“Дедушка болеет”. Как родителям поговорить с ребенком о старости и болезни
В нашей культуре бабушки и дедушки тесно связаны со своими внуками. Они их воспитывают, пока родители на работе, нянчат их в выходные и на каникулах, балуют и ласкают. Но возраст берет свое. Как родителям поговорить с ребенком о старости и болезни, как помочь ему справиться с переживаниями, рассказывает директор благотворительного фонда «Образ жизни» кандидат педагогических наук Елена Береговая.
Сначала нужно понять себя
Прежде чем начать разговор с ребенком, взрослому важно самому ответить на вопрос, как он относится к этой ситуации и как переживает ее. Тут важно не просто сказать себе: «Я беспокоюсь из-за деменции моей бабушки», а признать свои чувства, порой не самые позитивные, и то, что испытывать их совершенно нормально. Вы живой человек, и какими бы ни были социальные нормы, у вас есть ваши ощущения и переживания.
Желательно проработать ваши мысли и чувства с психологом. Это можно сделать как в индивидуальной работе, так и в групповой.
Переработка поможет вам честно и открыто говорить о своих чувствах с ребенком, снимет барьеры условных норм, позволит услышать и его переживания.
Почему не надо замалчивать происходящее
Дети на эмоциональном уровне чувствуют, что в семье что-то происходит. Когда вы говорите: «Все хорошо», а на лице у вас напряжение и печаль, ребенок думает, что это в нем вся проблема, что это он в чем-то виноват. Неведение порождает в детях чувства вины, страха и агрессии, ведет к психологической травме.
Кстати, есть еще одна причина, по которой лучше не молчать, а честно говорить ребенку о своих переживаниях. Когда вы их скрываете, ребенок делает вывод, что в жизни так и надо поступать. И в дальнейшем он тоже будет скрывать от других свои эмоции. Поэтому не стоит делать вид, что ничего не происходит.
Как рассказать ребенку о старости
Нам кажется, что ребенок естественным образом все знает о старении, но это не так: дети не понимают, что происходит с человеком в старости. Расскажите ребенку о старении и о сопутствующих ему процессах точно так же, как рассказываете о младенчестве и его особенностях.
Говорите про седину, морщины, снижение слуха и зрения, проблемы с памятью. Не стоит делать акцент на негативных моментах. Расскажите, что старость связана с жизненной мудростью, что старый человек много видел и пережил, что в памяти у него хранятся разные интересные истории.
Если ребенок слушает вас с интересом, то можно пересказать ему воспоминания бабушек и дедушек о том, какими они были в возрасте внуков. Такие истории помогают ребенку представить себе линию времени, понять, что жизнь течет от младенчества к старости.
Подростки могут относиться к старикам с раздражением. У них сложный период: детство заканчивается, начинается взрослая жизнь, о которой они пока что мало знают и которая их немного пугает. К тому же подростки стремятся к новому, отказываясь от традиционного, поэтому со стариками им часто бывает скучно. Тут вам поможет только личный пример: помогайте пожилым людям, проявляйте внимание, заботу и терпение, поддерживайте стариков вместе с подростком.
Как рассказать о деменции, болезни Альцгеймера, инсульте
Взрослые избегают обсуждать с ребенком тяжелые болезни старших родственников. Им кажется, что их молчание убережет ребенка от страха, негативных эмоций и непредсказуемых реакций. Очень часто родители не берут ребенка на похороны, хотя полноценная возможность попрощаться и отпустить близкого значительно снижает для ребенка риск невротизации.
На самом деле за молчанием и избеганием кроется не столько забота о ребенке, сколько личные страхи взрослого: базисный страх смерти, страх старения, страх того, что близкий будет выглядеть непрезентабельно, что его бытовой и социальный статус изменятся в худшую сторону. Взрослый понимает, что теперь он больше не может полагаться на старших родственников, наоборот, ему придется стать родителем своей маме или бабушке. Это совсем не радужная перспектива, и он к ней, скорее всего, не готов.
Поэтому еще раз подчеркнем, что прежде чем говорить с ребенком, вам нужно разобраться в своих чувствах.
Важно учитывать возраст ребенка. Давать информацию детям желательно в том объеме и в том формате, который они могут воспринять.
