День Победы (сценарий)
«Зажгите свечи в память о погибших»
Общешкольный конкурс чтецов среди учащихся 5-11 классов, посвященный Дню Победы
Автор-составитель: Арапова Лариса Александровна, учитель немецкого языка МОУ СОШ п. Поливаново, Барышский район, Ульяновская область
Цели:
1. Воспитательные: воспитывать патриотизм, верность героическим традициям прошлого; воспитывать уважение к ветеранам и ратным подвигам русского народа.
2. Обучающие: обучать умению формулировать и высказывать свои мысли; формировать навыки выступления перед аудиторией.
3. Развивающие: способствовать развитию коммуникативных качеств; формировать навыки поведения в различных общественных группах;
Задачи:
— способствовать гражданско-патриотическому воспитанию, формированию исторического сознания;
— способствовать личностному развитию, определяющемуся развитием индивидуальных, эмоциональных и ценностных ориентиров;
— познакомить учащихся с поэтами и поэзией военной тематики;
— формировать гражданскую идентичность учащихся через познание истории Великой Отечественной войны;
— развивать творческий потенциал учащихся.
Оборудование:
— ПК, мультимедийный проектор, сопровождающие презентации, песни на военную тему, гимн России;
— ведомость для оценивания участников конкурса чтецов стихотворений на военно-патриотическую тему (каждому члену жюри);
— грамоты или дипломы победителю и призерам конкурса, благодарности участникам;
— мини-выставка военной экспозиции в школьном музее «Поливановцы в годы войны».
Ступени проведения общешкольного этапа конкурса:
— проведение конкурса чтецов на военную тему по классам, выбор трёх участников (1-3 место);
— составление списка участников общешкольного конкурса;
— создание тематической мультимедийной презентации, сценария конкурса;
— оформление актового зала к конкурсу;
— проведение конкурса, награждение;
— публикация результатов в СМИ (районная газета).
Ведущий 1: Сегодня мы собрались с вами в этом зале, чтобы еще раз поговорить о Великой Отечественной войне, о великой Победе. И поговорим мы о ней на замечательном языке, на языке поэзии. Кажется, что война и стихи — вещи несовместимые, но это не так. С самых первых дней войны и до победного мая 1945 года, и до наших дней поэты писали и пишут о войне. И это удивительные стихи – пронзительные, трагические и очень честные.
Просмотр песни с клипом «Всё о той весне» в исполнении школьного хора
Ведущий 2: Любовь российского народа к своей Отчизне беспредельна и беззаветна. Когда Родина в опасности, он готов, пренебрегая смертью, отдать все силы на ее защиту. И это непреодолимое веление сердца, порыв любви, который он не в силах остановить.
Люди отдают дань любви и уважения воинам-освободителям, помнят тех, кто погиб от рук врагов. Им, защитникам Родины, воздвигнуты мемориалы Славы, обелиски. На братских могилах никогда не увядают цветы.
Ведущий 1: Мы гордимся подвигами своих предков. Афганская, Чеченская и любая война – это боль, которая никогда не стынет в наших сердцах. Она уносит человеческие жизни. Благодарное человечество всегда будет помнить о стойкости и мужестве, о подвигах защитников Отечества.
Ведущий 2: Самым тяжелым, самым драматичным испытанием нашего народа стала Великая Отечественная война. Немеркнущей страницей сияет выдающийся подвиг советского народа и Вооруженных Сил, спасших народы Европы от темных сил фашизма. И везде русский воин показывал чудеса самоотверженности, воли, отваги, насмерть стоял за родную землю.
Ведущий 1: Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Война это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Война это 250 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Война это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле.
Ведущий 2: В годы войны и после неё было создано много прозаических произведений и стихотворений о Родине, воспоминаний о родных местах, о военных буднях, блокадных днях, измученных детях, сгоревших сёлах, погибших солдатах и памяти о них. Итак, мы начинаем наш конкурс.
Каждый ученик читает стихотворение на фоне слайда, содержащего фотографии, соответствующие теме выступления
Сегодня наш конкурс будет оценивать справедливое, объективное жюри. Разрешите представить вам его.
(Представление членов жюри)
Ведущий 1: Уровень исполнения поэтического произведения будет оцениваться по пятибалльной шкале по следующим критериям:
Первая оценка – за выразительность, нужный темп речи, удачно выбранную силу голоса, хорошую дикцию.
Вторая оценка – за знание текста, здесь же – объявление названия и автора стихотворения.
Третья оценка – за творческий подход к исполнению, который включает: умение держаться во время чтения, внешний вид, подбор атрибутов, соответствующих содержанию исполняемого произведения.
Ведущий 2: Каждый год в майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев. Хотя прошло уже более полувека, время не властно над памятью людей разных поколений. Сегодня мы живём с вами мирной счастливой жизнью и знаем о войне лишь понаслышке.
Звучит песня «Мы знаем о войне лишь понаслышке» (идет презентация)
Ведущий 1: Почти 72 года назад 9 мая прогремел салют в честь победы в Великой Отечественной войне, но отзвуки той войны до сих пор живут в каждом сердце. Нет такой семьи, которую не затронула бы война.
Ведущий 2: Сегодня в нашем зале царит тёплая, дружеская и вместе с тем торжественная атмосфера, а в воздухе витает дух тесной взаимосвязи эпох и поколений.
Ведущий 1: Всё дальше вглубь времён уходят события Великой Отечественной войны, и потому наша с вами задача – сохранить в памяти и в сердцах историю своей страны, своего народа. А поможет нам в этом слово — самое простое слово, написанное о войне.
Ведущий 2: Когда мы листаем страницы книг, перед нами вновь проходят дни и года, обагрённые человеческой кровью и орошённые слезами. Давайте же обратимся к истории, вспомним стихи и прозу, написанные поэтами военных и послевоенных лет.
Ведущий 1: В рядах тех, кто приближал Победу, были наши ровесники. Юные «сыны полков», партизаны, подпольщики. Они были чуть старше вас, ребята.
Люди встретили войну в разном возрасте: кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах, поселках и деревнях, в гостях, у бабушки, в пионерских лагерях.
Сценка (в исполнении участников мини-театра «Момент»)
Предвоенное время
— Мама!!!
— Снова дралась во дворе?
— Ага!
Мама, но я не плакала.
Вырасту – выучусь на моряка.
Я уже в ванне плавала!
— Боже, не девочка, а беда!
Сил моих больше нету.
— Мама, а вырасту я когда?
— Вырастешь! Ешь котлету.
— Мама, купим живого коня?
