Готовы ли школы к введению астрономии?

В новом учебном году астрономия вернется в школьную программу. Как отмечают в Минобрнауки России, дата 1 сентября 2017 года обозначена на федеральном уровне как ориентир.
Картинки по запросу Готовы ли школы к введению астрономии?   В новом учебном году астрономия вернется в школьную программу

Согласно методическим рекомендациям, которые ведомство направило в субъекты РФ, изучение астрономии как обязательного предмета «вводится с 2017/18 учебного года по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий». Решение о том, в каком классе вводить астрономию, оставлено за школой. Возможен вариант изучения в 10-м либо в 11-м классе. Важно, чтобы общий объем часов на изучение предмета составлял не менее 35 часов. Готовы ли школы к введению астрономии в обязательную программу? Какие трудности в связи с этим возникают?

 Дмитрий СКУРИХИН, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Директор школы»-2012, директор Центра образования имени А.Некрасова, Кирово-Чепецк, Кировская область:
— Мы приветствуем возвращение астрономии в обязательную программу. В нашей школе она будет введена с 1 сентября 2018 года. Предмет этот очень интересный и нужный. Из трех предложенных форматов мы выбрали 1 час астрономии в неделю в течение 1 года в 10-м классе. Решили, что это удобнее, чем дробление по полугодиям. Кадровых проблем у нас не будет. Учителя физики не просто готовы, а горят желанием вести астрономию, тем более что один из разделов физики посвящен ей. Кроме того, с 1 сентября наши педагоги будут проходить специальные курсы подготовки в Институте развития образования. Проблемы чисто материального характера. Пока еще нет учебников по астрономии: старые советские мы списали некоторое время назад, а новые пока не на что купить, поскольку все деньги, предназначенные на покупку учебников, были израсходованы нами на комплект учебников для 7-го класса по новым ФГОС. Также пока еще нет наглядных пособий (единственное, что у нас есть из наглядности, — глобус Луны) и нет мультимедийного обеспечения. А сегодня оно должно быть для качественного преподавания астрономии. Думаю, что все это скоро появится, но будет стоить немалых денег. Да и рабочие программы по астрономии пока еще не появились, скорее всего появятся в ближайшее время. Успокаивает то, что у нас в запасе есть год и мы успеем подготовиться к введению предмета должным образом.
Валерий СТОЛЯРОВ, директор лицея «Воронежский учебно-воспитательный комплекс №2
им. А.П.Киселева», Воронеж:
— Мы с первого сентября наступающего учебного года вводим предмет «Астрономия», один час в десятом классе. В рекомендациях Минобрнауки прописано, что школы, которые решили с этого года ввести астрономию, могут вводить ее в десятом классе или в одиннадцатом, но обязательно должно быть 35 часов. Мы сочли нужным сделать это в десятом классе, потому что одиннадцатиклассники уже определились с выбором предметов и экзаменов, к которым они усиленно готовятся. Экзамена по астрономии в этом учебном году не будет, значит, для одиннадцатого класса новый предмет — это всего лишь дополнительная нагрузка. А в десятом классе астрономия будет восприниматься более адекватно, и, даже если этот предмет потом введут в качестве экзамена по выбору, у ребят будет возможность сдать его, дополнительно подготовившись.
У нас есть опытный учитель физики, который вел астрономию раньше, когда ее преподавали в школе, и за последние годы этот предмет у нас не был забыт. Мы участвовали в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по астрономии, наши дети успешно выступали, и ученик нашего лицея занял призовое место. Можно сказать, что преемственность сохранялась, и на сегодняшний день у нас есть условия, при которых мы можем безболезненно ввести астрономию в десятом классе. Кстати, учебниками детей тоже должна будет обеспечить школа. Уже есть рекомендации, какие учебники приобретать, и к первому сентября все дети получат учебники бесплатно.
Галина ВАСИЛЬЕВА, депутат Петросовета, бывший директор лицея №13, Петрозаводск, Республика Карелия:
— Чтобы начать новое дело или вспомнить забытое старое, нужны учебники, место в учебном плане, хотя бы срочная переподготовка учителей. И без учебно-наглядных пособий не обойтись. К чему такая спешка, непонятно. Когда предмет ушел из образовательной программы, все очень жалели об этом. Школьники с интересом его изучали, писали и защищали рефераты, проводили фантастические праздники, посвященные космосу. Знаю, что некоторые учителя очень любили астрономию и просили дать нагрузку по этому предмету. Молодые учителя физики готовы к этому? С наскока нельзя решать такие вопросы. С 1 сентября школа, пожалуй, не готова вводить астрономию в учебный план. Этот учебный год, на мой взгляд, должен стать переходным, чтобы спокойно решить все проблемы: найти деньги на учебники, закупить некоторое оборудование, так как старое, конечно, уже устарело, решить проблемы с подготовкой кадров и др. В сельских школах могут возникнуть вопросы еще более серьезные, чем в городских. Сделать на скорую руку, думаю, не получится. Надо готовиться ко всему серьезнее и без спешки. 

Елена М., учитель сельской школы, Новгородская область:

— Могу с уверенностью сказать, что введение астрономии в условиях деревни, села будет профанацией. У нас катастрофически не хватает преподавательских кадров. Я, например, веду русский язык и литературу, ОБЖ и физкультуру. Хотя у меня нет дипломов, позволяющих преподавать два последних предмета. И все учителя в нашей школе ведут дополнительно один-два предмета, в которых не являются специалистами. При этом существуют такие предметы, которые педагогу иного профиля вести просто не получится! К ним относятся, например, иностранный язык, математика, физика, химия. Только физик из всех предметников способен преподавать астрономию. Но как раз таки физики в сельских школах — дефицит.

Источник