География — хит сезона? Как новые правила приёма в вузы изменят отношение к этому предмету
На днях стало известно, что Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова утвердил новые правила приема — теперь результаты ЕГЭ по географии будут учитываться при приеме не только на географический факультет, но и на десять других. Похожую инициативу внедрили и другие российские вузы. О том, ждать ли всплеска интереса к географии и как ее популяризировать, мы поговорили с учителями-предметниками и репетиторами.
Готовьте ваши атласы!
В 2021 году из 795 тысяч школьников, которые сдавали ЕГЭ, только 21 500 выбрали географию — это всего лишь 2,7 процента всех выпускников. Такая невостребованность предмета легко объяснима: результаты госэкзамена по этому предмету принимались только на определенные, причем не самые популярные профессии — например, на геолога, эколога, метеоролога, специалиста по кадастру и землеустройству.
МГУ стал одним из топовых вузов, который значительно расширил «сферу применения» результатов ЕГЭ по географии. Теперь по выбору абитуриента их можно предоставить для поступления на факультет почвоведения, геологический, экономический, Институт стран Азии и Африки, факультет иностранных языков («Зарубежное регионоведение» и «Регионоведение России»), политологии, государственного управления, мировой политики, глобальных процессов, Московской школы экономики, а также на некоторые направления филиала в Севастополе.
СПбГУ добавил к числу направлений, на которые принимается география, экономику и политические науки. В Высшей школе экономики (Москва) географию теперь примут не только при поступлении на программу «География глобальных изменений и геоинформационные технологии», но и на программы «Городское планирование»,«Мировая экономика» и «Международные отношения».
Этот шаг главного университета страны высоко оценил министр обороны и глава Русского географического общества (РГО) Сергей Шойгу. Он призвал вузы активнее включать этот экзамен в список вступительных испытаний, а школьников — не бояться его сдавать.
Внедрение географии в «плавающий список ЕГЭ», необходимых для поступления в вузы, — это часть стратегии РГО в рамках выполнения поручения Владимира Путина по популяризации географии. По словам президента, «трудно представить грамотного международника или менеджера туристической отрасли, когда география не требуется при поступлении на эти специальности».
В РГО полностью поддерживают инициативу главы государства. «Подготовка кадров, необходимых для развития страны, требует расширения перечня специальностей, для обучения которым в вузах важен вступительный экзамен по географии», — говорится на официальном сайте Общества.
Халява, ловись?
Принято считать, что география — это относительно легкий экзамен: не надо зазубривать кучу дат, сложных формул, обладать каким-то особенным складом ума. Часто от родителей можно услышать такое: «Да что там география! Учебник выучил — и „пятерка“ у тебя в кармане».
Мы решили выяснить, действительно ли ЕГЭ по географии — «халявный» экзамен и реально ли подготовиться к нему только в рамках школьной программы, без репетиторов? С этим вопросом мы обратились к учителям.
«Мне радостно, что мой предмет, возможно, станет более востребованным. Но надо реально смотреть на вещи. В настоящее время география ведется один час в неделю в пятом-шестом классах, два часа — в седьмом-девятом, один час — в десятом, а в 11-м ее и вовсе нет.
С таким количеством часов невозможно подготовить к ЕГЭ. Это первое препятствие, на мой взгляд. Второе — это отношение учеников к географии. Потребуется несколько лет, чтобы школьники начали серьезнее относиться к изучению такого интересного, но сложного предмета.
Я не первый год занимаюсь репетиторством по географии. Ребята, которые ко мне приходят, имеют практически нулевые знания. Чтобы дети сдавали географию в 11-м, надо с пятого класса вводить два часа, а в старших классах, возможно, и больше», — считает Дмитрий Холодков, учитель и репетитор по географии (г. Рамонь, Воронежская область).
Его коллега Анна Коротаева (с. Исетское Тюменской области, МАОУ «Исетская СОШ»), напротив, уверена, что сдать экзамен по географии на высокий балл под силу даже тем школьникам, которые не занимаются с репетиторами:
«В этом году результаты ЕГЭ по географии будут приниматься на некоторые специальности, которых раньше не было в перечне. В связи с этим у меня значительно вырос поток сдающих экзамен.
Если географию вести достаточно хорошо в школьном курсе, то ребенку ее будет несложно сдать. Мы три месяца готовимся с ребятами к ЕГЭ, уже прорешали половину вопросов, и они понимают, что это достаточно легко. Там нет заморочек, по сравнению с историей и обществознанием — очень четкие ответы на вопросы. Понятные задания: решение задач, либо факт по хозяйственной специализации страны, либо конкретная закономерность изменения температуры с высотой. Это очень важные знания, которые пригодятся в жизни и которыми человек в принципе должен обладать.