— Коня?! Да что ж это делается?
— Мама, а в летчики примут меня?
— Примут. Куда они денутся?!
Ты же из каждого, сатана, душу сумеешь вытрясти!
— Мама, а правда, что будет война… И я не успею
вырасти?..
Ведущий 2: Приближение войны чувствовали абсолютно все, даже дети. А война коснулась каждой семьи. В каждой семье кто-то принимал в ней участие. У кого-то хранятся ордена и медали, у кого-то елочные игрушки довоенных времен, у кого-то сохранились чашки, ложки, а у кого-то сохранились детские игрушки…
«Аленушка»
Утираясь маленькой ладошкой,
Куколку прижав к своей груди,
Девочка рыдает на дорожке.
К ней я поспешила подойти:
«Почему ты плачешь? Что с тобою?
Кто тебя обидел? Расскажи».
И, столпившись шумною гурьбою,
Куклу показали малыши.
Платье, пожелтевшее с годами,
Волосы из шёлковых чулок.
С нарисованными синими глазами,
А из ножки ваты серый клок.
Куколка в вуалевой панаме,
Где-то сверху порванная нить:
«Отнеси её скорее маме,
Нужно кукле ножку починить».
«У Иришки Барби с магазина,
Ну, а мне не нравится она.
Куклами забита вся витрина,
А Алёна у меня одна, –
Продолжала девочка, рыдая –
Бабушка мне куклу отдала.
Думаете, кукла не живая?
Многое расскажет вам она.
Видите, прожжённое колено?
Это в сорок первом, у села,
Искорка попала от полена,
Немцы дом спалили нам дотла.
Тут, под платьем, дырочка осталась.
Бабушка не шила, берегла.
Ей она расстрел напоминала,
Ранним утром, на краю села.
Ведь она тогда одна осталась,
Партизаны бабушку спасли.
Только вот, Алёнушке досталось
От мучителей родной земли.
Кукла эта тоже воевала,
Донесения в себе несла.
Мне про это мама рассказала,
Этого я видеть не могла.
Платье кукле в первый День Победы
Бабушка пошила из фаты,
Той, что на пожарище сгорела,
От неё остались лоскуты.
Ну, а туфли – из куска шинели,
Что солдат когда-то ей принёс.
Страшные холодные метели,
Были той зимою и мороз.
Долго всех скрывали партизаны,
Прадед в партизанах был тогда.
Залечили бабушки все раны,
Но явилась новая беда.
Партизан схватили у деревни
И пытать в гестапо повели.
А затем, закрыв все окна, двери,
Заживо в сарайчике сожгли.
Баба очень рано поседела,
А когда закончилась война,
Сшила платье кукле, как умела,
Перед вами кукла, вот она».
Я молчала, как окаменела.
Куклы необычные глаза
Рассказали, как война гремела.
По щеке моей стекла слеза.
Спохватившись, имя я спросила,
И от ответа обомлела тут:
«Разве я тебе не говорила?
Ведь меня Алёнушкой зовут».
(Н.Самков)
Ведущий 1: Война не знает возраста. Перед страшным ликом ее уничтожающей силы равны и стар и млад. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия – невосполнимая потеря прекрасного мира детства.
Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.
«Две сестры»
Две сестры бежали от войны –
Свете восемь, Кате три всего лишь…
Вот чуть-чуть еще, и спасены,
За холмом свои, а значит — воля.
Но рванула мина, сея смерть,
Позади идущих дымно, гадко.
И один осколок долетел
И ударил младшей под лопатку.
Словно скрыть хотел преступный след
Миллиграмм горячего металла –
Ватник цел, и крови тоже нет,
Только сердце биться перестало.
Старшая сказала: «Хватит, Кать,
Ведь и мне приходится несладко.
Ручку дай, пора уже вставать,
Час еще, и будет все в порядке».
Но, увидев Катин взгляд пустой,
Света на мгновение застыла,
И, котомку выбросив с едой,
На плечо сестру свою взвалила.
И откуда силы в ней взялись,
Но она бежала и бежала…
Лишь когда увидела своих,
Пошатнулась и на снег упала.
Подошла к детишкам медсестра,
Маленькую Катю осмотрела
И сказала горестно: «Мертва»…
Света сразу в голос заревела.
«Нет, не надо, – разносился крик, –
Люди, люди, разве так бывает?..
Старший брат, Иван, в бою погиб…
Папу с мамой немцы расстреляли…
Почему так много в мире зла?
Разве жизнь сестры моей – игрушка?»
Медсестра за плечи увела
С поля восьмилетнюю старушку.
Ну, а Катю на руки поднял
Пожилой солдат из третьей роты.
«Внученька, – он только лишь сказал, –
Как же я тебя не уберег-то?»…
В небесах закаты жгут костры,
И ветра свои роняют вздохи,
Словно тихо плачут две сестры –
Искорки безжалостной эпохи.
(С.Сухонин)
Ведущий 2: Кто-то сказал: «На войне детей не бывает». Нет, бывает, и тем страшнее война, чем больше детей теряют свое беззаботное, радостное детство в ее жерновах, становясь не по возрасту серьезными, ответственными зачастую не только за себя, за своих братьев и сестер, но и за весь мир, за мир на земле. А как много они могут сделать – не меньше, а может быть, даже и больше, чем взрослые.
Навечно застыли в строю героев дети, чей взрослый подвиг в годы войны не имеет цены. Их имена и в 21 веке сияют звездами на мирном небе нашей Родины.
За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями.
«Баллада о младшем брате»
Его ввели в германский штаб,
и офицер кричал:
— Где старший брат? Твой старший брат!
Ты знаешь – отвечай!
А он любил ловить щеглят,
свистать и петь любил,
и знал, что пленники молчат, –
так брат его учил.
Сгорел дотла родимый дом,
в лесах с отрядом брат.
— Живи, – сказал, – а мы придем,
мы все вернем назад.
Живи, щегленок, не скучай,
пробьет победный срок…
По этой тропочке таскай
с картошкой котелок.
В свинцовых пальцах палача
безжалостны ножи.
Его терзают и кричат:
— Где старший брат? Скажи!
Молчать – нет сил. Но говорить –
нельзя… И что сказать?
И гнев бессмертный озарил
мальчишечьи глаза.
— Да, я скажу, где старший брат.
Он тут, и там, и здесь.
Везде, где вас, врагов, громят,
мой старший брат – везде.
Да, у него огромный рост,
рука его сильна.
Он достает рукой до звезд
и до морского дна.
