Без труда: чему сегодня учат на уроках технологии?
Около 20 лет назад на замену урокам труда пришел предмет «Технология». Что современные школьники изучают в рамках этой дисциплины и почему некоторых взрослых не устраивает существующая программа?
Как это было
Воспоминания об уроках труда у советских школьников овеяны романтикой. В младших классах дети, как их сверстники сегодня, делали аппликации, поделки из бумаги и природных материалов, лепили из пластилина и учились пришивать пуговицы, а вот в средней школе начиналось гендерное разделение: девочек обучали основам домоводства, а мальчиков — работать по дереву и металлу, на токарных и сверлильных станках.
«Они делали табуретки, ремонтировали парты, вытачивали детали для подшефных предприятий, а нас учили шить, готовить», — вспоминает пенсионерка Татьяна Валентиновна.
Теорию, изученную в классе, приходилось отрабатывать в домашних условиях:
«В нашем классе стояло только две или три швейные машинки, поэтому в основном мы шили дома. На уроках учительница объясняла и показывала все на примере. У нас стоял большой раскройный стол, на котором она учила нас делать выкройки. В первой четверти мы проходили технику безопасности, шитье. Во второй — кулинарию. В пятом классе изучали салаты, а в шестом — гарнир. У нас не было плиты в кабинете, поэтому на уроке записывали рецепты, а дома готовили с родителями, под присмотром. Потом приносили свои блюда на проверку».
Девочки угощали мальчиков выпечкой и салатами, а мальчики вытачивали для них на станках деревянные скалки и толкушки.
В старших классах была обязательной профориентация, первая ступень к освоению профессии. Девушки могли получить специальность швеи-мотористки, секретаря-машиниста, продавца непродовольственных товаров. Юноши изучали слесарное дело, электромонтаж.
«Престижным считалось отучиться на автодело, но туда еще надо было пробиться. Мест на всех не хватало, — рассказывает Владимир Сергеевич, сварщик на пенсии. — Нас тогда часто водили на экскурсии по заводам, мы присматривались к разным профессиям».
Чему учат сегодня
Технология сейчас — компонентный предмет, выстроенный по блочно-модульной системе. Учителя могут менять рабочие программы в зависимости от условий в школе и потребностей учеников.
Блоки, которые могут входить в программу:
- робототехника;
- информационные технологии;
- ведение хозяйства;
- деревообработка;
- знакомство с металлом;
- домоводство;
- оформление дома;
- дизайн;
- домашняя экономика.
Каждая школа самостоятельно решает, как реализовать рабочую программу. Это зависит от того, есть ли специальные помещения для уроков технологии, насколько оборудованы кабинеты, достаточно ли нужного материального обеспечения.
Например, в школе «Точка будущего» г. Иркутска есть гончарная мастерская и станок для создания гравюр. Кроме прочего, старшеклассников учат программировать на Python на примере беспилотного летательного аппарата.
Школа «Точка будущего» в Иркутске
В школе №10 г. Королева стоят слесарные станки, на которых мальчики учатся работать по металлу.
Инженерный корпус школы № 548 в поселке совхоза им. Ленина в Москве располагает кухней, столярными и архитектурными мастерскими, а также телестудией и студией звукозаписи.
Кухня в Инженерном корпусе школы №548
В «началке» в большинстве школ учатся создавать различные поделки, планируя свои действия и делая выводы.
«Мне нравятся уроки технологии! Мы делаем разные проекты: «Волшебный мир космоса», «Кем я хочу стать». Мы клеим, вырезаем, рисуем. Родителям нравятся мои поделки. Иногда они чуть-чуть помогают мне с подготовкой», — говорит Маша Д., ученица третьего класса из подмосковного Королева.
В средней школе преобладает ведение домохозяйства у девочек и различные работы по дереву и металлу у мальчиков, при условии, что в школе есть оборудование. Ученица восьмого класса лицея № 19 г. Королева Эмилия Г. считает, что технология — очень полезный предмет:
«В прошлом году мы почти целую четверть проходили салаты. Накормили всю школу! В этом году, как сошьем платья, будем учиться выпечке. Думаю, нашим одноклассникам и учителям понравится».
Десятиклассник Артем Х. из Королева уверен, что занятия робототехникой на технологии помогают лучше понять информатику:
«Технология дала нам очень много: мы научились основам работы за компьютером, когда собирали роботов и управляли ими. Сейчас на уроках информатики мне легко учиться. Хотел бы связать свою жизнь с программированием».
Гендерный вопрос
Как и в СССР, в современной школе на уроке технологии преобладает гендерное разделение. По новым ФГОСам скоро оно будет упразднено. Классы поделят не на девочек и мальчиков, а на подгруппы (как в случае с иностранным языком). Мальчики смогут разобраться в домоводстве, а девочки попробуют себя в программировании и деревообработке. Такой подход в современном мире более актуален. Некоторые учреждения уже перешли на этот формат преподавания.
Но возможность перейти из одной группы в другую есть уже сейчас. Если девочке интереснее собирать роботов, а мальчик хочет научиться готовить, достаточно написать заявление и перевестись.
«Технология моему сыну очень нравится, он с удовольствием ходит на занятия, — говорит Елена, мама шестиклассника лицея № 19 г. Королева. — Ребята программируют роботов, устраивают гонки радиоуправляемых машинок. А недавно в группу к мальчикам попросились и две девочки».
Все ли перемены к лучшему?
Один из самых «модных» и востребованных модулей — это робототехника. Однако некоторые родители не считают, что конструирование «умных» машин важнее умения работать руками.
«В школе не хватает нормальных уроков труда, — считает Павел В., отец семиклассника, изучающего робототехнику в школе г. Королёва. — Роботы — это хорошо, за ними будущее. С другой стороны, мы все больше отходим от практики. Где еще детям эту практику получать? Всегда было два варианта: семья и школа. Хорошо, если мама умеет шить и готовить, а папа — менять проводку. Отлично, если в школе учитель ведет уроки по программе, включающей вышеперечисленное. А если нет? Современные дети не могут ни работать отверткой, ни вбить гвоздя, они их и в глаза не видели. А работе с компьютером они и сами научатся».
Однако, по мнению учителя технологии высшей категории лицея № 19 г. Королева Татьяны Григорович, отказ от классических «трудов» — это ответ на требования времени:
«Многие школы делают упор на цифровые компоненты образовательной программы и отходят от практической деятельности. И это обоснованный шаг. Дети должны адаптироваться к современному, быстро меняющемуся миру. Сейчас даже швейные машинки новые, универсальные, программируемые».
При этом педагог все же считает, что полностью отказываться от обучения ручному труду нельзя:
«Если упор будет делаться только на информационные технологии, мы рискуем в недалеком будущем остаться, например, без швейной промышленности. Возможно, никто из нынешних школьников не пойдет на швейное или кулинарное производство. Но умение заштопать порвавшуюся деталь одежды, приготовить ужин или разобраться с электрической розеткой все равно пригодится в жизни».
Источник