Главная победа — достижения учеников

Как учителя воспитывают «поколение Z».

Близится к завершению учебный год. Но для некоторых детей и их родителей нынешнее лето будет особенно жарким: 1 сентября им придется впервые переступить порог школы, а значит, как следует подготовиться к ней.

Учитель начальных классов Энгельсской школы № 33 Александра Тихонова, которая стала победительницей муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года — 2024» и суперфиналистом регионального этапа, рассказала о работе педагога и ответила на вопросы, волнующие многих родителей.

 

Такие же люди

— Вы стали учителем начальных классов. Почему?

— Это моя мечта с первого класса. И я благодарна за нее своей первой учительнице Диане Николаевне Побединской. Она умела заинтересовать, построить урок ярко, красочно, интересно, проводила с нами различные внеклассные мероприятия. Она никогда не повышала на нас голос, ей достаточно было просто посмотреть, чтобы мы прекращали баловаться.

— Много разговоров идет о том, что учитель не должен выкладывать личную информацию о себе в соцсетях. Где грань между работой и личной жизнью?

— Учитель такой же человек, как и все остальные. У учителя есть семья, дети, которых любит каждая мама. Моему старшему сыну 17 лет, он в этом году оканчивает одиннадцатый класс, второму — 15, он оканчивает 9-й. Также у меня большое количество увлечений. Я делюсь ими в своих соцсетях и ничего предосудительного в этом не вижу. Многие родители, ученики поддерживают меня и тоже увлекаются.

— А чем вы увлекаетесь?

— Я являюсь заводчиком собак. У меня колли и кавалер-кинг-чарльз-спаниель. Собаки выставочные. Колли является чемпионом Российской кинологической федерации и чемпионом России. Кавалер-кинг-чарльз-спаниель является юным чемпионом России, юным чемпионом РКФ… Сейчас на выставках зарабатываем ей титул чемпиона России. Люблю гулять с ними. Нередко мне помогает в этом муж. Еще увлекаюсь вышивкой крестиком. Я мечтала красиво рисовать, пока реализую мечту через картины по номерам. Помимо этого, занимаюсь вокальным пением.

 

Не останавливаться на неудачах

— В первой половине дня вы ведете уроки у третьеклассников, во второй — у второклашек. Как всё успеваете?

— У меня, как и у других учителей, нет времени на что-то отвлекаться, каждый день строго распланирован. Я выхожу из дома в половине восьмого и возвращаюсь около восьми. Уроки заканчиваются в 17.05. У меня есть три часа, чтобы проверить тетради. Оценки стараюсь выставлять сразу на уроке в электронный дневник.

— Как вы с вашей нагрузкой решились участвовать в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года»?

— Я задалась вопросом: «А почему бы и нет?» На работе все успеваю, справляюсь, попытка не пытка, попробую… На муниципальный этап конкурса шла не за победой. Хотела пообщаться с интересными людьми, перенять их опыт. Однако, чем больше выкладывалась, тем больше хотелось победить. Все, что делала, было от души. Коллектив родной школы, директор Лариса Николаевна Потрусова очень меня поддержали, за это могу сказать только самые теплые слова благодарности!

— Какие достижения для себя как учителя считаете наиболее значимыми и весомыми?

— Для меня главная цель даже не то, что учитель дает знания, а чтобы каждый ребенок вырос человеком с большой буквы и добился того, к чему стремится. Мои ученики не останавливаются на неудачах и идут дальше. Главная победа учителя — это, конечно, не дипломы в конкурсах, а достижения учеников. Поэтому мой девиз таков: верю, что мой маленький вклад в жизни детей — это маленький шаг навстречу их сердцам и жизненным удачам!

 

«Гуманитарии» или «технари»?

— Завершается один учебный год и скоро начнется следующий. Насколько подготовленным должен приходить ребенок в первый класс?