Он водит в небе самолет,
на крыльях – по звезде,
из корабельных пушек бьет
и вражий танк гранатой рвет…
Мой брат везде, везде.
Его глаза горят во мгле
всевидящим огнем.
Когда идет он по земле,
земля дрожит кругом.
Мой старший брат меня любил.
Он все возьмет назад…
…И штык фашист в него вонзил.
И умер младший брат.
И старший брат о том узнал.
О, горя тишина!..
— Прощай, щегленок, – он сказал, –
ты постоял за нас!
Но стисни зубы, брат Андрей,
молчи, как он молчал.
И вражьей крови не жалей,
огня и стали не жалей, –
отмщенье палачам!
За брата младшего в упор
рази врага сейчас,
за младших братьев и сестер,
не выдававших нас!
(О.Берггольц)
Ведущий 1: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разводили голубей, иногда даже участвовали в потасовках. Это были простые дети и подростки, о которых знали только родные, одноклассники и друзья.
Но пришел час тяжелых испытаний и они доказали, каким огромным может стать обыкновенное маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине, боль за судьбу своего народа и ненависть к врагам. Вместе со взрослыми на их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне.
«Не» и «ни»
Мне рассказывал смоленский
Паренек:
В нашей школе деревенской
Шел урок.
Проходили мы частицы
«Не» и «ни».
А в селе стояли фрицы
В эти дни.
Обобрали наши школы
И дома.
Наша школа стала голой,
Как тюрьма.
Из ворот избы соседской
Угловой
К нам в окно глядел немецкий
Часовой.
И сказал учитель: «Фразу
Дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу
«Ни» и «не».
Мы взглянули на солдата
У ворот
И сказали: «От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!»
(С. Маршак)
Ведущий 2: Не одно поколение в нашей стране знает о солдатских треугольниках. Почтальон на войне был одной из важных фигур. У всех, кто помнит военные годы, почта вызывает особые чувства. Она не просто обеспечивала связь между фронтом и тылом, решая государственные и военные задачи. Почтовая служба несла в себе огромный эмоциональный заряд, давая миллионам людей возможность узнать о своих близких.
«Почтальонка»
Ей пятнадцати нет – девчонка.
Невысока и очень худа.
Письмоносица, почтальонка,
По прозванию Нюрка-беда.
В зной и в слякоть, в метель и стужу,
С сумкой кожаной наперевес
Разнести Нюрке почту нужно
По пяти деревенькам окрест.
Дома двое младших братишек,
Мать болеет почти уж год.
Слава Богу, отец с фронта пишет –
Ждут и верят, что он придет.
Он придет, и все будет, как прежде,
Как в далеком-далеком вчера.
Не лиши только, Боже, надежды…
И опять на работу пора.
Ребятишкам – картошка в печке,
Ей с утра – с сумкой наперевес.
А что впроголодь… Бегать легче
По пяти деревенькам окрест.
В деревнях – старики да дети,
Бабы – в поле, то сеют, то жнут.
Почтальонку вдали приметят
И с сердечной тревогой ждут.
Треугольник – живой! Удача!
Коли серый казенный конверт –
Замолчат, закричат, заплачут…
И померкнет в глазах белый свет…
Защемит у девчонки сердчишко
От людского горя и бед…
Тяжела эта сумка слишком,
Если там от беды привет.
Вести черные – похоронки,
Горя горького череда.
Письмоносице, почтальонке
Без вины дали имя – Беда.
Малолетка еще, девчонка –
Только в косах полно седины.
Письмоносица, почтальонка,
Разносящая вести с войны.
(Т.Черновская)
Ведущий 1: Письма военных лет – они хранят память о тех днях. Из дома на передовую приходили письма, такие желанные для солдат. Солдаты в ответ писали о том, как тосковали по родному краю, дому, семье, любимой, как мечтали о победе. В этих письмах было всё: радость и слёзы, слова любви к близким, в них была заключена на тот момент жизнь!
Дрожит рука, выводит буквы
В очередном письме на фронт.
Бежит слеза, впиваясь в губы,
Вопрос один – когда придёт?
«Папе на фронт»
Здравствуй, папка!
Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился –
До чего ты прежний был во сне!
Прежний-прежний, ну такой же самый,
Точно не видались мы два дня.
Ты вбежал, поцеловался с мамой,
А потом поцеловал меня.
Мама будто плачет и смеётся,
Я визжу и висну на тебе.
Мы с тобою начали бороться,
Я, конечно, одолел в борьбе.
А потом принёс те два осколка,
Что нашёл недавно у ворот,
И сказал тебе: «А скоро ёлка!
Ты приедешь к нам на Новый год?»
Я сказал да тут же и проснулся,
Как случилось это, не пойму.
Осторожно к стенке прикоснулся,
В удивленье поглядел на тьму.
Тьма такая – ничего не видно,
Аж круги в глазах от этой тьмы!
До чего ж мне сделалось обидно,
Что с тобою вдруг расстались мы…
Папа! Ты вернёшься невредимый!
Ведь война когда-нибудь пройдёт?
Миленький, голубчик мой родимый,
Знаешь, вправду скоро Новый год!
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю-прежелаю
Поскорей фашистов одолеть!
Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб как прежде можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить.
Чтоб над всем таким большущим миром
Днём и ночью был весёлый свет…
Поклонись бойцам и командирам,
Передай им от меня привет.
Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев, как один…
…Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так… от радости…
Твой сын.
(Е.Благинина)
Ведущий 2: Медицинские сестры нашей страны также с честью выдержали суровое испытание Великой Отечественной войны. Местом их подвига были не только госпитали, но и поля ожесточенных сражений. Юные девушки часто ценой собственной жизни спасали раненных защитников Родины.
Ведущий 1: Сотни тысяч девушек шли добровольно на фронт в качестве санитарок и врачей. Медсестры во время Великой Отечественной войны не только выполняли свой врачебный долг, но и при необходимости вместе с солдатами шли в атаку или разведку.
Среди военных медсестер были тысячи молодых девушек, не имевших медицинского образования, и лишь прошедших экстренные курсы. Они самостоятельно вызывались на фронт и храбро выполняли свои обязанности, творя настоящие чудеса, и обучаясь в процессе всем премудростям своего сложного дела. Одной из важнейших стратегических задач, поставленной перед всеми медицинскими специалистами во время войны, было максимальное возвращение в строй каждого раненого солдата. И врачи с медсестрами справлялись с этой задачей просто великолепно, доведя до 90 процентов возвращенных солдат среди всех раненых.
