Фразы, которые помогут выпускникам написать итоговое сочинение

1 декабря 2021 года одиннадцатиклассники будут писать итоговое сочинение, которое является допуском к сдаче ЕГЭ. Если знать структуру и некоторые фразы-помощники, сдать сочинение на «зачет» не составит труда.

Итак, направления итогового сочинения известны уже сейчас. Это:
  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
  3. Преступление и наказание – вечная тема.
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) про меня.
  5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

Лучше заранее выделить для себя два направления, которые вам интересны больше остальных. Подумайте, какую тему вы можете раскрыть, какие проблемы осветить и какую литературу использовать? Проработайте ключевые понятия (для этого можно выписать определения из «Толкового словаря»), подберите не менее двух художественных произведений для аргументации. Можно подумать про эпиграф, но его надо заранее найти и выучить. У многих школьников (и не только) существует страх чистого листа. Но когда есть план, все-таки чуть проще. Итак, сначала введение (60–70 слов), где вы высказываете свою точку зрения, далее – основная часть (200–250 слов) с аргументами и примерами из литературных произведений, и, наконец, заключение (60–70 слов). Но обо всем по порядку.

1. Введение должно познакомить читателя с темой сочинения и вашей авторской позицией.

Есть клишированные фразы, которые можно использовать не только в итоговом сочинении, но и в любом другом сочинении.

Начать можно с «Я выбрал(а) эту тему, потому что…», что в целом логично. Ведь вы выбирали понравившееся вам направление не просто так. Напишите, почему оно актуально.

Помогут также фразы:

«Каждый из нас сталкивался/задумывался…»

«(Вопросы). Эти вопросы очень важны/эти вопросы всегда волновали человечество, потому что заставляют нас задуматься о…»

2. После введения и высказанной вами позиции следует основная часть, где нужно будет вспомнить произведения художественной литературы, в которых раскрывается выбранная тема.

Для того чтобы успешно написать итоговое сочинение, нужно заранее выписать несколько аргументов, которые можно будет использовать. Например, для аргументации направления «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» можно использовать не только поэму Некрасова, но и «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва, где рассказывается о русском характере, патриотизме и других важных темах. Перейти к основной части и аргументировать свою позицию помогут фразы: «Обратимся к произведениям художественной литературы…»

«Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…»

«Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению “…”, в котором…»

«Вспомним героя повести (автор, название), который…»

3. Каждый литературный аргумент должен заканчиваться микровыводом. Другими словами, нужно ответить, почему приведенный пример из художественной литературы подходит для аргументации.

Например, «Таким образом автор хочет донести до нас мысль о том, что…».

4. Последний абзац итогового сочинения – заключение.

В нем нужно чётко и лаконично подытожить то, о чем вы уже говорили, описав, какое значение имеет выбранная тема.

5. А теперь самое время проверить сочинение.

Задайте себе эти вопросы: нет ли орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок? логично ли построен текст? Соответствуют ли части текста друг другу? Есть ли повторы слов и конструкций? (если есть, замените их синонимами).

Татьяна Гришина, Анна Барабанова,
учителя литературы и русского языка московской школы № 1679


Источник