Как по мне, ЕГЭ по географии сейчас находится в достаточно неплохом комплексном виде, и ребенок со средними знаниями может сдать его хорошо. Я считаю, что его может подготовить любой школьный учитель — конечно, если это именно учитель-географ, а не „многостаночник“, как это часто бывает в сельских школах».
А вот географ Ирина Мясникова из новочеркасской школы № 15 считает, что сложности со сдачей ЕГЭ по географии без дополнительных занятий неизбежны:
«Конечно, как и в любом экзамене, здесь есть ответы на минимум. К ним, безусловно, можно подготовиться в рамках школьной программы. Правда, замечу, что те вопросы, которые помогут преодолеть минимальную планку, чаще всего к географии и не относятся — например, проверка математических умений читать графики, сравнивать данные таблиц, вычислять проценты и промилле.
Вопросы же, требующие глубоких географических знаний, требуют и основательной подготовки. Программа по географии в 10 и 11 классах не заточена под ЕГЭ. Конечно, часть вопросов ЕГЭ касается содержания курсов старшей школы. Но только часть! В программе нет часов на повторение общих географических закономерностей и географии России. Всего того, что как раз проверяет ЕГЭ. С учетом всего одного часа в неделю подготовиться к единому госэкзамену в рамках школьного предмета мне представляется маловероятным».
Учитель географии из Санкт-Петербурга Дмитрий Коменденко также считает, что без помощи репетиторов при подготовке к экзамену школьникам не обойтись:
До этого года ЕГЭ по географии выбирали только те, кто действительно увлекается предметом, и те, кому география была нужна для поступления. Отрадно, что теперь для интересующихся географией расширяется поле образовательных возможностей.
Думаю, что серьёзного роста количества сдающих ЕГЭ по географии стоит ожидать только в следующем учебном году. Хочется надеяться, что это послужит популяризации географии и повысит её статус как школьного предмета и научной дисциплины.
География далеко не простой экзамен, со своей спецификой. В ЕГЭ помимо знания фактов требуется также умение работать с картой, строить профиль местности, решать вычислительные задачи. Учитывая объём преподавания географии в старших классах (как правило, 1 час в неделю в 10 и 11 классе), подготовка к сдаче экзамена выглядит нетривиальной задачей для обычного выпускника. Многим из них, безусловно, понадобятся репетиторы.
Как заинтересовать школьников географией?
Важнее дополнительных часов — конечно, повышение престижа географии как школьного предмета. С этим согласны все высказавшиеся учителя.
В последние годы популяризацией этой науки занялись на государственном уровне. Российское географическое общество ежегодно проводит Географический диктант, открывает по всей стране молодежные клубы РГО.
О том, что еще можно сделать, чтобы замотивировать детей на изучение этого предмета, мы узнали у педагогов.
«На мой взгляд, если уроков будет больше, а преподавание — интереснее, то это увлечет ребят! Те, кто ходили и ходят ко мне на репетиторство, говорят, что это действительно интересная наука. Просто ей никогда не уделяли должного времени и внимания.
Когда я учился в школе, у меня в шестом классе было два часа географии и учительница, которая привила мне любовь к этой науке. Потом она ушла на пенсию. Но географию я не разлюбил! К 11 классу у меня не было сомнений в выборе профессии», — говорит Дмитрий Холодков.
Этот взгляд разделяет и Анна Коротаева. По мнению педагога, географию незаслуженно обделяют вниманием и ущемляют в правах:
«Конечно — и мы все время говорим об этом на различных площадках и форумах — географии уделяется очень мало внимания. То, что ее принимали на двух-трех специальностях, конечно, занижало ее роль. Хотя предмет уникальный!
Географию, на мой взгляд, популяризировать очень просто: если учитель «горит» предметом, то он вдохновит и своих ребят на изучение географии. Если проводит уроки в интересной форме, рассказывает жизненные примеры, когда им пригодится география, то, конечно, ребенок заинтересуется».
А вот Ирина Мясникова предложила альтернативный способ мотивации:
«Как популяризировать географию? Хочу привести пример из моего школьного, ещё советского детства. В седьмом классе мы в качестве поощрения за хорошую учебу ездили на поезде по городам Украины: Керчь, Днепропетровск, Севастополь. Для школьников — совершенно бесплатно. В техникуме за то же самое были в круизе на теплоходе из Ростова-на-Дону в Волгоград. Победители викторины по истории в техникуме были премированы поездкой в Ленинград. Может, пора вспомнить и об этих стимулах?»