Ведущий 2: За всю войну на фронте работало более 500 тысяч медицинских сестер, каждая из которых самоотверженно выполняла свой долг, помогая солдатам несмотря ни на что. К сожалению, около 90 тысяч медсестер было убито, и практически половина получила в ходе войны какие-то ранения. Многие из них стали настоящими героинями и были удостоены орденов и медалей, некоторые смогли принять эти награды, а другие получили их уже посмертно. Вот истории некоторых из них.
«Прислали к нам девушку в полк медсестрой»
Прислали к нам девушку в полк медсестрой.
Она в телогрейке ходила.
Отменно была некрасива собой,
С бойцами махорку курила.
Со смертью в те дни мы встречались не раз
В походах, в боях, на привале,
Но смеха девичьего, девичьих глаз
Солдаты давно не встречали.
Увы, красоте тут вовек не расцвесть!
На том мы, вздыхая, сходились.
Но выбора нету, а девушка есть,
И все в нее дружно влюбились.
Теперь вам, девчата, пожалуй, вовек
Такое не сможет присниться,
Чтоб разом влюбилось семьсот человек
В одну полковую сестрицу!
От старших чинов до любого бойца
Все как-то подтянутей стали,
Небритого больше не встретишь лица,
Блестят ордена и медали.
Дарили ей фото, поили чайком,
Понравиться каждый старался.
Шли слухи, что даже начштаба тайком
В стихах перед ней изливался.
Полковник и тот забывал про года,
Болтая с сестрицею нашей.
А ей, без сомнения, мнилось тогда,
Что всех она девушек краше.
Ее посещенье казалось бойцам
Звездою, сверкнувшей в землянке.
И шла медсестра по солдатским сердцам
С уверенно-гордой осанкой.
Но вот и Победа!.. Колес перестук…
И всюду, как самых достойных,
Встречали нас нежные взгляды подруг,
Веселых, красивых и стройных.
И радужный образ сестры полковой
Стал сразу бледнеть, расплываться.
Сурова, груба, некрасива собой…
Ну где ей с иными тягаться!
Ну где ей тягаться!.. А все-таки с ней
Мы стыли в промозглой траншее,
Мы с нею не раз хоронили друзей,
Шагали под пулями с нею.
Бойцы возвращались к подругам своим.
Ужель их за то осудить?
Влюбленность порой исчезает как дым,
Но дружбу нельзя позабыть!
Солдат ожидали невесты и жены.
Встречая на каждом вокзале,
Они со слезами бежали к вагонам
И милых своих обнимали.
Шумел у вагонов народ до утра –
Улыбки, букеты, косынки…
И в час расставанья смеялась сестра,
Старательно пряча слезинки.
А дома не раз еще вспомнит боец
О девушке в ватнике сером,
Что крепко держала семь сотен сердец
В своем кулачке загорелом!
(Э.Асадов)
Ведущий 1: Великая Отечественная война отражена в русской литературе глубоко и всесторонне: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или смерть. Писатели в своих произведениях выражают точку зрения, что исход войны решает герой, сознающий себя частицей воюющего народа, несущий свой крест и общую ношу.
Ведущий 2: «Матерь человеческая» — не случайно именно так, используя лексику высокого стиля, назвал свое произведение о судьбе простой русской женщины В.Закруткин. Велико пережитое героиней горе: на ее глазах погибла семья, уничтожена фашистами родная деревня. Казалось бы, зачем жить? Но Мария носит под сердцем ребенка. Ради него, ради погибших односельчан Мария продолжает жить и работать, совершая в одиночку свой подвиг, становясь матерью всего живого, что сохранилось на этой земле. Силой материнства она побеждает смерть, которую несла война. Так был создан «образ Матери человеческой, нашей нетленной русской веры, нашей надежды, вечной нашей любви».
Отрывок из произведения «Матерь человеческая» В.Закруткина
«В эту сентябрьскую ночь небо вздрагивало, багряно светилось, отражая полыхавшие внизу пожары, и не было на нем видно ни луны, ни звезд. Над глухо гудящей землей громыхали ближние и дальние пушечные залпы.
Прижавшись к земле, Мария лежала в глубокой борозде. Над ней, едва различимая в смутном полумраке, шуршала, покачивала высохшими метелками густая чаща кукурузы. Кусая от страха губы, закрыв уши руками, Мария вытянулась в ложбине борозды. Ей хотелось втиснуться в затвердевшую, поросшую травой пахоту, укрыться землей, чтоб не видеть и не слышать того, что творилось сейчас на хуторе.
Она легла на живот, уткнулась лицом в сухую траву. Но долго лежать так ей было больно и неудобно – беременность давала о себе знать. Вдыхая горьковатый запах травы, она повернулась на бок, полежала немного, потом легла на спину. Вверху проносились реактивные снаряды. Снизу, от хутора, тянулся тошнотворный, удушливый запах дыма и гари.
— Господи, — всхлипывая, шептала Мария, – пошли мне смерть, господи… Нет у меня больше сил… не могу я… пошли мне смерть, прошу тебя, боже…
Она поднялась, стала на колени, прислушалась. «Будь что будет, – подумала она в отчаянии, – лучше помереть там, со всеми». Подождав немного, оглядываясь по сторонам, как затравленная волчица, Мария поползла на край кукурузного поля. Отсюда, с вершины покатого холма, хутор был хорошо виден. До него было километра полтора, не больше, и то, что увидела Мария, пронизало ее смертным холодом.
Все тридцать домов хутора горели. По освещенной заревом пожара единственной хуторской улице неторопливо ходили немецкие солдаты с длинными пылающими факелами в руках. Они протягивали факелы к соломенным и камышовым крышам домов, сараев, курятников, не пропуская на своем пути ничего, даже самого завалящего катушка или собачьей конуры, и следом за ними вспыхивали новые космы огня, и к небу летели и летели красноватые искры.
Два сильных взрыва потрясли воздух. Мария поняла, что немцы взорвали новый кирпичный коровник, построенный колхозом перед самой войной.
Всех оставшихся в живых хуторян – их вместе с женщинами и детьми было человек сто – немцы выгнали из домов и собрали на открытом месте, за хутором, там, где летом был колхозный ток. Мария хорошо знала это место. Год тому назад, вскоре после начала войны, она вместе с женщинами из своей бригады ворошила на току зерно. Многие плакали, вспоминая ушедших на фронт мужей, братьев, детей. Но война им казалась далекой, и не знали они тогда, что ее кровавый вал докатится до их неприметного хутора. И вот в эту страшную сентябрьскую ночь на их глазах догорал родной хутор, а сами они, окруженные автоматчиками, стояли на току, словно отара бессловесных овец на тырле, и не знали, что их ждет…
Сердце Марии колотилось, руки дрожали. Она вскочила, хотела кинуться туда, на ток, но страх остановил ее. Попятившись, она снова приникла к земле. Так Мария лежала долго, по-детски всхлипывая, задыхаясь от едкого, ползущего на холм дыма.
