Чему учат в вальдорфских школах в России

Категории: Статьи

Тэги:

Выбирая школу для детей, многие родители находятся в поиске альтернативных подходов к обучению. Те, для кого важно комплексное развитие ребенка, часто останавливаются на вальдорфских школах. Чем они отличаются от обычных общеобразовательных, Педсовету рассказали директор и учителя таких учебных заведений. 

Как появились вальдорфские школы

Первая вальдорфская школа открылась в Штутгарте в 1919 году по инициативе австрийского философа, ученого, педагога и художника Рудольфа Штайнера.

После Первой мировой войны Штайнер пришел к выводу, что социум нуждается в серьезных преобразованиях и начинать их нужно со сферы воспитания и образования. Он создал педагогическую систему, которая по сей день помогает детям сформировать потребность в познании и стать образованными, разносторонними и гармоничными личностями.

Открытие первой школы, основанной на педагогических воззрениях Штайнера, профинансировал его друг — прогрессивно настроенный предприниматель Эмиль Мольт, директор табачной фабрики «Вальдорф-Астория», в честь которой и получила свое название новая образовательная структура.

Это событие стало революционным, так как именно вальдорфская школа стала первым образовательным учреждением, в котором девочки и мальчики из разных социальных слоев учились вместе.

Сейчас в мире насчитывается около 1000 таких школ и 1500 детских садов в 60 странах. В России первая вальдорфская общеобразовательная школа открылась в 1994 году в Москве.

Основные принципы вальдорфской педагогики

1. Обучение через образы

«Один из краеугольных камней в вальдорфской педагогике — образное преподавание. Есть устные образы, когда мы строим картину путем рассказывания, а есть образы конкретные. Когда дети начинают проходить науки, они имеют дело с химическими и физическими феноменами. Мы их наблюдаем, потом описываем и обязательно зарисовываем. Так мы пытаемся понять, какие закономерности и какая идея стоит за этим явлением.

После того, как мы фиксируем то, что мы чувствовали, как это пахло, мы можем делать какие-то выводы. Это позволяет потом образы соединять, и возникает так называемое живое мышление», — рассказывает Сергей Ивашкин, директор самарской вальдорфской школы, член Европейского совета вальдорфского образования, классный учитель, преподаватель истории и обществознания.


Самодельная тетрадь со стихами и иллюстрациями

2. Отсутствие оценок

«Отметки в школе — это как деньги в отношениях между людьми у взрослых. Где деньги появляются — отношения сразу заканчиваются, работает система «товар-деньги-товар». А когда отметок нет, возникают отношения «человек с человеком».

Для учителя двойки и пятерки — это кнут и пряник, которым он управляет всеми, включая родителей. Очень удобно! Для ребенка удобство оценок в том, что он добился пятерки, она у него есть — и все, на этом «отстаньте». Как он ее получил и что за этой пятеркой стоит — это другой вопрос.

А если нет ни двоек, ни пятерок — как узнать, как ребенок учится? Это уже некоторая работа. Родители должны заглядывать в тетрадки и смотреть, что там происходит, что их чадо делает.

У учителя тоже появляется проблема — как сделать, чтобы дети хотели учиться, если их нельзя «шпынять» пятерками и двойками? Он должен думать, что предпринять, чтобы ученики реально смогли получить ответы на свои внутренние вопросы.

И школьник учится не оттого, что ему поставят пятерку или двойку, а потому, что ему это важно и интересно. То есть каждый ребенок, родитель и педагог берут свою долю ответственности за то, чтобы учиться и двигаться к каким-то результатам», — говорит Сергей Ивашкин.

В старших классах все же происходит переход на балльную систему:

«В экзаменационных классах, когда идет подготовка к выпускным испытаниям, мы говорим детям: «Дорогие, вы все прекрасные и замечательные, вы развиваетесь в своем темпе, но у государства есть критерии, по которым вас будут принимать в высшие учебные заведения, поэтому в 9-х, 10-х и 11-х классах мы будем ставить отметки. Жизнь меняется: хотите поступать в институт — тренируйтесь».


Письмо пером и чернилами на уроке русского языка в самодельной тетради 

3. Процесс познания важнее готовых ответов 

«Самое главное в вальдорфской педагогике, на мой взгляд, — это то, что все закономерности дети имеют возможность открыть сами. Обычно учитель пишет формулу, а дальше ученики упражняются. А здесь ты, наоборот, сначала делаешь какие-то упражнения, чтобы они вывели этот закон, или показываешь им какой-то опыт, если это химия или физика.

