Ее звучание равно ее судьбе: ключевые идеи воспитания девочек

Идеи, о которых пойдет речь в этой статье, скорее всего, будут несовременными, но очень своевременными.

Как правильно и достойно воспитать девочку в современном мире? Какие идеи ей передать? Какие навыки и способности развивать? Я долго думал, стоит ли мне как мужчине поднимать эту тему. И решил, что стоит, потому что я настолько восхищен красотой этой темы, что не могу об этом не говорить.

Славно, если у вас родилась девочка, потому что это огромная радость – видеть в девочке свое естественное продолжение. Самое важное – укрепить у девочки связь с божественным, помочь ей принять веру в Творца как бесценный жизненный дар.

Я хотел бы начать с одной удивительной истины: как девочка звучит, в таком мире она и будет жить. Ее звучание равно ее судьбе.

Нам поможет понятие классической музыки. Ее высокие и чистые ноты – это прообраз Вселенной. Мудрецы говорят, что классическую музыку нельзя написать, ею мучаются. В классической музыке есть два гениальных явления, понимание которых, как мне кажется, составляет суть женского счастья. Любому музыканту приходится быть послушным: ему нужно следовать за композитором и дирижером. Нет никакого «я сам», «я хочу». Во время исполнения классической музыки не допускается своеволия, потому что есть дирижер, есть композитор, есть ноты. За ними нужно следовать.

Второй крайне важный момент: есть камертон. Попробуйте сыграть симфонию, не настроив инструмент. Не получится. Музыканты сначала настраивают инструменты на эталонный звук, на камертон, затем следуют за композитором и дирижером. Камертон – это то, как мы относимся к Богу. Если человек синхронизирован со Вселенной, он понимает, как относиться к Отцу нашему небесному.

Какой образ женщины культивируется в наше время? Она успешна, самостоятельна, занимается самореализацией, разбирается в политике и экономике, имеет множество поклонников. Она в меру романтична, чтобы не забыть о существовании мужчины и деторождении. Таков дух времени.

Насколько широко распространен образ женщины, которая терпеливо и с любовью воспитывает своих и чужих детей? В каких фильмах и литературных произведениях вы встречали такой женский образ?

Девочки – удивительные существа, им трудно запомнить воспитательные идеи матери и тем более следовать этим идеям. Девочки запоминают не столько то, что мама говорит, сколько то, как мама это говорит. Мама тысячу раз может повторить дочери, что нужно прибрать свою комнату. Не дождавшись правильных действий, мама может сказать грубые слова. Она хочет, чтобы дочь содержала свое личное пространство в чистоте, ведь женщина – хранительница очага. Мама стремилась передать своей дочери очень достойную воспитательную идею, но какой способ передачи она выбрала? Девочка запоминает не идею, а способ передачи этой идеи.

Наша героиня усвоит следующий принцип: если близкого человека долго пилить и ругать, если использовать для давления эмоциональное или физическое насилие, то от него можно добиться желаемого. Именно эту идею она будет использовать в своей жизни.

После гневных слов матери девочка, конечно, приберет в своей комнате, но сделает это озлобленно и со слезами обиды. Процесс наведения и поддержания чистоты войдет в ее голову под грифом «надо». Надо – и все. Она будет делать уборку, поддерживать чистоту, но будет относиться к этим вещам как к постылой обязанности. Во время уборки она будет раздраженной, потом усталой. Она станет требовать порядка от близких, жаловаться, как тяжело этот порядок поддерживать. Радости это не принесет. Достаточно тоскливое будущее.

Как же тогда приучить девочку к чистоте? Молчать и ничего не говорить? Пусть грязью зарастет? Какая же она вырастет хозяйка и жена? Давайте возвратимся к основному тезису: главное в воспитании девочек – это не сами идеи, а способ их передачи. Девочка запоминает образ действий матери: ее слова, интонацию, отношение к людям и жизни. Она воспринимает философию сознания, а не идеи. Мама должна понимать, какой образ отношения к мужчине, к самой себе, к близким людям, к жизни ежедневно видит ее дочь.

Если мы хотим научить девочку чистоте, надо продемонстрировать, как она создается, не раз и не два, а постоянно. Научите песню петь, когда пищу готовите, когда посуду моете, когда белье стираете и развешиваете. Если передать радость от процесса, тогда девочка усвоит это жизненное правило.

Девочка – хранительница и воспроизводительница радости. Хотите научить терпению – продемонстрируйте его, но не единожды. Не покорность, не бессилие, а именно терпение, потому что суть слова «терпение» – перетирать трудности и при этом петь. Причем каждую минуту. То, чему мы хотим научить девочку, должно быть в нас самих.

