ФГОС по английскому 2022: каких изменений ждать от нового стандарта

Многие учителя иностранных языков с опаской ждут перехода на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, который будет постепенно внедряться с сентября. Так ли он «страшен» на самом деле и как теперь учить школьников английскому — рассказали на конференции группы компаний «Просвещение» заместитель директора Института стратегии развития образования РАО Дмитрий Метелкин и авторы линии УМК «Team Up!» («Вместе») Андрей Мишин, Евгения Костюк и Эльчин Гашимов.

Ошибки прошлого ФГОСа

В рамках ФГОС, разработанных в 2010-х, каждый учитель постоянно сталкивался с ситуацией, когда он и «швец, и жнец, и на дуде игрец», отмечает Дмитрий Метелкин. Происходило это потому, что этот документ оказался чисто декларативным и не мог использоваться как реальный инструмент — ни педагогами, ни администраторами, ни экспертами по контролю за реализацией программ.

Вот четыре ключевых компонента ФГОС, на которых должен строиться учебный процесс:

  • примерные образовательные программы;
  • основные образовательные программы;
  • учебная и учебно-методическая литература;
  • КИМы и задания национальных исследований в области качества.

Оказалось, что эти компоненты живут отдельной жизнью, часто не только не совпадая, но и вступая друг с другом в конфликт.

В итоге ФГОС для многих преподавателей стали своего рода профессиональным вызовом, возложив на них множество функций:

  • учитель — автор и исполнитель образовательной программы;
  • учитель — проектировщик учебного процесса и методист;
  • учитель — специалист по межпредметным связям и метапредметным компетенциям;
  • учитель — эксперт по личностному развитию.

Однако далеко не у всех педагогов достаточно сил, времени и компетенций, чтобы воплощать все задачи одновременно.

Что изменится

Разработчики новых федеральных стандартов, которые должны окончательно вступить в силу осенью, постарались исправить недочеты, которые были в прежнем документе, и синхронизировать работу главных звеньев образовательного процесса.

Обновленные ФГОСы:

  • соответствуют положениям закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  • устанавливают вариативность сроков программ;
  • детально описывают условия их реализации;
  • систематизируют и уточняют требования к результатам;
  • оптимизируют требования к основной образовательной и рабочей программам.

ФГОС по иностранным языкам стал более конкретным и подробным. Теперь в нем определили разные требования к обучению первому и второму иностранным языкам, а также описали условия, при которых стоит вводить второй иностранный в расписание. Главное, что теперь изучать второй иностранный язык можно по заявлению учеников или их родителей при наличии в школе необходимых условий.

Во ФГОСе требования к результатам, которые должны показать школьники по первому иностранному языку, таковы:

  • развитые навыки во всех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, смысловом чтении, письменной речи, фонетике, орфографии и пунктуации (всего 12 требований);
  • количественные нормативы: употребление в устной и письменной речи не менее 1350 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише);
  • взаимосвязанность предметных с метапредметными и личностными результатами (опыт практической деятельности в повседневной жизни, умение участвовать в научно-исследовательской и проектной деятельности и далее по списку).

Какой УМК по английскому выбрать

В ближайшем будущем на рынке будут появляться новые учебно-методические комплексы по английскому языку, которые соответствуют обновленным ФГОС. Однако уже сейчас существуют УМК, которые развивают у школьников ключевые компетенции и предметные знания. Одним из них является «Team Up!» («Вместе!») для 2-11 классов, который можно использовать с учениками разного уровня подготовки.

В его основе — коммуникативно-когнитивный метод обучения. Кроме того, он развивает все те компетенции, которые указаны в новом ФГОСе:

  • критическое мышление;
  • умение сотрудничать;
  • цифровую грамотность;
  • рефлексию;
  • автономию в обучении;
  • умение проявлять личную инициативу.

У «Team Up!» есть несколько особенностей, которые делают его увлекательным для учеников и удобным для педагога.

 

  1. Темы, интересные школьникам. 

Разработчики предложили такие темы, которые пробудят в детях желание обсуждать тексты, диалоги, видеоролики, а вместе с этим осваивать лексико-грамматический материал.

  1. Ориентация на Россию.

Школьник изучает английский, чтобы уметь рассказать о собственной стране, городе или любимом месте. Для этого авторы УМК разработали целые разделы, посвященные России, ее истории, обычаям, природе, интересным местам. С разработкой им помогали учителя из разных регионов: они делились местными легендами, традициями и рассказами об уникальных достопримечательностях.

  1. Метапредметность.

В специальных разделах школьники получают задания проектно-исследовательского толка, которые им предстоит выполнять. Параллельно изучают и вспоминают материалы по литературе, истории, обществознанию, естественным наукам и другим предметным областям. Темы для подобных работ выбираются не случайно — они рассчитаны именно на российских учеников и близкие им ситуации.

  1. Качественный аудио- и видеоконтент. 

В УМК озвучены даже задания к упражнениям. Это позволяет использовать курс как самоучитель и выручает в нестандартных ситуациях. Например, в маленьких и отдаленных школах, когда учителя по английскому нет, а другой педагог знает язык не настолько хорошо, чтобы озвучивать материал на должном уровне. Видеоролики курса разнообразны и предназначены для активации лексико-грамматических навыков, обсуждения проблемных тем и тренировки навыков говорения.

  1. Подготовка к ГИА и ВПР. 

Подготовке к Основному госэкзамену (ОГЭ) в девятом классе посвящены целые разделы, а формат заданий такой же, как на экзамене. Материал организован так, что ученики могут провести рефлексию и самостоятельно выполнить работу над ошибками.

Видеозаписи конференции «Требования нового ФГОС 2021. Иностранные языки» находятся в открытом доступе на странице мероприятия.


Источник