Формируем образное мышление малыша: игра с мозаикой
Известная еще с советских времен игра «Мозаика» может не только развлекать, но и быть полезной для малыша. Она развивает мышление, пространственные представления, зрительное восприятие и воображение. В такой игре у ребенка совершенствуется моторная ловкость пальцев, а главное, накапливается необходимый ему практический опыт предметных действий. О том, как заинтересовать ребенка мозаикой и сделать процесс игры максимально увлекательным и полезным, рассказывает старший научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики кандидат педагогических наук Татьяна Кудрина.
Самая простая и доступная мозаика — крупная, детали которой представляют собой шестигранники, напоминающие соты, а игровое поле — пластина без отверстий. Детали мозаики накладываются сверху на выпуклые формы игрового поля. Такое крепление наиболее соответствует уровню развития моторной ловкости пальцев и зрительной координации ребенка.
Как создавать образы в игре
Не предлагайте малышу сразу же сделать какую-нибудь сложную картинку по образцу, изображенному на коробке. Присмотритесь: в ярких деталях уже заключены образы. Зеленая деталь — лист, синяя — капля дождя, а белая — снежинка. Можно произвольно расположить детали определенного цвета на игровом поле, и у вас получится листопад, дождь или снегопад.
Ребенок воспринимает мир эмоционально: он сможет представить безликий предмет каплей или снежинкой, если вы создадите этот образ, воздействуя на чувства ребенка своими эмоциями, песней, коротким стихотворением, звукоподражанием, показом действий.
Чтобы ребенок освоил пространство пластины, научите его располагать детали мозаики по всему игровому полю в произвольном порядке. Предложите понятные для него сюжеты игры, доступные для воплощения: идет дождь, летят снежинки, кружатся листья, вспыхивают огни салюта или фейерверка и т. д. Детали разных цветов, собранные на пластине в произвольном порядке, — это разноцветный салют, листопад, цветы на клумбе или воздушные шары.
Игра «Раз снежинка, два снежинка»
На прогулке ребенок наблюдал, как кружатся снежинки, ловил их. Попробуйте сделать снегопад дома. Пусть он сам из общей массы деталей мозаики выберет для игры 10–12 фрагментов белого цвета.
Вспомните с ребенком, что видели на прогулке, посмотрите в окно, полюбуйтесь снегопадом, расскажите стишок: «Снежок порхает, кружится, на улице бело…»
Покажите ему приготовленные детали белого цвета: «Смотри, какие у меня снежинки!» Возьмите одну «снежинку» и прикрепите ее к пластине: «Вот как полетела снежинка!» Предложите ему повторить ваши действия. Радуйтесь вместе с ребенком, поддерживайте его эмоционально — восклицаниями, комментариями, уточнениями.
Как только все «снежинки» окажутся на пластине, похвалите ребенка, рассмотрите с ним получившуюся картинку: «Ух! Как летят у нас снежинки!» Прикоснитесь к одной из деталей и скажите: «Ой, холодно!» Ребенок присоединится к вашей забаве и будет осторожно прикасаться к «снежинкам». Замерзли руки? Разотрите ладони, как будто согреваете их, чтобы ребенок повторил за вами. Такие упражнения способствуют развитию мышц кистей рук.
Дополняем образы реальными предметами
Если ребенок уже самостоятельно может сделать «снегопад», «дождик», «салют», то есть умеет произвольно располагать детали мозаики, покажите ему, как можно их располагать по-другому.
Для этого понадобятся небольшие игрушки: курочка, уточка, рыбка, лодочка и т. д. Вместе с малышом поставьте курочку или утку на игровое поле и предложите посадить цыплят или утят рядом с их мамой — положите рядом с пластиной детали желтого цвета. Для уточки можно сделать пруд: прикрепить вплотную друг к другу детали мозаики синего цвета. А когда водоем будет готов, посадите туда утку-игрушку.
В следующий раз детали мозаики, сгруппированные произвольно (но обязательно одна к другой, вплотную), вдруг превратятся в море, а по нему поплывет кораблик (рыбки, дельфины, киты — смотря какие игрушки есть у ребенка).
Дайте малышу достаточно времени для свободной игры, ненавязчиво присоединитесь к ней. Обыгрывание помогает ему из абстрактных деталей мозаики создать образ моря, речки или любого знакомого ребенку водоема и представить его.
Игра «Сугроб»
Ребенок научился самостоятельно делать «снегопад»? В следующий раз покажите ему, как сделать сугроб, который во время «снегопада» становится все больше и больше. Для этого расположите рядом детали белого цвета.