Если мама неаккуратна, втайне злится на себя за свою неопрятность и несобранность, она может ругать свою дочь, искореняя в ней свои собственные недостатки. Нужно победить свой недостаток, а не браться за его искоренение в дочери.

Женский язык – это язык любви. Если не будет языка любви, будет язык претензий. Это очень осложнит судьбу. Такое осложнение судьбы и есть любовь мироздания по отношению к женщине, чтобы вернуть ее к камертону, к истинным ценностям.

Что делать матери из нашего примера? Конечно, работать над собой, а не над дочерью. Учиться самой терпеливо и радостно создавать уют в доме. Удивительные вещи творятся в семье, когда в доме звучит язык любви. Этому языку можно научиться. Не надо думать, что девочка даже в самом малом возрасте не поймет этого языка. Она уразумеет настолько, насколько сможет. Девочка начала ходить, немножко говорить, и мама включает ее в процесс создания уюта. «Создавай уют с радостью» – и мама сама создает уют с радостью. «Будь терпелива к домочадцам» – и мама сама терпелива к домочадцам. «Никого не осуждай» – и мама следит за тем, что она говорит, осуждает она или нет.

Прежде чем целенаправленно воспитывать в своей дочери какое-то качество, проверьте, в какой степени вы сами им обладаете. Это фундаментальная истина, особенно в тех случаях, когда есть желание прикрикивать на дочь. От этой привычки лучше отвыкнуть, поскольку это дезориентирует девочку в звуках и не дает настроиться на камертон. В этот момент ей сложно определить классическую музыку своего звучания. Звуки агрессии, осуждения и недовольства лишают девочку внутреннего покоя и пробуждают душевную тревогу. От этого будет портиться ее характер. Поэтому на деток лучше не кричать и не браниться. Мальчишеская психика лучше стерпит, чем девичья, это важно учитывать. Если мама бранится на дочку, она передает ей эту склонность. Будет ли бранящаяся и крикливая жена радовать саму себя, своих деток, мужа, близких?

Воспитание девочки – это процесс очищения системы ценностей и нравственных ориентиров взрослых, процесс воспитания себя. Хочу предложить вам важное упражнение длиной в жизнь. Оно состоит из четырех пунктов:

  1. Составьте список качеств, которые, по-вашему, крайне важны для девочки. Постарайтесь записать не менее десяти качеств.
  2. Оцените каждое качество по десятибалльной шкале в зависимости от того, в какой мере вы сами обладаете этим качеством.

Например, если вы оцениваете «Терпение животворящее» на 1-3, вы точно понимаете, что это качество выражено в вас слабо. Это огромная радость, потому что именно эта оценка и есть приглашение к внутренней работе. Оценка 7-10 говорит о том, что в вас это качество надежно укоренено, вы можете на него опираться в воспитании, потому что девочка уже это видит. Это уже образ. Вы можете этому порадоваться.

Второй пункт помогает заглянуть внутрь себя. Если во мне желаемое качество слабо выражено, а я требую его от своей дочери, это может на ней деструктивно сказаться.

  1. Выберите из списка ценных качеств те, которые у вас слабо выражены. Вспомните ситуации, когда вы раздражались. Возможно, вам нужно поработать над собой.
  2. Самый важный момент. Опираясь на это исследование, составьте воспитательный текст для дочери и для себя, в котором вы расскажете о ценных качествах женщины, зачем они нужны и почему крайне важно их развивать.

Допустим, вам не хватает терпения. Оно оказалось слабовыраженным, но для вас оно крайне важно. Возможно, многие ситуации в вашей жизни, приводящие вас в раздражение и вызывающие смятение чувств, связаны с нехваткой терпения. Составьте воспитательный текст о том, что такое терпение, зачем оно нужно, как его развивать. Тогда, основываясь на внутренней работе, вы передадите ребенку великие ценности, вместо того чтобы раздражаться на него.

Я не хочу поменять ребенка против его воли. Если у меня есть цель воспитать девочку аккуратной, но при этом любые средства для меня оправданны, это обернется серьезной трагедией. Если я вижу, что мои средства во имя высокой цели вызывают несогласие ребенка и активное противодействие, то я отказываюсь от этой цели, пока не найду средства, которые ребенок примет. В этом два принципиально разных подхода, две педагогики. В одной цели оправдывают мои средства, а во второй – нет.

Алексей БАБАЯНЦ, кандидат педагогических наук, профессор Академии гуманной педагогики Ш.Амонашвили