— Желательно, чтобы дети умели читать и складывать минимальные величины. Категорически против, чтобы детей учили писать, из-за неправильной постановки руки в первую очередь. Их потом очень сложно переучивать. Мой совет родителям, если они хотят подготовить ребенка в плане письма, — давать им больше рисовать, раскрашивать, лепить, то есть развивать мелкую моторику. Учить читать нужно вот почему: в первом классе букварь проходим в течение трех месяцев, а затем идет учебник русского языка. Если возникают сложности с чтением, то ребенок поначалу будет немного отставать. Поэтому все-таки желательно, чтобы к школе дети умели читать хотя бы по слогам. Никаких сверхъестественных требований не предъявляем.

— Сейчас английский дети изучают уже со второго класса. Однако некоторые родители считают, что следует еще раньше приступать к изучению иностранного. А не будет ли в голове «каши»?

— Это зависит от конкретного ребенка. Кому-то будет интересно, он сможет усвоить объем информации. Тут нужно обращать внимание на психологические особенности ребенка, его восприятие, мышление. Из этого и исходить.

— Считается, что люди делятся на «гуманитариев» и «технарей». Если у ребенка явная склонность к гуманитарным наукам, есть ли смысл поворачивать его к точным, руководствуясь соображениями, что математикам, инженерам легче найти работу и они больше зарабатывают?

— Вопрос сложный, даже философский. Я считаю, что нет ничего невозможного. И если хочется чему-то научить ребенка, развить определенные способности, то нужно пробовать. Другой вопрос, захочет ли ребенок и как его этим заинтересовать. Детям часто не нравится то, что они не понимают, что у них не получается. Часто сталкиваюсь с тем, что не любят математику. Не знают, как решить пример, задачу. Вот тогда учителю нужно заинтересовать, придумать какие-то интересные задания. Очень часто на уроке даю задания по раскрашиванию. Чтобы правильно раскрасить картинку, нужно решить пример. Когда вводишь нестандартные, интересные, поначалу несложные задания, у ребенка появляется интерес. Кроме того, очень важным считаю поддерживать успешность ребенка. Любое достижение ребенка необходимо словесно поощрять. При этом намекнуть, что есть к чему стремиться: «Ты хорошо справился, однако ты можешь лучше».

— Говорят, дети сейчас другие. Это так?

— Я эту тему затрагивала на региональном этапе конкурса, говорила о «поколении Z». Сегодня дети живут, растут с гаджетами: у них с детства есть телефоны, планшеты, выход в интернет и так далее. И изменить это мы не можем. Задача учителя — использовать гаджеты во благо, чтобы они не вредили ребенку, а помогали получать знания, но только под чётким родительским контролем. Я к этому очень строго отношусь. Нельзя на уроках часто использовать информационно-коммуникационные технологии, однако без них не обойтись. Дети сейчас другие, и к ним нужен другой подход. На мой взгляд, я этот подход нашла. Очень люблю информационно-коммуникационные технологии, может еще потому, что сама по образованию математик, программист. Мне очень интересен искусственный интеллект. Использую его в работе: самый простой вариант — колонка Алиса. С ее помощью составляли туристический маршрут по Энгельсу. Голос Алисы озвучивал интересные факты о конкретных местах нашего города.

— Ребенку в начальных классах нужны телефоны? Или вы настаиваете, чтобы звук отключали?

— С родителями существует договоренность, что все телефоны учеников находятся на беззвучном режиме. Телефоны лежат в рюкзаках. Если кто-то достал на перемене поиграть, дети знают: одно слово — и телефон ложится мне на стол до конца уроков. Нам есть чем заняться на переменах: головоломки, настольные игры, бросаем мягкий кубик и выполняем задания. Да и в ручеек играем. Детей всегда можно занять.

 

Досье

Александра ТИХОНОВА. Родилась в Саратове в 1984 году. Окончила 9-й класс в школе № 33 Энгельса. Продолжила образование в Энгельсском педагогическом училище, которое окончила с красным дипломом. Первое высшее образование получила на механико-математическом факультете СГУ, стала дипломированным программистом. По второму высшему — web-дизайнер. После университета работала в Институте измерительной аппаратуры в Саратове. С 2011-го — учитель начальных классов в энгельсской школе. Победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года — 2024», на региональном этапе вошла в число лучших учителей области, став одним из суперфиналистов.

Источник