Сопровождайте действия ребенка рассказом: «Снежинки кружатся и падают на землю. Еще снежинка упала и еще. Как много снежинок! Вот какой сугроб получился!» Это совершенно новая для ребенка картина: он сделал что-то целое из большого количества разрозненных элементов.
Не забудьте про игровой сюрприз. Заранее приготовьте игрушки для обыгрывания мозаичной картинки. Когда перед ним возникнет реальная игровая ситуация — множество деталей мозаики превратятся в холодный, пушистый сугроб, в котором весело барахтаются зайчата, радуясь белому снегу. Игра с получившейся мозаичной картиной — одно из условий, при котором у ребенка зарождается и формируется интерес к занятиям с мозаикой.
Пространственное мышление: горизонталь
Научить ребенка определять верхнюю и нижнюю части игрового поля, выбирать для изображения детали определенного цвета помогут линейные объекты — дорога, ручей, речка.
Покажите ему, как сделать речку, — для этого по нижнему краю игрового поля вместе с ребенком выложите синие детали. Предложите сделать солнышко. Пусть ребенок самостоятельно выберет из нескольких деталей разного цвета наиболее подходящую для изображения солнца. Поинтересуйтесь, где будет солнце на картинке, и при необходимости помогите ему прикрепить деталь вверху. Спросите его: «Что вверху?» Обязательно уточните, что речка течет внизу, а солнышко светит вверху.
Чтобы ему было легче запоминать эти важные понятия, сопровождайте высказывания соответствующими движениями рук, предлагайте ребенку повторять их за вами.
Учимся делать вертикальные изображения
Освоив линейное (горизонтальное) расположение деталей, начинайте выкладывать вертикальные линии. Для этого разверните игровое поле на 90 градусов. Пластина будет лежать короткой стороной к ребенку. При таком расположении игрового поля можно выложить ровную вертикальную дорожку. Лучше начать выкладывать детали по самому краю, он будет для ребенка наглядной опорой.
Чтобы заинтересовать малыша, расскажите ему историю про зернышко, из которого вырос стебель, а потом распустился цветок. Накануне не забудьте рассмотреть у настоящего цветка стебель, соцветие, листья, чтобы у ребенка были свежие воспоминания.
Приготовьте пять зеленых деталей (для стебля), одну красную или синюю (для цветка) и одну желтую (для солнца). Прикрепите внизу у бокового края игрового поля зеленую деталь — «зернышко». «Посадил Коля (используйте имя вашего ребенка) зернышко. Выглянуло утром солнышко». Прикрепите сверху желтую деталь. «Стало светло и тепло, из зернышка появился стебелек и начал расти вверх, к ласковому солнцу». Покажите ребенку, куда надо прикреплять детали, чтобы «стебель» рос вверх.
Поддерживайте игровую ситуацию своими комментариями: «Все выше, выше растет стебелек, к самому солнышку тянется!» Когда ребенок закончит выкладывать зеленые детали, дайте малышу деталь красного или синего цвета, пусть он прикрепит ее: «Смотри, какой красивый цветок распустился!»
Для ребенка будет приятный сюрприз, если к «выращенному» им цветку прилетит бабочка, заранее сделанная вами из цветной бумаги. В следующий раз можно «посадить зернышко» не у самого бокового края.
Польза от процесса и главный результат
Предлагая ребенку работу с мозаикой, помните, что, начиная с самых простых изображений — образов, заключенных в самой детали мозаики (снежинка, цыпленок), вы даете ему возможность успешно реализовывать его возможности, развиваете инициативу и активность в стремлениях и действиях.
С накоплением опыта и формированием умений у ребенка появляется возможность осуществлять с вашей помощью более сложные задачи — складывать отдельные элементы в целостное изображение, создавать «составные», сложные образы (озеро, снеговик, улитка), а затем соединять их в доступные пониманию малыша сюжетные картины.
Главный результат ваших игр — малыш с удовольствием создает картины из деталей мозаики вместе с вами, у него возникает интерес к появлению чего-то нового на пластине, он делится с вами своими впечатлениями или просто выражает восторг. Он может назвать получившийся образ или даже рассказать о поделке.
Это нормально, если ребенок пока не может сделать сложную картинку самостоятельно. Первый и самый важный шаг им уже сделан — ему хочется пробовать, действовать, получать результат и радоваться ему. В совместных играх вы не только учите ребенка конкретным умениям, вы разделяете с ним радость новых открытий.