Хутор догорал. Стали стихать орудийные залпы. Со стороны тока Мария услышала надрывный женский плач и короткие, злые выкрики немцев. Сопровождаемая солдатами-автоматчиками нестройная толпа хуторян медленно двинулась по проселочной дороге.
Мария затаила дыхание, приникла грудью к земле. «Куда ж они их гонят? – билась в ее воспаленном мозгу лихорадочная мысль. – Неужто расстреливать будут? Там же малые дети, ни в чем не повинные женщины».
Всматриваясь в странный светящийся полумрак, Мария узнавала почти всех хуторян. Никто из них не говорил ни слова, в толпе слышался только плач детей. И лишь на вершине холма, когда колонна почему-то задержалась, раздался душераздирающий вопль:
— Сволочи! Пала-а-чи! Фашистские выродки! Не хочу я вашей Германии! Не буду вашей батрачкой, гады!
Мария узнала голос. Кричала пятнадцатилетняя Саня Зименкова, комсомолка, дочка ушедшего на фронт хуторского тракториста. До войны Саня училась в седьмом классе, проживала в школьном интернате в далеком районном центре, но школа уже год не работала, Саня приехала к матери и осталась на хуторе.
— Санечка, чего это ты? Замолчи, доченька! – запричитала мать. Прошу тебя, замолчи! Убьют они тебя, деточка моя!
— Не буду молчать! – еще громче крикнула Саня. – Пускай убивают, бандиты проклятые!
Мария услышала короткую автоматную очередь. Хрипло заголосили женщины. Лающими голосами закаркали немцы.
На Марию навалился липкий, холодный страх. «Это Саню убили», молнией обожгла ее страшная догадка.
«Может, Саня живая? – подумала Мария. Может, ее только ранили и она, бедненькая, лежит на дороге, истекает кровью?» Выйдя из кукурузы, Мария осмотрелась. Вокруг – никого. Хутор почти догорел. Прижимаясь к меже, Мария поползла к тому месту, откуда, как ей казалось, она слышала крик Сани и выстрелы. Ползти было больно и трудно. Мария была босиком, в одном старом ситцевом платье. Так, раздетой, она минувшим утром, на рассвете, убежала с хутора и теперь проклинала себя за то, что не взяла пальто, платок и не надела чулки и туфли.
Ползла она медленно, полуживая от страха. Часто останавливалась, вслушивалась в звуки дальней стрельбы и снова ползла. Ей казалось, что все вокруг гудит: и небо, и земля, и что где-то в самых недоступных глубинах земли тоже не прекращается это тяжкое, смертное гудение.
Саню она нашла там, где и думала. Девочка лежала, распростертая, в кювете, раскинув худые руки и неудобно подогнув под себя босую левую ногу. Еле различая в зыбком мраке ее тело, Мария прижалась к ней, щекой ощутила липкую влажность на теплом плече, приложила ухо к маленькой, острой груди. Сердце девочки билось неровно: то замирало, то колотилось в порывистых толчках. «Живая!» – подумала Мария.
Оглядевшись, она поднялась, взяла Саню на руки и побежала к спасительной кукурузе. Короткий путь показался ей бесконечным. Она спотыкалась, дышала хрипло, боясь, что вот сейчас уронит Саню, упадет и больше не поднимется. Уже ничего не видя, не понимая, Мария опустилась на колени и потеряла сознание…
Очнулась она от надрывного стона Сани. Девочка лежала под ней, захлебываясь от заполнившей рот крови. Кровь залила лицо Марии. Она вскочила, подолом платья протерла глаза, прилегла рядом с Саней, приникла к ней всем телом.
— Саня, деточка моя, – шептала Мария, давясь слезами, – открой глазки, дите мое бедное, сиротиночка моя… Открой свои глазоньки, промолви хоть одно словечко…
Дрожащими руками Мария оторвала кусок своего платья, приподняла Санину голову, стала вытирать клочком застиранного ситца рот и лицо девочки. Прикасалась к ней бережно, целовала солоноватый от крови лоб, теплые щеки, тонкие пальцы покорных, безжизненных рук.
В груди у Сани хрипело, хлюпало, клокотало. Поглаживая ладонью детские, с угловатыми колонками ноги девочки, Мария с ужасом почувствовала, как холодеют под ее рукой узкие ступни Сани.
— Прокинься (проснись – укр., ред), деточка, – стала молить она Саню. – Прокинься, голубочка… Не умирай, Санечка… Не оставляй меня одну… Это я с тобой, тетя Мария. Слышишь, деточка? Мы же с тобой только двое остались, только двое…
Над ними однообразно шелестела кукуруза. Утихли пушечные залпы. Потемнело небо, лишь где-то далеко, за лесом, еще содрогались красноватые отсветы пламени.
Саня умерла на рассвете. Как ни старалась Мария согреть смертельно раненную девочку своим телом, как ни прижималась к ней горячей своей грудью, как ни обнимала ее – ничего не помогло. Похолодели Санины руки и ноги, замолкло хриплое клокотание в горле, и вся она стала застывать.
Мария закрыла Сане чуть приоткрытые веки, сложила на груди исцарапанные, со следами крови, одеревеневшие руки и молча села рядом с мертвой девочкой. Сейчас, в эти минуты, тяжкое, неутешное горе Марии – смерть мужа и малого сына, два дня назад повешенных немцами на старой хуторской яблоне, – как бы уплыло, сникло перед лицом этой новой смерти. И Мария, пронзенная острой внезапной мыслью, поняла, что ее горе только невидимая миру капля в той страшной, широкой реке горя людского, которая разливалась все шире и шире, отдаляя от Марии то, чем она жила на этом свете все свои недолгие двадцать девять лет…»
Ведущий 1: У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, разрушавших великие ценности, созданные человеком.
Воины-интернационалисты участвовали в вооружённых конфликтах на территориях других стран мира, которые обратились за помощью к нашей стране.
Согласно статистике, в Афганистане каждый день погибало 4 человека. «Ограниченный контингент» советских войск в Афганистане составлял 100 тысяч военнослужащих. Всего участие в боевых действиях приняли 546 255 советских солдат и офицеров. Ранения и контузии получили свыше 53 тысяч человек. Значительное число людей, которые поступали в госпитали на территории нашей страны, скончались от последствий тяжелых ранений. Они не вошли в число официально озвученных потерь.
