрос оснащения рабочего места педагогов, поскольку 49% учителей отмечали, что они во время локдауна работали только из дома, 46% – как из школы, так и из дома, и 4,5% – только из школы. Можно предположить, что у этой категории педагогов нет домашнего компьютера.
Порядка 63% учителей говорили о высоком качестве интернета, однако 7% констатировали плохую связь или ее полное отсутствие.
Наиболее остро вопрос оснащения рабочего места стоял у сельских учителей.
Около 70% детей, по оценке учителей, в той или иной степени не были готовы к удаленке. Однако, по мнению родителей, данный показатель составил 47%, и от класса к классу возрастала степень готовности учащихся и их родителей к новой форме обучения.
Оснащение рабочего места школьников значительно лучше, чем у педагогов.
Около 80% родителей отметили, что у их детей было место для учебы, в то же время 17% констатировали, что его оснащение было недостаточным, и 2% сказали о том, что такого места не было вообще. Как и в случае с учителями, наибольшие проблемы испытывали сельские школьники.
Увеличение нагрузки, технические сбои и минимум досуга
Какие основные проблемы дистанционного обучения выделили учителя?
На первом месте – рост объема педагогической работы и увеличение продолжительности рабочего времени, на что обратили внимание в 56,2% случаев.
Как подчеркнула в своем выступлении младший научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Светлана Новикова, «некоторые учителя передавали домашние задания родителям, а потом забирали у них выполненные работы». По ее мнению, это стало дополнительной нагрузкой не только для педагогов, но и для родителей, которым приходилось это делать после работы.
На втором месте – технические проблемы (плохой интернет и сбои онлайн-платформ) – отмечено в 55,3% случаев.
На третьем месте – увеличение времени для подготовки к урокам и затруднения с контролем учащихся (50,6%).
Дополнительные нагрузки на учителей вынуждали их перестроить свой обычный режим дня. Так, практически 55% педагогов сообщили о том, что у них существенно возросло время, необходимое на подготовку уроков, почти 74% – на проверку работ учащихся, 38,4% – на взаимодействие с родителями учащихся.
При этом значительно уменьшилось время на досуг, отдых и общение с друзьями и на бытовые дела.
«То есть нарушался баланс между работой и отдыхом, что важно для организации максимально эффективного образовательного процесса», – констатировала Светлана Новикова.
Перераспределение времени коснулось и родителей. 47% отмечали, что они практически всегда находились рядом со своим ребенком, в то время как 17% сообщили, что они практически никогда не находились рядом со своим ребенком в процессе ДО.
Больше всего уделялось внимания детям, занимавшимся на «хорошо» и «отлично», а также учащимся младших классов.
Что касается школьников, то главной проблемой в период дистанционного обучения, с точки зрения родителей, является повышение объема домашних заданий и заданий для самостоятельного изучения (об этом сообщили почти в 50% случаев), на втором месте – снижение контроля учителя над усвоением материала и дисциплиной во время дистанционного урока, а также утомляемость ребенка, снижение внимания в ходе занятий, что было отмечено почти в 42% случаев. Не заметили особых проблем при переходе на дистант почти в 23% случаев.
Режим дня детей тоже существенно изменился. Они стали тратить гораздо больше времени на выполнение домашних заданий, чем до введения дистанта.
Так, если более 4 часов на эти цели тратили лишь 6,3% учащихся в период традиционных занятий, то из-за перехода на «удаленку» их число выросло почти до 25%.
Количество тех, кто сидел за «домашкой» 3–4 часа, возросло с 14,3% до 20,3%, а количество тех, кто проводил за уроками не более 1–2 часов, наоборот, сократилось вдвое – с почти 40% до 20,7%.
Качество знаний упало, но есть и положительные моменты
Большое внимание в своем исследовании специалисты ЦЭНО РАНХиГС уделили снижению качества образования и показателям успеваемости.
По мнению 61,3% педагогов, качество образования ухудшилось у всех учащихся, 36,2% выделили, что ухудшение произошло только среди слабоуспевающих учащихся, отставание у лучших отметили 2,5% учителей.