Но на то, чтобы осознать этот опыт, вывести закономерность, сделать вывод и проработать его, уходит время, а времени у нас столько же, сколько в обычной школе. Поэтому важные законы я, как правило, открываю.

Тем не менее, есть сообразительные ребята, которые настроены на исследование и могут открыть что-то быстро, за один день. И если один-два ученика открывают закон, то всему классу кажется, что они его все вместе открыли. Это очень здорово, когда ты являешься первооткрывателем», — рассказывает Лилия Герасимова, учитель математики, химии и физики в НОУ «Центр искусства воспитания».


Взаимопомощь на перемене 

4. «Эпохи»

Основные предметы в школе преподают «эпохами». Эпоха — период, в течение которого один из основных предметов становится главным на три-четыре недели: на него отводятся первые 1,5-2 часа занятий. И это не только русский и математика, но и, например, музыка или театр. Считается, что они не менее важны для гармоничного развития человека.

«Проведено много экспериментов, которые показали, что в классах, в которых эпоха музыки проводилась вместо одной из эпох математики, социальность была гораздо сильнее, чем у тех, кто занимался только математикой пять дней в неделю — при том, что математические знания на выходе и способности у детей были одинаковые. Это связано с тем, что с помощью музыки происходила гармонизация душевного состояния детей», — объясняет Сергей Ивашкин.


Театральная постановка «Оловянные кольца»

5. «Здоровьесбережение»

Гармоничного человека сложно представить без гармоничного, здорового тела. В вальдорфских школах используется термин «здоровьесбережение». Одна из задач учителей — организовать учебный процесс так, чтобы дети учились внимательно относиться к своему организму, чувствовали себя после занятий выносливыми и здоровыми, несмотря на продолжительное сидение за партой. Поэтому в вальдорфской школе теоретические предметы чередуются с подвижными играми и ботмеровской гимнастикой, которая развивает владение своим телом, ловкость, выносливость и концентрацию внимания.

Ботмеровская гимнастика (эстетическая гимнастика) — вид спорта, основанный на стилизованных, естественных движениях всего тела. Включает в себя гармонические, ритмические и динамические элементы, выполняемые с естественной грацией и силой.

Также дети занимаются эвритмией. Это вид художественного движения, основанный на закономерностях речи, музыки и жеста. В эвритмии движения исполняются в определенном ритме, иногда одновременно с произнесением стихов в унисон с исполняемыми комбинациями. Таким образом развивается и чувство прекрасного, и владение телом, и ментальная сфера.


Семинар по эвритмии для учителей 

6. Социальная практика и творческие проекты 

«В нашей школе есть такая прекрасная вещь, как практика. Существует две практики: производственная в 10-м классе, когда дети непосредственно должны делать здоровую рутинную работу, и социальная — в 11-м классе, когда они ходят в дома престарелых, детские дома, дома для инвалидов. Они видят, что мы счастливые люди, потому что у нас двигаются руки и ноги, ведь есть те, кто не может даже выходить на улицу, потому что их никто не вывозит. Это сильные переживания.

Проходят и съезды детей из разных вальдорфских школ. Например, после пятого класса у нас проходят Олимпийские игры, после шестого — рыцарский турнир. После седьмого — русские забавы, а после восьмого — театральный фестиваль. У нас проводится конференция старшеклассников по проектной деятельности. Бывают и неформальные встречи — например, совместные походы, ярмарки, поэтические вечера», — рассказывает Лилия Герасимова.


Подготовка к рыцарскому турниру 


Рыцарский турнир 

 

Учебный центр Педсовета представляет:
Профессиональная переподготовка
Программа «Педагог-организатор
и социальный педагог»
Подробнее →

 

7. Отношения на равных 

В школе нет иерархии в отношениях между учителями и директором — каждый выполняет свои обязанности и может внести свои предложения в формате обратной связи и конструктивного диалога.


Обсуждение насущных тем с коллегой 

«Никто не может зайти в класс и сказать: учи так и так. Учитель имеет право менять темы местами, что-то удлинять, что-то сокращать, понимая, что для данного класса именно сейчас очень важна эта тема.