Ведущий 2:
Афганистан! Ты весь во мне:
Разрывами гранат, осколками свинца,
Ты заревом окутан, весь в огне,
Страданиям и болям нет конца.
Афганистан! Ты наша боль и горе,
Крик матерей доносится сюда,
Горючих слез уж выплакано море,
Пожалуй, хватит их на все года.
Ведущий 1: «Цинковые мальчики» – документальная книга белорусской писательницы Светланы Алексиевич, изданная в 1989 году и посвящённая Афганской войне. В книге раскрываются реальные жизненные сюжеты об афганской войне в воспоминаниях тех, чью жизнь эта война разделила на «до» и «после». Алексиевич описывает бесконечное горе матерей «цинковых мальчиков», их желание знать правду о том, как и за что воевали и погибали в Афганистане их сыновья.
Отрывок из произведения «Цинковые мальчики» С. Алексиевич
«Он у меня маленького роста был. Родился маленький, как девочка, два килограмма, рос маленький. Обниму:
— Моё ты солнышко.
Ничего не боялся, только паука. Приходит с улицы… Мы ему новое пальто купили… Это ему исполнилось четыре года… Повесила я это пальто на вешалку и слышу из кухни: шлёп шлёп, шлёп шлёп. Выбегаю: полная прихожая лягушек, они из карманов его пальто выскакивают… Он их собирает:
— Мамочка, ты не бойся. Они добрые, – и назад в карман запихивает.
Игрушки любил военные. Дари ему танк, автомат, пистолет. Нацепит на себя и марширует по дому.
— Я солдат… Я солдат…
— Моё ты солнышко… Поиграй во что нибудь мирное.
— Я солдат… Я солдат…
Идти в первый класс. Не можем нигде купить костюм, какой ни купи – он в него прячется.
— Моё ты солнышко.
…Забрали в армию. Я молила не о том, чтобы его не убили, а чтобы не били. Я боялась, что будут издеваться ребята посильнее, он такой маленький. Рассказывал, что и туалет зубной щёткой могут заставить чистить, и трусы чужие стирать. Я этого боялась. Попросил: «Пришлите все свои фото: мама, папа, сестрёнка… Я уезжаю…»
Куда уезжает, не написал. Через два месяца пришло письмо из Афганистана: «Ты, мама, не плачь, наша броня надёжная».
— Моё ты солнышко… Наша броня надёжная…
Уже домой ждала, ему месяц остался до конца службы. Рубашечки купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Одела бы в могилку… Сама бы его одела, так не разрешили гроб открыть… Поглядеть на сыночка, дотронуться… Нашли ли они ему форму по росту? В чем он там лежит?
Первым пришёл капитан из военкомата:
— Крепитесь, мать…
— Где мой сын?
— Здесь, в Минске. Сейчас привезут.
Я осела на пол:
— Моё ты солнышко!!! – Поднялась и набросилась с кулаками на капитана:
— Почему ты живой, а моего сына нет? Ты такой здоровый, такой сильный… А он маленький… Ты – мужчина, а он – мальчик… Почему ты живой?!
Привезли гроб, я стучала в гроб:
— Моё ты солнышко! Моё ты солнышко…
А сейчас хожу к нему на могилку. Упаду на камни, обниму:
— Моё ты солнышко!..»
Ведущий 2: Наряду с песнями, в годы войны продолжала свою жизнь традиционная сказка. Сказки, а также многочисленные анекдоты часто исполнялись в госпиталях и непосредственно на фронте – во время кратковременного отдыха бойцов.
Партизанский фольклор и фольклор населения временно оккупированных врагом территорий – яркая страница устного народного творчества в годы войны. Партизанский фольклор отображал боевые подвиги партизан, подневольную жизнь населения, бесчинства захватчиков.
«Как фашистский генерал к партизанам в плен попал» от известной воронежской сказительницы А.К.Барышниковой (Куприянихи)
«Жил да был фашистский генерал. Уж такой он был лютый, что даже самые злые собаки – и те дивуются на его злость.
Ладно. Пришел это он с войском большим в нашу деревню и шумит:
— А где народ, почему в деревне пусто? Говорят ему:
— Придется вам, ваше свинородие, лечь натощак, весь народ разбежался, один глухой старик остался.
— А привести мне этого старика, – шумит генерал.
Приказано – сделано. Привели ему старика Пахома, который сидел у себя на печи дома.
— А ну, – шумит генерал, – отвечай, где народ?
— А народ, – говорит Пахом, – в лес подался, и свиней, и кур, и всю живность угнал.
Пуще залютовал генерал.
— А далеко ли, – спрашивает, – лес?
— А лес у нас стоит на гладком месте, как на бороне, верст двадцать в стороне, а в лесу этом и коровы, и свиньи, и гуси. Гуси так и рвутся в жаркое, а свиньи носами о землю стукают, в котлы просятся, ждут вас, ваше свинородие, не дождутся.
Обрадовался генерал, приказал в трубы трубить, лес окружить, от жадности трясется, рычит, хочется ему пообедать, свининки отведать, гусей на заедки, а солдатам – генеральские объедки.
Смекнул Пахом. Побежал к себе в дом, малого внука в лес посылает, дает ему наказ: скотину по лесу распустить, а партизанам о врагах доложить.
Ведет генерал войска к лесу, от жадности глаза разгораются, брюхо раздувается.
Видит генерал коров и свиней, куриц и гусей.
— А ну, – шумит он, – живыми всех словить, чтобы было чем закусить!
Побежали – кто за коровой, кто за быком, кто за свиньей, а кто за петухом.
Свиньи по полю разбегаются, коровы бодаются. Бегают солдаты за скотиной, за гусями лезут в болото – ну, как есть, настоящая охота!
Остался генерал один. Рот разевает, зубами щелкает, бельмами ворочает.
— Эх, – думает, – хороша пожива. Салом нажруся, молоком напьюся, будет мне всего и про запас.
Думал так генерал да малость и всхрапнул. Спит генерал, а партизаны врагов окружили да всех и побили. А фашистскому генералу снится сон, как обжирается он и поросятиной, и гусятиной. Яйцо целиком в пасть бросает, курицу с перьями пожирает, свиную ногу в горло сует, да никак не прожует. Быки и коровы на генерала наступают, в пузо его попасть желают.
Генерал всех бы съел, да от натуги покраснел. Жилы у него раздулись, того и гляди лопнет.
Проснулся генерал, смотрит, а руки у него завязаны, на шее веревка, а кругом партизаны.
