Многим родителям сложно смириться с тем, что дети все меньше полагаются на взрослых, когда сталкиваются с трудностями, и все больше обращаются к друзьям. Но общение с ровесниками и поддержка друзей положительно влияют на развитие ребенка и укрепляют чувство причастности.
Это доказала группа психологов из Университета Мердока и Университета Гриффита в Австралии. Они опубликовали результаты исследования, в котором приняли участие 108 подростков от 13 до 16 лет из семей с низким доходом.
В течение недели они 5 раз в день заполняли опросники. Подростки отвечали на вопрос: «С тобой случилось что-нибудь плохое с момента прошлого опроса?», оценивали неприятное событие по 5-балльной шкале (от «так себе» до «очень плохо») и вкратце описывали произошедшие события.
Затем они отмечали, насколько счастливыми, грустными, одинокими, завидующими или обеспокоенными они себя чувствовали в этот момент, и фиксировали, с кем они общались в это время. Ученые пришли к выводу, что подростки справляются с неудачами легче, если общаются со сверстниками, а не со взрослыми.
Причем способ общения значения не имеет — переписка в соцсетях так же эффективна, как разговор вживую
Руководитель исследования Беп Уинк поясняет: «Социальная поддержка и возможность отвлечься от проблем помогает подросткам пережить трудности и невзгоды повседневной жизни». Например, когда ребенок провалил контрольную или экзамен, друзья ободряют, поднимают настроение и помогают забыть о тревогах.
Соавтор исследования Кэтрин Модеки заметила: «Похоже, друзья действуют на подростков как тонизирующее средство для эмоций. По крайней мере, в краткосрочной перспективе». Особенно это касается девочек, они чаще ведут беседы и обсуждают проблемы, мальчики реже разговаривают, обычно они вместе занимаются физической активностью.
Что тревожит подростков? Беп Уинк назвала типичные проблемы, вроде разрыва с парнем или девушкой и проблем с учебой. Но психологи отметили и дополнительные факторы стресса: принуждение к сексу, расистские нападки, драки, жизнь вдали от близких, ответственность за младших братьев и сестер, работа по ночам ради заработка.
Преподавателям, родителям кажется, что они должны смягчать стресс, который переживают тинейджеры. Но лучше поощрять детей учиться взаимопомощи. Таким образом они осваивают социальные навыки: быть добрыми и внимательными, понимать других и сочувствовать им.