День космонавтики (сценарий)
«День космонавтики»
Внеклассное мероприятие для детей 8-11 лет
Автор-составитель: Курсанова Татьяна Николаевна, воспитатель ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №18», г. Ульяновск
Цели:
- систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космос;
- способствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор детей;
- развитие памяти, внимания, стремления узнать новое.
Задачи:
- развивающая: закрепить знание детей о том, что первым космонавтом был гражданин СССР Юрий Гагарин.
- обучающая: расширить представление детей о космических полётах; познакомить с российскими учёными, которые стояли у истоков развития советской (ныне российской) космонавтики – К.Э.Циолковским, С.П.Королёвым.
- воспитательная: воспитывать гордость за нашу Родину, за её достижения в науке, за героизм российских людей.
- здоровьесберегающая: подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, сильный человек.
Методы, применяемые на занятии:
- видеометод (в течение всего мероприятия);
- словесный;
- практический;
- проблемно-поисковый (сбор материала);
- самоконтроль и взаимоконтроль (закрепление изученного).
Формы работы:
- фронтальная;
- индивидуальная.
Оборудование:
- экран;
- компьютер;
- проектор.
Презентация к уроку «День космонавтики» (Курсанова Т.Н.)
Учитель: Здравствуйте, дети, рада вас приветствовать на нашем очередном мероприятии. Я вам прочитаю стихотворение, а вы догадайтесь, о чем идет речь.
«Юрий Гагарин»
В космической ракете
С название «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
(В.Орлов)Ребята, вы знаете, какой праздник 12 апреля отмечает наша страна? (Ответы детей)
- Слайд 1: День космонавтики
Сегодня мы с вами поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство, и почему именно 12 апреля стал Днем космонавтики.
- Слайд 2: Космическое пространство
После того как человек изобрел самолет и завоевал небо, людям захотелось подняться еще выше. Одним из первых о полете в космос задумался русский ученый Константин Эдуардович Циолковский.
- Слайд 3: Циолковский Константин Эдуардович
Судьба и жизнь Циолковского необычны и интересны. Первая половина детства у Кости была, как у всех детей. Ему нравилось лазить по деревьям, забираться на крыши домов, прыгать с большой высоты, чтобы испытать чувство свободного полета. «Второе» детство началось, когда, заболев скарлатиной, будущий ученый почти полностью потерял слух. Глухота причиняла мальчику не только бытовые неудобства и моральные страдания, она грозила замедлить его физическое и умственное развитие. А ведь он мечтал о космических путешествиях. Запоем читал книги по физике, химии, астрономии, математике.
Отец шестнадцатилетнего Кости, понимая, что его способного, но глухого сына не примут ни в одно учебное заведение, решает отправить его в Москву для самообразования. Костя в Москве снимает угол и с утра до вечера сидит в бесплатных библиотеках. Отец ежемесячно присылает ему 15–20 рублей. Костя же, питаясь черным хлебом и запивая его чаем, тратит в месяц на еду 90 копеек! На остальные деньги покупает реторты, книги, реактивы. Последующие годы также были нелегкими. Он много натерпелся от чиновничьего равнодушия к его трудам и проектам. Болел, падал духом, но вновь собирался, производил расчеты, писал книги.
— Это сегодня мы знаем, что Константин Эдуардович Циолковский – великий ученый, один из отцов космонавтики, гордость России. Но мало кому известно, что признанный во всем мире гений, который первым начертал для человечества путь к звездам, не учился в школе, не имел никаких научных степеней.
Последние годы своей жизни Циолковский прожил в Калуге в обыкновенном деревянном доме, полностью утратив слух.
- Слайд 4: Сергей Павлович Королёв
Все самые заветные мечты основоположников космонавтики воплотил Сергей Павлович Королев. Российский учёный и конструктор, академик, дважды Герой Социалистического Труда. Под его руководством созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, космические корабли «Восток», «Восход», на которых впервые в истории совершены космические полёты человека и выход его в открытый космос.
- Слайд 5: Космические аппараты
Физкультминутка
На луне жил звездочёт («смотрят» в телескоп).