— Следуй, – говорят они генералу, – за нами, а угощать теперь мы тебя будем сами. Учиним мы тебе, жадный пес, допрос.
Так не пришлось фашистскому генералу отведать нашего гуська, а тут и сказка вся».
Ведущий 1: Юмор помогал преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимал боевой дух воинов. Сплачивал их, скрашивал разлуку с любимой, с родными и близкими. Даже в суровые военные сороковые годы в газете «Сталинградская правда» было отведено место юмору. «На мушку» – так называлась постоянная юмористическая рубрика, где публиковались частушки, анекдоты и прочие байки. Чувство юмора на фронте создавало хорошее настроение, облегчало трудности походов, поднимало дух солдат. Юмор рождался вопреки и наперекор опасности. Каких только курьёзов не происходило с русским солдатом на войне, из каких только переплётов выбирались.
Инсценировка стихотворения
(в исполнении участников драмкружка «Шанс»)
1 партизан: Эх! Расскажу, как я однажды за «языком» ходил.
Вот сижу я, значит, братцы,
Под покровом темноты.
Слышу: шорох, вижу, братцы,
Немец лезет…
2 партизан: Ну, а ты?
1 партизан:
Ну, а я, конечным делом,
Притаился меж сосён.
Белый снег, и я весь в белом.
Жду бандита…
3 партизан: Ну, а он?
1 партизан:
Ну, а он ползёт по лесу,
Только вижу я, браты,
Много в том фашисте весу,
Как бугай он…
2 партизан: Ну, а ты?
1 партизан:
Ну, а я по весу – муха,
Как полезешь на рожон?
Ах ты, думаю, поруха,
Как с ним сладить?
3 партизан: Ну, а он?
1 партизан:
Ну, а он всё ближе, ближе…
Только вижу я, браты,
Брюхом он лежит на лыже,
Снег глубокий…
2 партизан: Ну, а ты?
1 партизан:
Ну, а я решил упрямо:
Взять живым его должён,
Автомат наставил прямо.
Будь что будет…
3 партизан: Ну, а он?
1 партизан:
Ну, а он совсем уж рядом,
Норовит вильнуть в кусты.
Водит, вижу, волчьим взглядом.
Подползает…
2 партизан: Ну, а ты?
1 партизан:
Тут меня и осенило!
Взял я в бок одним прыжком
И на фрица, на верзилу
Прямо с маху сел верхом.
«Хальт», – кричу, – не то стреляю!
Ходу, чёртова душа!»
И к затылку приставляю
Свой заветный «пэ-пэ-ша».
3 партизан: Ну, а он?
1 партизан:
Куда ж деваться?
Подчинился мне подлец,
И повёз меня он, братцы,
Как хороший жеребец.
Ох, уж утром было смеху!
Из лесочка под уклон
Так на пленном я и въехал
В свой гвардейский батальон.
Ведущий 2: Великая Отечественная война 1941-1945 годов явилась тяжелым испытанием для Ульяновской области. 226 тысяч наших земляков мужественно и самоотверженно с оружием в руках отстаивали честь и независимость Родины, более 125 тысяч из них погибли. Более 170 человек стали Героями Советского Союза, около 40 – полными кавалерами ордена Славы.
В годы войны за Ульяновском закрепилось название «кузница офицерских кадров» – здесь дислоцировались четыре военно-учебных заведения наркомата обороны: пехотное, два танковых, единственное в стране училище связи. За четыре военных года в них по сокращенной программе было подготовлено 12 тысяч офицеров. Переподготовку командного состава осуществляли курсы «Выстрел». На территории края до войны и во время нее было сформировано девять стрелковых дивизий, которые героически сражались на фронтах. Три из них стали гвардейскими, почти все награждены орденами, им присвоены почетные наименования.
За отвагу и мужество более 60 тысяч ульяновцев награждены боевыми орденами и медалями, 146 воинов за выдающиеся героические подвиги удостоены высокого звания Героев Советского Союза, и 26 человек стали полными кавалерами ордена Славы.
Ведущий 1: Малая родина ульяновцев – это край Симбирский, великая Волга, березовые рощи и сосновые боры, ягодные поляны и уникальные парки. Это памятные места, связанные с жизнью и деятельностью российских знаменитостей: Сергея Аксакова, Дениса Давыдова, Николая Карамзина, Ивана Гончарова, Николая Языкова, Аркадия Пластова и многих других. Сегодня мы прочтем стихи и современных ульяновских поэтов о войне, которые в своем творчестве продолжают традиции знаменитых земляков. Ведь знать историю, искусство, культуру своего края — долг каждого уважающего себя человека.
«Сорок пятый памятный год»
Скупа Земля на лавры и бессмертье,
Но знаю я, что на века вперёд
Она в своей истории отметит
Неповторимый сорок пятый год.
С его весной, победой просветлённой
И с позабытой лёгкостью в плечах,
Когда с войны обратно эшелоны
Везли солдат, по рельсам грохоча.
Сквозь тишину осиновых опушек
По всей стране неудержимый гром.
Под свист и пляс прострелянных теплушек,
Под плач гармошек и трофейный ром.
Те эшелоны в тупики не встали,
Набравши ход, по-прежнему идут
По узловым, центральным магистралям,
Как в сорок пятом памятном году.
(Ю. Куликов)
«Рабочая смена»
Душа тоскует на морозе.
Война. Далекий снежный год.
«Кукушка», старый паровозик,
Увозит смену на завод.
И, прикорнув на верхней полке,
В густом махорочном чаду
Мальчишка видит сон недолгий
Про сливы спелые в саду.
Но вот конец пути. И – Волга!
Пыхтит с одышкой паровоз,
Зашевелились все на полках,
В вагоны ломится мороз.
Река ночная дышит стужей,
Через неё (дела не ждут)
Подростки в ватниках кургузых
К заводу медленно идут.
Февральский лёд брони покрепче,
Не всхлипнет в проруби вода.
Мальчишек худенькие плечи
Я не забуду никогда!
Заря горит свечой нежаркой
Над мёрзлым полем в стороне.
Сидеть мальчишкам бы за партой!
Нельзя: мужчины на войне…
(Л.Бурдин)
«День Победы»
О, этот невозвратный миг:
Когда и плакали, и пели,
Когда с улыбкой фронтовик
Нёс малыша, прижав к шинели.
Когда босая детвора
Неслась по улице весенней,
И было звонкое «Ура!»,
Казалось, слышно всей Вселенной.