В числе главных причин плохого освоения некоторыми учащимися школьной программы 88% респондентов отметили невнимание родителей, 81,2% – воспитание в неблагополучной семье, 62% – плохое здоровье ребенка. 58,2% опрошенных указали на дистанционный формат обучения как на негативный фактор, а 48,4% самокритично признали недостаточный уровень профессионализма учителей. Еще 44% видят причину школьных неудач в чрезмерной сложности школьных программ, а 48%, наоборот, считают этот фактор незначительным.
Как показывает опрос родителей, дистант по-разному повлиял на достижения учащихся. Так, в меньшей степени наблюдалось ухудшение оценок у первоклассников и учащихся 11-х классов: почти 35% родителей первоклассников сообщили об улучшении успеваемости своих детей в целом и около 2% – о снижении успеваемости, среди родителей учащихся 11-х классов данные показатели составили почти 27% и 16% соответственно. Видимо, это связано с тем, что малышам активно помогали родители, а выпускники не менее активно готовились к ЕГЭ.
Больше всего «просели» результаты у учащихся 4–9-х классов, где снижение оценок превалирует над их повышением.
В то же время 54% родителей отмечают рост компьютерной грамотности у своих детей, 39,3% – рост самостоятельности при обучении и около 20% указывают на увеличение мотивации к учебе, хотя около 29% утверждают обратное.
Иными словами, итоги дистанционного обучения оцениваются не столь однозначно негативно, как это можно было бы предположить.
Что думают родители о дистанте?
Свое исследование провели специалисты кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ. Специфика их работы заключалась в том, что в центре их внимания оказался опыт родителей в период дистанционного обучения.
Эмпирический этап охватывал июнь-июль 2020 года. В выборке приняли участие 992 респондента из 61 субъекта РФ, средний возраст которых составлял около 40 лет, в 52% семей оба родителя имели высшее образование, в 30% семей хотя бы один родитель был дипломированным специалистом.
Анкетирование включало широкий круг вопросов: от опыта работы респондентов в онлайн-пространстве и их роли в организации дистанционного обучения своих детей до оценки полученного опыта и перспектив ДО.
Обучение в виртуальном пространстве
По итогам опросов выяснилось, что больше половины респондентов сомневаются в своих навыках владения ПК или вовсе их не имеют.
Владеют в совершенстве цифровыми технологиями всего лишь 17,6%.
Каждый пятый родитель испытывал трудности в организации технического подключения ребенка к образовательному процессу, сложнее всего приходилось сельским жителям и людям со средним и средним специальным образованием.
Самым популярным форматом занятий в период ДО стало выполнение учащимися заданий, подготовленных педагогом (таково мнение 67% опрошенных), вторым по распространенности стало выполнение заданий на специализированных платформах, видеозвонки с онлайн-подключением были доступны 45% респондентов.
59% заявили, что онлайн-уроки проходили не индивидуально, а со всем классом одновременно.
При этом каждый десятый опрошенный родитель сказал, что учитель никак не взаимодействовал с ребенком. Особенно это касалось младших школьников (на это указали 15,8% респондентов), все организационные вопросы решались исключительно через родителей.
Что касается технического оснащения, то 86% семей могли предоставить своим детям компьютер или ноутбук, подключение к интернету – 80%, у 76% учащихся имелся смартфон, у 36% – планшет.
От контроля до полной вовлеченности
Подробно исследовалась и роль родителей в дистанционном обучении.
Примерно половина родителей контролировала сайты, посещаемые детьми, некоторые даже устанавливали специальные программы, блокирующие те или иные ресурсы.
46,7% родителей следили за тем, чтобы ребенок не отвлекался во время онлайн-обучения, причем это делали не только родители младших школьников (60%), но и старшеклассников (25%).
42% помогали обеспечить подключение к онлайн-ресурсам, 19% консультировались с учителями для объяснения детям учебного материала, более половины проверяли домашние задания. И только 8,4% признали, что их чадо справлялось самостоятельно.