Мы работаем с главными феноменами, какие-то детали опускаем, меняем тему — может быть, в программе она стоит, но есть какие-то особенности. Например, ее можно поставить ближе к какому-то празднику, а какую-то тему лучше пока не начинать вовсе. У учителя есть такая свобода, если он может это объяснить своим коллегам, которые вместе с ним отвечают за то, как дети выполняют учебную программу и учебный план», — объясняет Сергей Ивашкин.


Обучающий семинар для педагогов 

8. Визуальная составляющая и среда

В вальдорфской школе царит атмосфера творчества: на стенах — рисунки на разные темы, стеллажи со скульптурами из глины, витрины с минералами. Перед началом урока или перемены звучит не звонок, а приятная мелодия.


Игра на скрипке в школьном классе 

В классах стены выкрашены в разные цвета, и в этом есть своя логика. Создавая первую школу, Штайнер опирался на «Учение о цвете» Гете, где описывалось, какое влияние цвет может оказывать на человека. Он развил теорию о том, какие цвета благотворно влияют на детей в определенном возрасте и способствуют обучению, и воплотил ее в оформлении учебных кабинетов.


Урок музыки

Можно заметить, что в школах нет искусственных материалов: парты деревянные, некрашеные, в некоторых учебных заведениях осознанно отказались от линолеума. Считается, что изменение природного цвета мешает детям знакомиться с миром, создает эффект обмана — у ребенка возникает противоречие между восприятием и фактическими ощущениями.


Самодельные куклы для спектакля в школьном классе

9. Ремесла 

В школе дети много рисуют, мастерят поделки из разных материалов, шьют, учатся создавать вещи «с нуля». В учебных заведениях проходят ярмарки, на которых можно увидеть и даже купить посуду, сделанную руками детей из керамики, одежду, обложки для книг, вещи для украшения дома.


Школьная ярмарка

«Все мы, взрослые люди, живем в мире интеллектуальных идей. Когда ты вдруг чувствуешь, что каждый твой шаг отражается на всем мире, что ты связан со всем миром, это непередаваемое, потрясающее ощущение. Но пережить это можно только в деятельности — это понимание приходит через работу. А здесь (в вальдорфской школе — прим. ред.) дети все время что-то делают, потому что это важно для их развития. И учителя вместе с ними», — рассказывает Анастасия Кузнецова, классный учитель в НОУ «Центр искусства воспитания»


Урок труда 

Список действующих вальдорфских школ России:

  1. Вальдорфская школа «Семейный лад» (1-11 классы), г. Москва 
  2. АНО СОШ «Путь зерна» (1-11 классы), г. Москва
  3. Московская вальдорфская школа им. А. Пинского (№ 1060), г. Москва
  4. АНО «Центр непрерывного образования св. Георгия Победоносца» (1-11 классы), г. Москва
  5. АНО «Росток» (1-6 классы), г. Москва
  6. НОУ «Общеобразовательная свободная школа» (1-11 классы), г. Жуковский, Московская область
  7. АНО «Школа «Согласие» (1-11 классы), деревня Голубое, Московская область
  8. Вальдорфские классы МБОУ СОШ № 29 (1-5 классы), г. Владимир
  9. АНОО Школа «Радуга», г. Воронеж
  10. НОУ «Средняя общеобразовательная школа «Школа на Воскресенской» (1-7 классы), г. Калуга
  11. Инициатива «Никольск-Горка», г. Никольск, Вологодская область
  12. АНОО «Школа-сад «Луч Солнца» (1-6 классы), г. Ростов-на-Дону
  13. МБОУ «Самарская вальдорфская школа» городского округа Самара (1-11 классы), г. Самара
  14. ГБОУ СОШ № 658 Кировского района Санкт-Петербурга (вальдорфская школа «В Дачном») (1-11 классы), г. Санкт-Петербург
  15. НОУ «Центр искусства воспитания» (1-12 классы), г. Санкт-Петербург
  16. Смоленская вальдорфская школа «Созвучие» (1-11 классы), г. Смоленск
  17. АНОО «Первая сочинская вальдорфская школа «Добрый путь» (1-8 классы), г. Сочи
  18. МБОУ СОШ «Эврика-развитие», г. Томск
  19. НГОУ «Педагогика сердца» (1-7 классы), г. Уфа
  20. НОУ «Школа-сад на улице Вольная» (1-11 классы), г. Ярославль

Источник