День Победы (сценарий)
«Химические элементы на защите Родины»
Урок-конференция по химии в 9 классе
Автор-составитель: Глухова Людмила Алексеевна, учитель химии МБОУ «Зерносовхозская СОШ им. М.Н. Костина» п. Новосёлки, Мелекесский район, Ульяновская область
Цель: обобщить знания о химических элементах Периодической системы Д.И. Менделеева. Освоить знания о применении химических элементов и их соединений на защите Отечества.
Задачи:
1. Расширить и углубить знания учащихся о химических элементах, об их применении в военном деле.
2. Развивать творческую активность и самостоятельность учащихся.
3. Способствовать развитию навыков наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
4. Формировать общеучебные компетенции (самообучение, самоорганизация, информационный и коммуникативный блоки).
5. Продолжить воспитание чувства любви и преданности Родине, гордости за русских ученых, стремление защищать интересы Родины.
Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование и оформление:
1. Периодическая таблица Д.И. Менделеева.
2. Портреты ученых-химиков.
3. Таблички со знаками химических элементов.
4. Ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
5. Презентация «Химические элементы на защите Родины».
6. Сообщения обучающихся.
7. Химические реактивы.
I. Организационный момент
— оъявление темы урока;
— постановка цели и задач учебного занятия;
— мотивация обучающихся на восприятие материала.
II. Вступительное слово
Учитель: Наша страна стоит на пороге знаменательной даты – 72-летие Победы над фашистской Германией. День Победы – это наш великий, всенародный праздник. Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Это были годы лишений, горя, тяжелого труда. Разорены города и села, оборваны мечты и надежды людей. Вместе с тем, это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.
День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек,
Были вёрсты, обгорелые в пыли,
Этот день мы приближали, как могли.
Этот день Победы порохом пропах,
Это праздник с сединою на висках,
Это радость со слезами на глазах,
День Победы, День Победы, День Победы!
И действительно, этот день мы приближали, как могли. Каждый вносил свой вклад в победу. Не остались в стороне и ученые-химики: Н.Д. Зелинский, А.Е. Ферсман, Н.Н. Семёнов, А.Е. Арбузов. Они создавали взрывчатые вещества большой взрывной силы, топливо для реактивных снарядов «катюш», легкие сплавы для авиации, лекарственные препараты для госпиталей, ткани для пошива гимнастерок и шинелей и многое другое.
III. Химические элементы – на войне
(Выступления девятиклассников)
Литий
В годы Великой Отечественной войны гидрид лития стал стратегическим. Он бурно реагирует с водой, при этом выделяется большой объем водорода, которым заполняют аэростаты и спасательное снаряжение при авариях самолетов и судов в открытом море. Добавка гидроксида лития в щелочные аккумуляторы увеличивала срок их службы в два-три раза, что очень нужно было для партизанских отрядов. Трассирующие пули с добавкой лития при полете оставляли сине-зеленый след. Соединения лития используются на подводных лодках для очистки воздуха.
Бериллий
Бериллиевая бронза используется в самолетостроении. А сплав Be, Mg, Al, Ti необходим в создании ракет и скорострельных авиационных пулеметов, впервые примененных в Великой Отечественной войне.
Углерод
Углерод называют миллионером, так как известно уже около 5 млн. его соединений: все виды топлива, горючие и смазочные, взрывчатые вещества; лаки, краски, мыла, лекарственные препараты; строительные материалы; одежда, обувь, жилье, продукты питания, спирты, каучук, резина; парашютный шёлк, пороховые мешочки для снарядов и др. Углерод – восстановитель при выплавке чугуна, стали, цветных металлов, адсорбент в противогазах.
Азот
Азот обязательно входит в состав взрывчатых веществ. Ни одно взрывчатое вещество нельзя приготовить без азотной кислоты или ее солей. Нитраты Ba, Sr, Pb использовались в пиротехнике (сигнальные огни, цветные ракеты, салют). Азот в сложении с капитализмом – это война, разрушение, смерть. Азот в сложении с социализмом – это высокий урожай, высокая производительность труда, высокий материальный и культурный уровень трудящихся.
Гелий
Гелий используют для установки маяков, указывающих красно-оранжевым цветом путь морским и воздушным кораблям.
Натрий
Натрий применяется в авиамоторах для отводки тепла от клапанов, в сигнальных огнях.
Магний
На основе магния и алюминия изготовлялись прочные, сверхлегкие сплавы для самолетостроения. Магний использовался для сигнальных и осветительных ракет, трассирующих пуль и снарядов, зажигательных бомб.
Алюминий
Алюминий называют «крылатым» металлом, так как его сплавы с Mg, Mn, Be, Na, Si используется в самолетостроении. Тончайший алюминиевый порошок использовался для получения горючих и взрывчатых смесей.
Фосфор
Фосфор входит в состав зажигательных смесей, дымовых шашек, спичек.
Сера
Сера нужна для производства черного пороха, для получения из каучука резины. Входит в состав различных соединений, используемых в фармацевтике.
Хлор
На основе хлора изготовляли большинство боевых отравляющих веществ.
Железо
Более 90% всех металлов, которые использовались в Великой Отечественной войне, приходится на железо. Fe – это главная составная часть чугунов и сталей. По их выплавке судят о мощности государства. Сколько этого металла было выброшено в снарядах, бомбах, минах, гранатах! Чтобы судить о масштабах расхода железа в минувшей войне, назовем одну цифру: миллион бомб сброшено фашистской авиацией на Сталинград. Но железо – не только борьба, война, разрушение; железо – металл созидания. Fe – это основа всей металлургии, машиностроения, железнодорожного транспорта, судостроения, грандиозных инженерных сооружений.