В результате в период удаленки родители стали уделять вдвое больше времени учебному процессу своего ребенка – в среднем их вовлеченность в учебный процесс возросла с 2,5 часов до пандемии до 5 часов после.
В период дистанта семьи столкнулись с тремя ключевыми проблемами: нехватка времени и сил на работу, домашние дела и обучение детей (62%), эмоциональные трудности (54,2%) и недостаток знаний для помощи по какому-либо предмету (45%).
Порядка 40% респондентов пришли к выводу, что процесс дистанта был совершенно не организован, причем в сельской местности такой точки зрения придерживается 50% опрошенных.
Парадоксы «удаленки»
75% указали, что время, которое посвящал ребенок образовательному процессу, значительно или несколько возросло – в среднем до 6 часов в будние дни, а в некоторых случаях – до 10 часов.
Объем домашних заданий, безусловно, увеличился, что отмечают от 20% до 53% участников исследования. Более трети опрошенных отмечали, что контрольные сохранились по всем предметам, около половины – по некоторым, и 14% указали на их полное отсутствие.
Интересный факт: успеваемость школьников в процессе удаленного обучения улучшилась, но в то же время родители говорили об ухудшении знаний своих детей.
Среди наиболее часто упоминаемых причин следующие: ребенку не хватало личного взаимодействия с педагогом (70%), ребенку сложно сконцентрироваться в домашней обстановке (56%), учителя стали меньше объяснять новый материал (50%).
Вот такие парадоксы дистанционного обучения: нагрузка на школьников возросла, знания ухудшились, а успеваемость, наоборот, улучшилась. Социологи объясняют этот факт стремлением педагогов мотивировать учащихся в условиях форс-мажора.
«Нервный, неприятный, резкий»
Как родители оценивают дистант?
Социологи предложили несколько противоположных суждений о дистанционном обучении (например, «скучный – интересный» или «сложный – легкий»), и выяснилось, что дистант оказался сложным и для детей, и для родителей, а в результате такой формат обучения дал меньше знаний.
В топ основных характеристик вошли три определения дистанта, и все с негативным оттенком: нервный, неприятный, резкий.
Эмоциональный фон во время занятий с ребенком тоже был отрицательным: более половины родителей переживали, что могут неправильно объяснить ребенку ту или иную тему, 42% раздражались из-за того, что выполняют работу учителя, и значительно меньшее число респондентов (от 7,6% до 10%) испытывали позитивные чувства, например, гордость за то, что могут оказать помощь своему чаду и уделить ему больше времени.
Причем каждый четвертый мужчина заявил, что ребенок ни разу не обратился к нему за помощью, из чего можно сделать вывод, что обучением детей в период удаленки занимались в основном женщины.
«Ходили по дому тихо, как мыши. Никакой личной жизни!»
В более подробных ответах родители отмечали, что в семье с двумя и более детьми возникали проблемы с доступом к гаджетам, иногда на этой почве даже возникали драки.
63% имели возможность предоставить ребенку отдельную комнату, и 17% старались соблюдать тишину, чтобы не отвлекать его от учебы.
Жизнь семьи полностью подстраивалась под онлайн-школу, от чего возникал явный дискомфорт.
«Пока ребенок занимался, ходили по дому тихо, как мыши. Никакой личной жизни! Сиди только и учись с ребенком», – пожаловалась одна из мам.
Примерно половина опрошенных родителей отметила тот факт, что в их семьях резко возрос уровень конфликтности, иногда дети являлись свидетелями выяснения отношений между взрослыми.
В то же время порядка 55% констатировали установление более доверительных, тесных и близких отношений с детьми, а каждый четвертый указал, что ничего не изменилось.
Перспективы онлайн-обучения: «за» и «против»
Как оценивают перспективы дистанционного обучения участники исследования?
На общем фоне негативных оценок качества образования в России, ухудшение которого признают около 77% опрошенных, 89% считают, что качество дистанционного образования значительно или несколько хуже традиционного.
