Буквы О, Ё после шипящих в корне слова

Конспект урока русского языка в 5 классе

Тип урока. Урок открытия новых знаний + презентация.

Цели: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).

Задачи: находить орфограмму – букву О, Ё после букв шипящих под ударением в корне слова, правильно писать слова с изученной орфограммой, различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком – наличием шипящего: букв А, У, И после букв шипящих, букв О, Ё под ударением после букв шипящих в корне, непроверяемой буквы безударного гласного в корне, буквы Ь после букв шипящих в конце имён существительных, графически обозначать опознавательный признак орфограмм и условия их выбора.

Ход урока:

I. Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания

Используется презентация (см. prezent_rus_5kl_ur13_smail) на этапах актуализации, постановки проблемы и открытия новых знаний.

1. Запишите слова группами в зависимости от орфограммы (слова представлены на слайде с помощью компьютера): Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо.

Слова должны быть записаны в два столбика с орфограммой «Буква Ь после шипящих в конце имён существительных» и «Буквы И, У, А после шипящих». (Это материал, изученный в начальных классах)

2. Проверка проводится с помощью следующего слайда:

Ночь           чаща
Дрожь        круча
Роскошь    жизнь
Луч             шило
Ключ          щавель
Пустошь    чудо

– Какие группы у вас получились? Сравните их с группами слов на слайде. Озаглавьте каждую группу по виду орфограммы. Подчеркните названные орфограммы.
– Что объединяет эти слова? (Общий опознавательный признак орфограмм – наличие буквы шипящего)
– Обозначьте в словах этот опознавательный признак.
– Назовите условия выбора орфограмм.
– На основе графических обозначений сформулируйте правила.

3. Назовите слово, при произнесении которого нужно знать орфоэпическую норму. (Щавель)

– С какой особенностью произношения связана эта норма? (С ударением)
– Опираясь на подобранный дома материал, проведите самопроверку домашнего задания.

Несколько человек записывают на доске по 3–4 слова из своих личных орфоэпических мини­словариков, не делая никаких дополнительных обозначений (это слова, в которых возможны ошибки в произношении или ударении). Остальные учащиеся читают их вслух, при необходимости объясняются орфоэпические особенности данных слов.

III. Постановка проблемы (основного вопроса урока)

Проблемная ситуация
Ученики читают материал и выполняют задания под рубрикой «Определяем основной вопрос урока». (Этот материал представлен в презентации, в этом случае работа проводится при закрытых учебниках)
При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы – наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласной О или Ё под ударением. Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву – О или Ё – нужно писать под ударением после буквы шипящего? Проблемный вопрос можно записать на доске, а после этого сравнить с формулировкой в учебнике.

IV. Открытие нового знания

1. На слайде с помощью компьютера предлагается материал для наблюдения (два столбика слов из упр. 59), используются вопросы и задания перед упр. 59.

2. Далее учащиеся самостоятельно (можно в парах) по заданию после текста упр. 59 подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова к словам 1­го столбика, устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов:

жёлтый – желтеть,
шёпот – шептать,
чёрный – чернеть
и существительные щёлка – щель.

Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2­м столбике, делают вывод о написании буквы Ё или О после букв шипящих в корне и сравнивают с формулировкой в учебнике.

Отдельно проводится работа с графическими моделями орфограммы

V. Развитие учебно­-языковых, правописных и речевых умений

1. Выполнение упражнений для первичного развития умений

Упр. 60 – развивается умение объяснять условия выбора орфограммы – буквы Ё, О после букв шипящих в корне слова, ориентируясь на мнемоническое правило (заучивание слов­исключений), а также подбор (устно) однокоренных слов с Е.

Выборочное списывание с графическим обозначением условий выбора орфограммы.
Упр. 61 – развивается умение писать букву О или Ё в корне слова после букв шипящих, а также слова с ранее изученными орфограммами – буквами гласных, согласных, Ь.
Можно провести как предупредительный диктант.

Упр. 62 – развивается «обратное» умение – подбирать и писать слова с орфограммой –буквой Ё после буквы шипящего в корне на основе приведённых однокоренных слов с Е в корне.

Упр. 63 – развивается лексическое умение – соотносить слово с изученной орфограммой и его лексическое значение. Совершенствуются орфографические умения: писать слова с орфограммой – буквой О или Ё после буквы шипящего в корне, а также устно и графически обозначать условия выбора этой орфограммы.

Первую часть задания ученики выполняют коллективно устно (к слову подбирается толкование и наоборот – сначала читается толкование, потом ученики называют слово).

а) Задание на разграничение ом. (можно использовать материал предметного диска – «Запомни и различай» к §6).

На слайде с помощью компьютера или на доске записаны два предложения:

Мальчик нечаянно ожёг руку.
К счастью, ожог был несильный.

Вопросы и задания к ним:
– Назовите два одинаково звучащих слова. ([ажок])
– Сравните их написание. Что необычного заметили?
– Как связаны эти слова с темой урока? (После букв шипящих под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами)

2. Как называются такие слова? (Омофоны – имеют только одинаковое звучание, а пишутся по­разному.) Предположите, почему слова пишутся по­разному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения)

– Сравните свои предположения со справкой в рамке «Запомни и различай!».

Предложения записываются с доски, делаются графические обозначения (см. в рамке).

– Какой частью речи является слово ожог со значением «обожжённое место на ткани организма» в упр. 63?
– Какую букву после буквы шипящего вы напишете?

б) Самостоятельное осложнённое списывание слов из упр. 63 с графическим обозначением условий выбора изученной орфограммы. Взаимопроверка.

3. Развитие умений не смешивать изученную орфограмму с орфограммой – буквой безударного гласного после буквы шипящего в корне слова.

На доске записаны слова: ш_ссе, ш_колад, Ш_тландия, ш_фёр, ж_нглёр.

– Какой опознавательный признак объединяет эти слова? (Наличие шипящего перед гласным)
– Можно ли сказать, что перед нами слова с орфограммой – буквой О/Ё после буквы шипящего в корне слова? Почему?
– Чем отличаются эти слова от слов с изученной орфограммой из упр. 60–63? (Выбор написания – О или А (а не Ё), безударное положение гласного)
– Какие бы буквы вы вставили в эти слова? Почему?
– Проверим себя. Прочитайте правило на с. 48 (после упр. 63), а также слова под рубрикой «Запомни».
– Как называется эта орфограмма? (Непроверяемые буквы гласных в корне слова)

Следует обратить внимание учащихся на графическое обозначение – знак ударения в словах.

– Как вы думаете, почему это правило включено в §6? (Здесь есть два сходных условия выбора с орфограммой О/Ё – это написание после букв шипящих в корне слова)

Осложнённое списывание слов с доски с графическим обозначением условий выбора орфограммы – непроверяемой буквы безударного гласного в корне слова.

VI. Итог урока

– Назовите ключевые слова (сочетания слов) урока. (Шипящий, корень, буквы Ё, О, звук под ударением, непроверяемая буква безударного гласного О)
– Подберите и сгруппируйте примеры так, чтобы они отражали ключевые слова урока.

1) шёлк, шов (искл.);
2) ожог (сущ.), ожёг (гл.);
3) шоссе, жонглёр
 
VII. Домашнее задание

1. Составить схемы правил §6, выучить слова-­исключения.
2. Упр. 64 – составление самодиктанта (с ИКТ­поддержкой) в группах (4–5 групп) для последующей работы в классе.

Источник: school2100.com