Шёл в парк восторженный народ,
Спешил на самый главный праздник,
Народ, уставший от невзгод,
От горьких лет и лет ужасных.
Не помню я победный май,
Не видел праздничное небо.
Я не ходил, был слишком мал –
Была великою Победа!
(В.Ташлинский)
Ведущий 2: Май всегда будет ассоциироваться в нашем сознании с Весной и Победой, Весной и Миром. Обернитесь вслед скользящему над землёй облаку, вспомните тех, кто мог бы дожить, но не дожил до сегодняшнего дня.
Ведущий 1: Задумайтесь о тех, кто будет встречать Май без нас – после нас.
Ведущий 2: Это для них мы должны сохранить праздник Победы.
Ведущий 1: Чтобы всегда летел над землей, лукаво холодя открытые детские лица и гоня перед собой невесомое облако нашей памяти, майский ветер.
Ведущий 2: Ветер Победы.
Ведущий 1: Ветер Весны.
Ведущий 2: Ветер Мира.
Ведущий 1: Ветер Любви.
(Музыка затихает)
Ведущий 2: Заключительное слово мы предоставляем членам жюри.
Ведущий 1: Дорогие ребята, учителя и все присутствующие на нашем мероприятии! Пусть всех нас объединит память о соотечественниках, жизнь которых унесла война! Никто не забыт и ничто не забыто!
Учащиеся:
Тех, кого не вернуть, мы сегодня почтим,
Пусть земля будет пухом героям,
Кто боролся со злом, и солдатам простым…
Пусть Господь души их упокоит.
Пусть не будет им стыдно за тех, кто живет,
Люди – помните, не забывайте.
Воздадим всем погибшим сегодня почёт.
Вы о них вечно помните, знайте.
Ведущий 2: Учащиеся Поливановской школы вместе с учителями и жителями поселка сегодня пройдут и поставят зажжённые свечи вдоль обелиска с многочисленными именами наших героев-односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны, которые воевали во имя победы добра над злом, за мир во всем мире!
И в эти трогательные минуты каждый из вас держит в своих руках не просто свечу, а свою память и скорбь. В этот миг задумайтесь о наболевшем, о той нестерпимой боли, которую испытала страна.
Ведущий 1: Вспомните своих близких: дедов, прадедов, всех, кто отдал свой долг на благо нашей Родины. Ведь нет в России ни одной семьи, которую бы не затронула Великая Отечественная война.
Наступила торжественная минута зажигания свечей. Мы зажигаем их в честь и память ушедших из жизни солдат и офицеров, воевавших ради жизни на земле. Прошу приступить к церемонии зажигания свечей.
Учащиеся 11 класса:
1. Зажги свечу ты в память о погибших!
Огонь святой вдруг память оживит…
И вспомнишь ты людей, так жизнь любивших…
их только память наша воскресит!
2. Зажги свечу ты в память о погибших!
За тех, кто жизнь свою не пощадил.
За тех, кто пал, за них – недолюбивших,
Кто от беды и слез людей собой прикрыл.
3. Зажги свечу ты в память о погибших!
И пламя нашу память обожжет…
Глаза солдат вдруг, как в кино оживших,
Рванувшихся в последний раз вперед.
4. И ты солдат, тех павших, подвиг вспомни –
И в сердце береги – не забывай.
Зажги свечу ты в память о погибших!
В душе зажги и никогда не задувай!
Возложение цветов к памятнику и установка свечей под фонограмму «Нет в России семьи такой…»
Ведущий 2:
Неугасима память поколений.
И память тех, кого так свято чтим.
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Музыкальная композиция «Архангел Михаил» (все стоят со свечами)
Минута молчания
Выходят участники самодеятельного театра «Эксперимент»
Для без вести павших в той давней войне,
Ушедших на фронт без прощания,
Обретших бессмертье к победной весне,
Объявляем минуту молчания.
Всех тех, кто навечно остались в морях
И не возвратились к причалам,
И чьи обелиски на дне – якоря,
Помянем минутой молчания.
Всем им, тем, кто гладил по тучам рукой,
Судьбу, как винтами, вращая,
На сломанных крыльях нашедшим покой,
Посвящаем минуту молчания.
В честь тех, у кого жизни отнял Афган,
Кого в скорбных цинках встречали,
В честь всех, похороненных в горных снегах,
Застываем в минуте молчания.
Пред теми, кто крест не сменял на ислам
В чеченских зинданах печальных,
Кто пал, защищая Россию от зла,
Преклонимся в минуте молчания.
Минута молчания… Ты так коротка,
Но часто, вмещая года и века,
Набатом стучишься ты в наши сердца,
Чтобы помнили всех, кто стоял до конца.
Ведущий 1: Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерное мужество народа. Не ради славы воевали и погибали люди, ради жизни на земле.
Ведущий 2:
А теперь фотография из нынешней весны –
Рядом с ветеранами их внуки.
72 года минуло с войны.
А до нас ее доходят звуки…
Вглядитесь пристальнее в лица.
Пусть будет мир на всей земле!
Эта фотография – истории страница.
А продолжать ее тебе и мне.
Снимок с ветеранами на память. Угощение солдатской кашей.
Литература:
Гусько Е.А. «Этот праздник со слезами на глазах» Досуг в школе. — №3, 2007.
Сороколетова Н.В. «Я хочу, чтобы не было войны»// Гражданско-патриотическое воспитание. — №2, 2008.
Час мужества: Поэзия. — М.: Просвещение, 1990.
«Произведения о Великой Отечественной войне» (на уроках литературы и во внеклассной работе). Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1985.
История Великой Отечественной войны. Под ред. Д.П. Руденского. — М.: Советская энциклопедия, 1985.
Праздники для детей и взрослых: в 2 кн. Кн. 1/ Авт.-сост. Н.В.Чудакова. — М.: АСТ, 1997.
Чутко Н.Я., Родионова Л.Е. Твоя Россия: Учебник-хрестоматия/ Н.Я.Чутко, Л.Е.Родионова. — Обнинск: Духовное возрождение, 2001.
Егорова С.Ю. Об этом нельзя забывать. — http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/01/17/ob-etom-nelzya-zabyvat-klassnyy-chas-posvyashchennyy
Нежданова Н.А. Сценарий внеклассного мероприятия «Помнит мир спасенный», посвященный узникам концлагерей. — http://festival.1september.ru/articles/640581
Учуватова Т.В. Десять дней одной книги. Роман Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» // Литература в школе. — 2010.
https://www.litprichal.ru/work/33027
В.А.Тонков. Народное творчество в годы Великой Отечественной войны. — Воронеж, 1951.