40% убеждены, что преимуществ у этой формы обучения нет, остальные выделили такие достоинства, как: отсутствие привязки к месту, доступ к образовательным ресурсам в любое удобное время, возможность освоения материала в индивидуальном темпе.
В числе недостатков преобладают: отсутствие личного контакта с преподавателем, низкое качество усвоения материала и низкая мотивация учащихся.
Технические сложности оказываются более значимыми для жителей сельских районов (38,5%).
В комментариях к своим ответам родители также писали об ухудшении здоровья детей в период ДО, упоминая при этом проблемы со зрением, позвоночником, повышение нервозности, моральную и физическую усталость.
64% респондентов высказываются за то, что ДО больше всего подходит для тех, кто не может посещать школу по состоянию здоровья, несколько меньше респондентов считают такую форму эффективной для детей из труднодоступных районов или детей, которые занимаются музыкой и спортом. 80% убеждены, что такой формат вообще неприемлем для школы. Среди тех, кто думает иначе, есть сторонники изучения в удаленном формате ОБЖ, МХК, географии, истории, обществознания, то есть второстепенных, по мнению родителей, предметов.
В конечном счете родители оценили свой опыт взаимодействия с дистантом в среднем на 4,1 балла по десятибалльной шкале, а перспективы продления – всего лишь на 2 балла, проявив фактически полное единодушие в этом вопросе.
Примечательный факт: 73% опрошенных констатировали, что после опыта дистанционки они не планируют рассматривать возможность перевода своих детей на форму семейного образования. Лишь 6% задумываются о таком варианте.
Школа в домашних условиях как новый социальный феномен
Как видим, выводы исследователей из РАНХиГС и МГУ расходятся: в первом случае они более оптимистичны, во втором – преобладают отрицательные. Что же касается конкретных данных по увеличению нагрузки на всех участников образовательного процесса, то они практически полностью совпадают. И в этом, очевидно, главная причина недовольства родителей дистанционным обучением.
«У меня сложилось такое впечатление, что в основном сложности адаптации к новому формату для родителей состояли в том, что они вдруг оказались значительно более интенсивно вовлечены в школьную жизнь. Они к этому не стремились, они к этому были не готовы. И поэтому, когда им пришлось достаточно интенсивно в эту школьную жизнь погрузиться, они обнаружили для себя там много нового и интересного, что их удивило, возмутило и т.д. Поэтому проблема прихода школы домой – это, на мой взгляд, как социальный феномен надо еще обдумывать», – отметила директор ЦЭНО РАНХиГС Татьяна Клячко, комментируя итоги двух социологических исследований.
В частности, специальным объектом дальнейшего изучения, по мнению эксперта, должны стать проблемы семей с несколькими детьми, имеющими один компьютер в семье. Косвенным признаком неблагополучия в этой сфере могут стать упоминания респондентов-родителей об увеличении расходов в семьях в период самоизоляции. С одной стороны, это может быть связано с дополнительными затратами на репетиторов, с другой – с недостающими техническими средствами. И в этом случае важно выяснить, помогало ли государство таким семьям в приобретении гаджетов.
В докладах участников семинара такие данные не прозвучали, но, как выяснилось, социологи задавали вопросы респондентам на эту тему.
Так, в ходе исследований РАНХиГС, 33% опрошенных учителей сообщили о том, что они не испытывали необходимости в техническом оборудовании. 14% педагогов заявили, что у школ не было возможности оказать им такую помощь. В то же время 16% учителей констатировали, что им была оказана существенная помощь, и о некоторой помощи сообщают уже 36%. И аналогичные ответы были получены при рассмотрении вопроса оказания помощи учащимся со стороны школы.
Также достаточно многие из опрошенных директоров школ отметили, что помощь со стороны властей была им оказана.
Как выяснили социологи МГУ, 10% респондентов получили компьютеры и ноутбуки из школ, 40% такую помощь не получили, а примерно половина опрошенных ничего об этом не слышали, видимо, потому что не интересовались этой проблемой.
Исследования на тему дистанционного обучения будут продолжены.