ЕГЭ-2022. Русский, английский и литература. Что изменилось

Этой статьей мы завершаем серию публикаций об изменениях в экзаменах ЕГЭ, которые ждут выпускников в 2022 году. Ранее мы рассказали про новшества в экзаменах по биологии, физике и химии, а также по математике и информатике. В этой статье речь пойдет об экзаменах по русскому, английскому языкам и литературе. За помощь в подготовке материала благодарим специалистов образовательного центра Maximum Education.

Русский язык

Изменения в заданиях

Больших изменений в экзамене нет, так как экзамен уже сильно менялся пару лет назад.

По сути, в ЕГЭ по русскому языку только одно новое задание — это задание 1, где нужно провести стилистический анализ текста. Так было в перспективной модели и это было во многом ожидаемо. Поменялись задания 2 и 3, так как в них дается теперь не только научный текст.  В демоверсии представлен публицистический текст, предполагаем, что теперь там могут быть совершенно разные стили и жанры.

Немного изменилось задание 19 на пунктуацию в сложноподчинённом предложении. Это задание стало намного сложнее. Оно проверяет пунктуацию во всех типах и комбинациях придаточных, в том числе с составными союзами. Раньше задание проверяло в 99% случаев запятые в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными, была только одна ловушка. Теперь — это весь объём и массив красоты и хитросплетения придаточных.

Изменения в критериях

Волновавший многих вопрос по сочинению — всё осталось на своих местах. По баллам за К8 (пунктуация), как и обещали, сделали чуть строже. Раньше можно было получить два балла за три пунктуационные ошибки. Теперь за это количество ошибок 1 балл.

Если ошибок нет или одна негрубая, то максимальный результат — 3 балла; 1–2 ошибки — 2 балла; 3–4 ошибки — 1 балл; более 5 — 0 баллов.

Стоит обратить внимание, что за задание 16 на сложносочинённое предложение теперь можно получить только один балл, как за все задания на пунктуацию. Само задание осталось прежним.

За «дорогие» задания 8 (синтаксические ошибки) и 26 (средства выразительности) по-прежнему можно получить 5 и 4 балла соответственно.

Таким образом, максимальный первичный балл за ЕГЭ по русскому языку в 2022 году вновь будет 58 (как было в 2020-м).

Интересное наблюдение. Ранее заданиями повышенной сложности считались задания 25 (типы речи), 26 (средства выразительности) и 27 (сочинение). Теперь составители ФИПИ все задания оценили базовым уровнем сложности.

Основные выводы

Экзамен по русскому языку чуть «причесали», но сильно он при этом не поменялся. Некоторые задания усложнились. При этом для выпускника, который активно готовился к экзамену, они не будут составлять большого труда. Эти изменения связаны скорее с линией изменений, которые начались еще в 2019 году, когда процент высокобальников зашкаливал и нужно было усложнить экзамен, чтобы он выполнял свою дифференцирующую функцию. Отвечая этим задачам, в экзамене стало больше заданий аналитического плана и сам формат заданий во многом стал более строгим.

Английский язык

Изменения в заданиях

В английском языке произошли изменения в заданиях с развернутым ответом.

Ожидаемо письмо как формат изменилось на е-мейл, это уже было в ОГЭ, поэтому тут все было логично. Также ожидаемо, что под задание немного поменялись критерии, максимальный балл не изменился.

Эссе заменили на анализ визуальной информации (выбор из двух вариантов). В перспективной модели мы такое задание видели, и также были готовы к подобному развитию событий.

В устной части добавили задание по типу задания 2 в ОГЭ — интервью с ответами на вопросы. В перспективной модели это задание заменяло задание на запрос информации, но в этом году оставили оба. Однако в задании 2 теперь не 5 вопросов, а 4, соответственно, изменился максимальный балл.

Описание картинки исчезло, его как раз заменило интервью (максимальный балл 5); задание 4 на сравнение картинок также претерпело изменения, но их мы видели в перспективной модели: теперь нужно больше говорить про плюсы и минусы концепта, а не про сами картинки. Максимальный балл тут 10.

Время выполнения теперь 3 ч 10 мин на письменную часть и 17 мин на устную.

Основные выводы

Экзамен двигается в сторону не просто выпускного экзамена, а именно экзамена, проверяющего знание языка. Это очень важно, так как задания все больше проверяют языковые компетенции, которые будут реально применяться в жизни, что больше стало напоминать формат международного экзамена IELTS. Для ребят, которые просто хорошо знают язык — это большой плюс, но нужно понимать, что все равно без специальной подготовки такие задания решать будет проблематично.

Литература

Изменения в заданиях

Начнем с баллов: максимально за экзамен теперь можно заработать 55 баллов, а не 58, как это было раньше. Всего в экзамене 12 заданий. Из тестовых заданий остались: вопросы про род и/или жанр, рифмовку, средства выразительности, вопрос на знание произведения и на соотнесение. Вместо 8 сочинения теперь две темы на выбор, но все ещё на анализ текста. Расширили кодификатор: добавили специфично Лескова, Платонова, Шаламова, расширили материал у уже изучаемых поэтов (у Жуковского и Державина, например, добавили стихотворения, у Островского – другие пьесы).

В бывшем 9 сочинении надо теперь взять одно произведение другого автора, можно зарубежного (!), максимальный балл по нему снизился до 8, в 17 сочинении вместо четырех тем на выбор стало 5, балл за него — 15.

Изменение критериев

Добавился новый критерий сочинения — грамотность. Это 5 баллов, которые добираются сверху за все сочинения (как в русском языке). Проверять будут орфографию, пунктуацию, грамматические нормы, чего не было ранее.

Повышены требования к объёму сочинения (минимальное количество слов — 200).

Увеличен с 2 до 3 баллов максимальный балл оценивания сочинения по критерию 3 «Опора на теоретико-литературные понятия».

Основные выводы

Самое сложное и необычное, что получилось в новом варианте ЕГЭ это то, что в кодификаторе появилось много зарубежной литературы, которая ранее не проверялась на ЕГЭ. Для ребят, которые не читали зарубежную литературу, это серьезный вызов, но к счастью, это скорее сделано для того, чтобы «помочь» читающим выпускникам, многие из которых метят на филологические специальности. Также сюрпризом стало, что теперь сочинение оценивается с точки зрения русского языка. Ранее проверялись только речевые нормы, но теперь и грамматика будет важна. Это, безусловно, усложняет процесс подготовки, так как повышает требования не только к знаниям, но и грамотности выпускников.


Источник