Например, дошкольнику можно рассказывать о болезни и связанных с ней изменениях через сказки. Придумать истории, образы и сказки вам надо будет самому, пересказав историю своей семьи как эпос. С детьми младшего школьного возраста тоже не стоит погружаться в сложные биохимические или философские понятия. Используйте образы — так дети лучше вас поймут. Например, когнитивные перемены можно объяснить так: «Вот смотри, здесь шарик закатился — здесь выкатился, здесь застрял и не дает вкатиться другому».
Дети 10–12 лет и подростки уже имеют представление о физиологических и анатомических процессах, они проходят их в школе, правда, довольно поверхностно. Поэтому в разговоре с ними тоже используйте образы, но уже более жизненные. Чтобы не получилось так, что вы говорите: «При болезни Альцгеймера в ткани мозга образуются многочисленные бляшки — отложения амилоидного белка, вызывающие дегенерацию нейронов и их отростков», а ребенок спрашивает: «Папа, а с кем ты сейчас разговаривал?»
На мой взгляд, каждая семья должна найти свой собственный способ донести до ребенка информацию.
Все дети разные, одним лучше почитать энциклопедию или поговорить с учителем биологии, другим — посмотреть документальный фильм, а кому-то будет достаточно вашего рассказа.
Пусть ребенок получит максимум доступной ему информации о том, с чем ему предстоит столкнуться, что преодолеть, как вести себя в критических ситуациях.
Не придумывайте ничего. Ребенку любого возраста говорите правду, учитывая ближайшую зону его развития и его понятийный аппарат. Расскажите о том, как можно вылечить болезнь или облегчить ее симптомы, о лекарствах, о действиях врачей.
Нужно ли ребенку ухаживать за больным
Ребенок — полноценный член семьи, поэтому не выключайте его из заботы о больном. Ребенок должен понимать, что уход за больным — это такая же норма, как и помощь по дому. Посильная помощь позволит ему сохранить теплые отношения с бабушкой или дедушкой.
Пусть ребенок делает то, что может: приносит чай, подает вещи, закрывает дверь в комнату, проверяет, есть ли в кармане больного записка с его адресом и телефоном.
В периоды легкого течения болезни давайте ребенку время на общение с родственником. Воспоминания о них облегчат ребенку жизнь, если болезнь будет протекать тяжело.
Не стоит принуждать его делать «взрослые» вещи: мыть больного, выбрасывать использованные бинты и т. п.
Как поддержать ребенка во время болезни родных
Поддержкой ему станет ваша включенность. Рассказывайте, объясняйте ребенку, как устроена болезнь, как помочь, как быть нужным.
Принять болезнь родных поможет совместное семейное творчество. Можно вместе вышивать, делать коллажи, музицировать, читать вслух, собирать фотоальбомы. Проговаривайте и обсуждайте всей семьей последние новости. Занимайтесь приятными домашними делами.
Хорошо бывает вместе присматривать за чем-то или кем-то живым — растением, животным; поливать цветы, играть с кошкой. Просто чаще бывать рядом — гулять, вместе смотреть телевизор, держать друг друга за руки, обнимать.
Отчего у ребенка возникает агрессия
Если ребенок проявляет агрессию, нужно понять ее причины. Их может быть много. Например, больной родственник может мешать ребенку делать уроки. Ребенок может стыдиться позвать друзей из-за странного поведения больного. Может злиться на бабушку: раньше они много говорили и много всего делали вместе, а теперь назавтра она забудет все, о чем ребенок говорил с ней сегодня.
Не нужно ругать ребенка и говорить, что он плохой, невнимательный и бесчувственный. Ведь именно интеллектуальная и «душевная» потеря близкого оказалась для ребенка слишком болезненной, он не может смириться с ней — и оттого злится.
Если агрессия не прекращается, то лучше разделить, расселить ребенка с больным родственником.
Видимо, ребенку нужно время, чтобы осознать ситуацию и привыкнуть к ней.
Возможно, есть и более глубинная причина, которую мы сами не видим. В любом случае было бы полезно сходить к семейному психологу, чтобы вместе разобраться и пережить сложный период адаптации к новой реальности.