Аутизм: девять эффективных стратегий помощи дошкольнику
Фонд «Обнаженные сердца» уже более 10 лет помогает детям с аутизмом. Ко Дню работника дошкольного образования фонд выпустил книгу «Как помочь дошкольникам с расстройством аутистического спектра». Авторы пособия — практикующие специалисты этой некоммерческой организации, психологи, педагоги, специалисты в области прикладного анализа поведения. В книге они делятся самыми полезными приемами и стратегиями, которые позволяют детям с аутизмом учиться легче и быстрее, быть успешнее и получать удовольствие. Любое поведение имеет свои причины и последствия, следовательно, любое поведение потенциально можно изменить через изменения окружения, предшествующего поведению. Знакомим вас с краткими рекомендациями, а саму книгу вы можете получить бесплатно, пройдя по ссылке в источнике.
Дополнительно мотивируем
Мотивация ребенка с РАС может значительно отличаться от мотивации нейротипичных детей. Это значит, что многие их них не станут что-то делать или нет ради одобрения. В качестве поощрения могут выступать любимые «вкусняшки», предпочитаемые игрушки, увлекательные активности, а на определенной стадии и похвала. Важно помнить, что предпочтения детей очень разные.
Адаптируем собственную коммуникацию под особенности конкретного ребенка
Учитываем, что у ребенка с РАС могут быть трудности с ведением диалога, взрослому нужно упрощать и укорачивать фразы, делая более конкретными и ясными инструкции, если нужно.
Создаем новые возможности для коммуникации
Важно учитывать, что в большинстве случаев использования дополнительной коммуникации у детей с РАС, речь идет не о замене вербальных средств, невербальными, а только лишь о дополнении одной системы другой.
Обучаем методом дискретных проб
Суть дискретной пробы состоит в том, что ребенку предъявляется четкая короткая инструкция (например, «покажи нос»), при необходимости дается подсказка, в зависимости от ответа обеспечиваются последствия (при правильном ответе ученик немедленно получает подкрепление). Данный процесс применяется вновь и вновь, что приводит к закреплению правильных реакций.
Способствуем генерализации навыков
Генерализация — способность применять навыки, полученные в одной ситуации или окружении, в других ситуациях с разными людьми. Например, нам не удалось сразу научить ребенка отвечать на приветствие в естественных условиях, и мы научили его этому с помощью дискретных проб в специальных условиях. Для того, чтобы этот навык был генерализован, нужно чтобы ребенок начал использовать это поведение в другой среде, с другими людями (взрослыми, ровесниками). Нужно, чтобы он могу реагировать не только на слово «Привет», но и «Здравствуй» и чтобы сам мог отвечать по-разному.
Обучаем без ошибок
Чтобы процесс учебы был более успешным, используем подсказки. Подсказки нужны для того, чтобы у детей была мотивация ответить правильно, чтобы они могли связать подкрепление и правильный ответ, получали удовольствие от позитивного поведения и могли быть успешными чаще. Варианты подсказок: вербальные, жестовые, моделирование, мануальные и т.д.
Обеспечиваем структурирование среды и визуальную поддержку
Когда ребенок с РАС оказывается в среде, где все хаотично, много отвлекающих стимулов, он может испытывать повышенную тревожность. Чтобы этого избежать необходимо создать несколько зон: индивидуальных занятий, групповых занятий, групповой работы, самостоятельной работы, игровая зона. В зоне для индивидуальных занятий должен быть стол и два расположенных друг напротив друга стула. Желательно, чтобы было минимум отвлекающих игрушек, материалов, чтобы самым интересным здесь был взрослый. Обычно такое пространство используется для обучения методом дискретных проб. Важно продумать организацию пространства таким образом, чтобы во время обучения дети не отвлекались на игровую зону и не пытались сбежать туда.
Еще один способ помочь ребенку стать более успешными -визуальная поддержка. Например, алгоритм для мытья рук может быть представлен в виде шести картинок с подписями: открыть кран – намочить руки – намылить руки – смыть мыло-выключить кран – вытереть руки полотенцем.
Структурируем время и события
Дети с РАС часто испытывают сложности с планирование и с пониманием времени. Решить эту проблемы помогут таймер и расписание. Расписание «сначала-потом» часто использует в качестве первого шага в обучении следованию расписанию. Пункт «сначала» — это то, что взрослый ожидает от ребенка в данный момент, а «потом» — это всегда то, что мотивирует ребенка.
Расписание дня могут быть групповыми и индивидуальными, если маршрут детей в течения дня отличается. Групповое расписание обычно размещается на стене или стенде и состоит из картинок с подписями.
Допускаем частичное участие
Частичное участие — подход, позволяющий ребенку с РАС находиться в группе, принимая участие в том, что ему понятно, в чем он может активно участвовать и действительно учиться. Возможны два варианты частичного участия. Первый — ребенок включается в групповой занятие в самом конце на тот отрезок времени, в течение которого он способен без нежелательного поведения быть частью группы. Второй вариант — когда ребенок находится в группе и параллельно выполняет задание, которое отличается от задания группы, но перекликается с ним.