Он планетам вёл учёт (показывать в небо рукой):
Меркурий – раз (описать круг руками),
Венера – два-с (хлопок),
Три – Земля, четыре – Марс (присесть),
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн (наклон вправо-влево),
Семь – Уран, восемь – Нептун (наклон вперёд, прогнуться назад),
Девять – дальше всех – Плутон (прыжок).
Кто не видит – выйди вон (развести руки в стороны)!
Ребята, а скажите мне, кто же первым из людей побывал в космосе? (Ответы детей)
- Слайд 6: Юрий Алексеевич Гагарин
Правильно, 12 апреля 1961 года советский космонавт Ю.А. Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Полёт в околоземном пространстве продлился 108 минут. Поэтому 12 апреля и стали отмечать праздник «День космонавтики».
Ребята, а у нас есть еще герои, которые летали в космос и благополучно вернулись на землю. Они совершили полет раньше Ю.А. Гагарина. Кто догадался, о ком идет речь? (Ответы детей)
- Слайд 7: Белка и стрелка
Всё верно! Это Белка и Стрелка. Какие вы молодцы, хорошо знаете историю космонавтики.
19 августа 1960 в космос полетели собаки Белка и Стрелка. Животные прошли все виды испытаний. После полета они стали всеобщими любимицами. Их возили по детским садам, школам, детским домам. Журналистам давали возможность собачек погладить, но предупреждали: как бы ненароком не цапнули.
А кто мне скажет, как зовут первую женщину, полетевшую в космос? (Ответы детей)
- Слайд 8: Валентина Владимировна Терешкова
Правильно – Терешкова Валентина Владимировна. Первая в мире женщина-космонавт, кандидат технических наук, полковник, общественный деятель, Герой Советского Союза, свой первый полёт на «Востоке-6» совершила в июне 1963 г. Её полет длился трое суток. Было совершено 48 витков вокруг Земли. Фраза, которую она произнесла перед стартом: «Эй! Небо, сними шляпу!». Она остается единственной в мире женщиной, которая летала в космос одна. Ей было всего 26 лет, а она уже достигла таких высот.
Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Ответы детей)
Прежде всего, у космонавта должно быть крепкое здоровье, он должен быть сильным, выносливым, потому что во время космического полёта человек испытывает огромные перегрузки.
А что же такое перегрузки? (Ответы детей)
- Слайд 9: Перегрузка в космосе
Перегрузки – это когда организм человека сталкивается с такими нагрузками, которые не все могут выдержать. Например, когда ракета взлетает и когда приземляется, то тело того, кто находится в космическом корабле, становится таким тяжёлым, что невозможно поднять руки или ноги. Но зато, когда космический корабль оказывается в космосе, тело становится лёгким, как пух. И люди летают по кораблю, как пёрышки.
Как называется такое состояние в космосе? (Ответы детей)
- Слайд 10: Невесомость
Почему космонавты не едят ложкой? Знаете ли вы, в чём находится еда у космонавтов? (Ответы детей)
- Слайд 11: Еда космонавтов находится в тюбиках
В тюбиках, иначе космонавты гонялись бы по всему кораблю то за хлебом, то за соком. Вот видите, как трудно было первому космонавту.
Почему мы говорим, что космонавт должен быть бесстрашным? (Ответы детей)
- Слайд 12: Космонавты должны очень хорошо знать, как устроена ракета, чтобы починить неисправности
Раньше люди никогда не летали в космос и не знали, с чем они могли там столкнуться. Ведь в ракете могли быть какие-то неисправности. И космонавты должны были очень хорошо знать, как устроен космический корабль, чтобы устранить неполадки.
Итог занятия
Ребята, наше мероприятие подошло к концу. Мы узнали много нового! А теперь я предлагаю вам ответить на несколько вопросов, чтобы убедиться, что вы были внимательны.
Сначала отвечают дети с первого ряда:
— Как называется костюм космонавта?
— Почему День космонавтики празднуют 12 апреля?
Отвечают дети со второго ряда:
— Какой самый быстрый вид транспорта?
— Молодцы, справились с заданием, были внимательны.
Спасибо за участие и внимание!
- Слайд 13: Спасибо за внимание!
Всего комментариев: 0