Кобальт
Кобальт называют металлом чудесных сплавов (жаропрочных, быстрорежущих). Кобальтовая сталь использовалась для изготовления магнитных мин.
Никель
Из сплава никеля с железом изготовляли сердечники для телефонных аппаратов. Сплавы Ni с Fe, Co, Cr, Cu, Zn, Mn, C – корабельная броня.
Медь
В годы Великой Отечественной войны главным потребителем меди была военная промышленность. Сплав Cu (90%) и Sn (10%) – пушечный металл. Сплав Cu (68%) и Zn (32%) – латунь, которая использовалась для изготовления гильз артиллерийских снарядов и патронов. Сплав Cu, Zn, Sn – морские латуни.
Стронций
Стронций окрашивает пламя в красный цвет, поэтому использовался в сигнальных огнях, ракетах; «участник» салютов, фейерверков. При взрыве атомной или водородной бомбы образуется радиоактивный изотоп Sr – 90, который вызывает тяжелое заболевание организма.
Цирконий
Смесь металлического порошка циркония с горючими веществами применяется для изготовления осветительных ракет. Циркониевая сталь используется для изготовления броневых плит и щитов.
Молибден
Молибден называют «военным» металлом, так как 90% его используется на военные нужды. Стали с добавкой Mo (и других микродобавок) очень прочны, из них готовят стволы орудий, винтовок, ружей, детали самолетов, автомобилей. Введение Mo в состав сталей в сочетании с Cr или W необычно повышает их твердость (танковая броня). Молибденовая сталь прочна, остра, тверда, гибка. Из нее готовили клинки, сабли, мечи, ножи.
Серебро
Серебро в сплавах с индием использовалось для изготовления прожекторов (для противовоздушной обороны); зеркала применяли врачи, сигнальщики, подводники. Обеззараживающие свойства серебра и его соединений используются в медицине, соединение серебра с бромом – в фотографии.
Олово
Олово называют металлом «консервной банки». Сплав олова с другими металлами используется для изготовления подшипников. Хлорид олова (4) – жидкость, использовалась для образования дымовых завес.
Свинец
С тех пор как изобрели огнестрельное оружие, из свинца начали отливать дробь, пули для ружей, винтовок, пистолетов. Свинец не раз решал исход грандиозных военных баталий, за что его стали называть «смертоносным» металлом. Азид свинца Pb(N3)2 – взрывчатое вещество. Этилированный бензин содержит тетраэтилсвинец. Соединения свинца используются в лакокрасочной и фармацевтической промышленности.
IV. Викторина «Отгадай элемент»
1. Какие металлы содержатся в гильзе артиллерийского снаряда?
2. Как используется магний в военном деле?
3. Почему хранилища с жидким горючим окрашивают белой краской или серебрянкой?
4. Какой металл называют воплощением надежд и тревог?
5. Как использовалось стекло на войне?
6. Какой металл и почему называют крылатым?
7. В чем секрет самурайских мечей?
8. Какой элемент называют «светоносцем» и почему?
9. Какой металл может «болеть чумой»?
10. Какой металл и почему называют крылатым?
11. Каков состав танковой брони?
12. Какая разница в составе бездымного и черного пороха?
13. Элемент углерод на полях войны
14. Какое вещество люди использовали 100 лет в качестве желтой краски для шелка и шерсти, пока не узнали его взрывчатые свойства?
15. Как используется азотная кислота в военных целях?
16. Какой пушкой не убивают, а лечат?
17. Какая связь между химией и противогазом?
18. Каков химический состав «серебряной» монеты? (Сплав меди с никелем)
19. О каком химическом элементе идёт речь: «Убийца, спрятавшийся в солонке?» (Хлор)
20. Какой химический элемент называют миллионером и почему?
V. Демонстрация опытов-загадок
Какое применение на войне могли найти реакции горения магния и фосфора на воздухе; угля и серы в расплавленной селитре?
Опыт 1: «Огненный дождь»
В металлическом тигле нагревается смесь перманганата калия, железных опилок и древесного угля в отношении 1:1:1. Через несколько минут из тигля вырывается сноп искр горящего железа.
Опыт 2: «Веселый уголек»
В большой пробирке расплавляется 10 грамм натриевой или калиевой селитры. Опускаем раскаленный уголек в расплавленную селитру. Уголек ярко вспыхивает и подпрыгивает внутри пробирки. Это происходит за счет разложения нитрата натрия. В результате разложения выделяется кислород. Хорошо известно, что кислород поддерживает и усиливает горение.
Опыт 3: «Вулкан»
На металлической пластине насыпаем горкой 10 грамм дихромата аммония. В центр вещества капнем медицинский спирт и подожжем спичкой. Происходящая реакция напоминает извержение вулкана. Объём вещества увеличивается в несколько раз.
VI. Подведение итогов викторины
VII. Исполнение песни «Закаты алые»
VIII. Рефлексия
1. Понравился ли вам наш урок или нет?
2. Какой этап урока вам запомнился больше всего?
3. Что хотели бы вы узнать дополнительно по данной теме?
IX. Заключительное слово
Учитель: Мне, и всем преподавателям школы хочется, чтобы вы сохранили и пронесли сквозь годы благодарную память о тех, кто защищал нас, спас от фашизма, принес мир народам, чтобы вы были стойкими и верными своей Родине.
Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом
Мы поздравляем всех с великим днем,
С днем нашей славы! С днем Победы!
Всего комментариев: 0