ЕГЭ и ОГЭ: изменения на 2021 год. Актуальное интервью
Изменения, которые планировались в Основном экзамене в 9-х классах и Едином экзамене в 11-х классах, из-за пандемии коронавируса перенесли на 2021 год. Почему не стоит читать сборники готовых сочинений, какие «жизненные» задания появятся в ЕГЭ по математике, когда итоговый экзамен по информатике будут сдавать на компьютере, «Парламентской газете» рассказала директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова.
— Оксана Александровна, в апреле этого года вы анонсировали, что КИМы (контрольно-измерительные материалы. — Прим. ред.) по математике станут более практико-ориентированными. Какие задачи по этому предмету в итоге вошли в экзаменационные модели ОГЭ и ЕГЭ?
— Мы считаем очень важным полноценное представление в контрольно-измерительных материалах для аттестации в 9-х и 11-х классах «математики для жизни». Ведь предметы мы изучаем, чтобы жить в этом мире и уметь использовать полученные знания в практической ситуации каждый день. Поэтому в заданиях по математике появятся задачи на расчёт строительных материалов для ремонта и обустройства дачного участка. Думаю, что ученики с ними справятся, поскольку задания несложные по своей математической составляющей. Более того, они с прошлого года находятся в открытом банке. Ведь мы за два года анонсировали будущие изменения в ЕГЭ и ОГЭ, можно сказать, заранее задали все ориентиры.
— А зачем вообще нужно было менять задания?
— Образование — это бесконечно развивающаяся система, она не может застыть на месте. Напомню, планируемые изменения готовились к 2020 году. Но из-за пандемии ОГЭ отменили, а ЕГЭ сдавали только те выпускники, которые собираются поступать в вуз. Поэтому опробовать новые КИМы мы будем в этом учебном году. Хочу отметить, все измерительные материалы ОГЭ и ЕГЭ строго ориентированы на стандарт. Чтобы было понятно, стандарт — это базис, на котором строятся образовательные программы и пишутся учебники. А КИМ — это своего рода градусник, измеритель знаний, который подводит черту: чему научился школьник за 9 или 11 лет. Так вот, в новых КИМах мы не отходим от стандартов, просто немного по-другому расставили акценты. Что касается математики — это применение простейших математических приёмов, с которыми в своей повседневной жизни может столкнуться каждый человек. В ОГЭ по физике стали более разнообразными задания на проведение эксперимента на реальном оборудовании, включены задания на прогнозирование и интерпретацию результатов опытов.
В ОГЭ по химии включён реальный химический эксперимент прямо на экзамене. В ЕГЭ по этому предмету мы пока не вводим эксперимент в силу сложности его проведения для большого количества участников.
— Что изменится в заданиях по гуманитарным дисциплинам?
— В ЕГЭ по обществознанию в 2021 году будут представлены принятые поправки к Конституции России, а в ОГЭ — задания с развёрнутым ответом на анализ визуальной информации.
В ЕГЭ по истории планируется использовать две новые модели исторического сочинения — на основе исторических процессов и исторических личностей. В итоговой аттестации в 9-х классах планируется добавить три новых задания с кратким ответом по всеобщей истории.
— Единый экзамен по истории и так считается одним из самых сложных, а тут ещё и новые задания. Многие выпускники боятся его сдавать. Успеют ли они подготовиться по новым моделям?
— Уже несколько лет мы осмысленно ведём борьбу с использованием шаблонов развёрнутых ответов, заучиванием «золотых» сочинений, аргументов, решений задач и прочими заготовками, за которыми не видно ученика. Понятно, что многим учителям и репетиторам так проще готовить к экзамену, но эта практика, по моему мнению, крайне вредна.
Мы стремимся, чтобы изучение истории оторвалось от программного алгоритмичного выполнения какого-то формата. На самом деле, чтобы получить высокий балл, не нужно писать об исторической личности по заданному шаблону. Да, в критериях оценивания даны примерные ориентиры, но там подчёркнуто, что они могут быть иными. Мой совет — не читайте и не пытайтесь запомнить все эти «сто золотых сочинений», ведь их тоже кто-то писал по заданному алгоритму. Может, как раз вы напишите лучше.
— Станет ли ЕГЭ по истории обязательным для всех выпускников?
Такие мнения в обществе есть. Но обязательность — вовсе не мотиватор для изучения истории. Скорее формат изучения предмета должен меняться от натаскивания до комплексного рассмотрения. Уверена, заинтересовать историей можно при помощи включения новых методов и форм изучения предмета. А чтобы представлять себе уровень освоения дисциплины, может быть предложена иная форма, чем Единый экзамен. Например, Всероссийская проверочная работа. Совсем необязательно делать этот экзамен таким же громоздким и социально значимым, как ЕГЭ.
— Можно ли сказать, что в дискуссиях об обязательном экзамене по иностранному языку поставлена точка?
— Совершенно верно. Обязательного ЕГЭ по иностранным языкам не будет. Недавно состоялся совет в Минпросвещения, по итогам которого решено изменить формулировку в стандарте. Повторюсь: введение предмета в статус обязательного к сдаче не должно быть единственным стимулятором и мотиватором его изучения.
Кроме того, введение обязательного ЕГЭ по иностранным языкам поднимает проблему несправедливого отношения к родным языкам. Ведь может получиться, что ученик обязан сдавать экзамен по иностранному языку, которым, может, никогда и не воспользуется, а не по своему родному языку, на котором общается каждый день. Да и ситуация с преподаванием иностранных языков в школах нашей страны пока сложная, а квалифицированных специалистов, имеющих постоянную языковую практику, не хватает.
— Когда ЕГЭ и ОГЭ по информатике перейдут в цифровой формат?
ЕГЭ по информатике в 2021 году будет проводиться в компьютерной форме. В ОГЭ по информатике на протяжении всех лет его проведения был включён комплекс заданий, выполняемых на компьютере. Полная компьютеризация ОГЭ пока, на наш взгляд, не представляется целесообразной.
— Возможно ли проведение в цифровом формате других экзаменов, в первую очередь по точным наукам?
— Правильнее, наверное, говорить не о возможности, а о целесообразности цифровизации экзаменов. На экзамене ведь проверяется, чему научены выпускники школ. Когда обучение идёт в «бумажных» форматах, а все экзамены компьютеризированы, на выпускников ляжет дополнительная нагрузка по подготовке к компьютерным форматам заданий. Поэтому цифровизация сначала должна прийти в учебные классы, а уже потом на экзамен.
Кроме того, экзамены по математике и естественным наукам включают задания с развёрнутыми ответами, требующими записи формул. Если давать подобные задания в компьютерном формате, то встаёт вопрос, кто будет осуществлять компьютерный набор в специальных редакторах формул. При этом все развернутые ответы пока могут проверяться только экспертами. Но, возможно, в будущем с этой задачей сможет справиться искусственный интеллект.