Аттестация педагогических работников: за какой моделью будущее?
Через процедуру аттестации в той или иной форме проходили все учителя, поэтому каждому знакомы связанные с этим проблемы. Многие педагоги за несколько лет до начала аттестации начинают копить «баллы» и до последнего не понимают, хватит ли им их для получения категории или нет. Несмотря на то, что из-за коронавируса действие квалификационных категорий было продлено до конца 2021 года, рано или поздно учителям снова придется через все это проходить.
В соответствии с «Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость и недопустимость дискриминации. Эти принципы должны гарантировать объективное отношение к педагогическим работникам в ходе аттестации, что, как мы увидим далее, не всегда соблюдается.
Аттестация на соответствие занимаемой должности
Подтверждать свое соответствие всем требованиям, которые предъявляются к должности, педагог должен каждые пять лет. От прохождения этой аттестации освобождаются учителя, имеющие квалификационные категории, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет, беременные женщины, а также лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, беременности или в связи с заболеванием. Остальные педагоги должны регулярно проходить аттестацию, даже если они работают на свой должности много лет.
Аттестация на соответствие должности проводится образовательной организацией самостоятельно, а точнее, специальной аттестационной комиссией, которая создается указом директора. Последний единолично назначает председателя, заместителя председателя, секретаря и остальных членов комиссии. Закон не мешает директору самому войти в состав комиссии и даже возглавить ее, а также включить в состав комиссии лиц, не являющимися работниками данной организации. При этом Минобрнауки в своих разъяснениях от 2014 года называло такие действия «нецелесообразными», однако нормативной силой данный документ не обладает. Единственным обязательным условием здесь является наличие в составе комиссии представителя выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии таковой). Однако эту норму нельзя назвать надежной защитой интересов работников, так как комиссия может выносить решения об аттестации не единогласно, а простым большинством, что позволяет при желании легко обойти голос представителя профсоюза.
При проведении аттестации работодатель составляет на каждого работника представление, в котором среди прочего содержится «мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором». Никаких конкретных критериев, на основе которых должна проходиться эта оценка профессиональных качеств педагога, в законе не установлено. Конечное решение об аттестации педагога выносит комиссия, предварительно рассмотрев представление работодателя. Комиссия не обязана соглашаться с оценкой, данной работодателем, и может самостоятельно принять любое решение, опираясь в том числе и на данные, предоставленные самим педагогом. Однако в силу практически полной зависимости аттестационной комиссии от директора школы сложно представить, что она пойдет против его мнения.
Таким образом, аттестация на соответствие педагога занимаемой должности фактически дает директору возможность произвольно увольнять не угодивших ему учителей якобы по причине их непрофессионализма.
Что делать, если вам угрожают проблемами при аттестации?
В такой ситуации средств индивидуальной защиты трудовых прав у учителя остается мало. Обжаловать решение аттестационной комиссии можно будет в суде, однако суд рассматривает ситуацию исключительно с точки зрения наличия формальных нарушений правил проведения аттестации. Суд не может самостоятельно оценить ни профессиональные качества работника, ни адекватность критериев их оценки, используемых аттестационной комиссией.
Если учителю по той или иной причине угрожают аттестацией, то ему следует по возможности собрать соответствующие доказательства, которые при дальнейшем судебном разбирательстве свидетельствовали бы о нарушении принципа недопустимости дискриминации. Впрочем, сделать это непросто. Даже если у вас на руках будет аудиозапись, на которой директор прямо признается в своих намерениях, суд скорее всего ее не примет из-за отсутствия согласия на запись или невозможности удостоверить ее подлинность. В этой связи учителю могут помочь только показания его коллег, которые подтвердят наличие подобных угроз или то, что другим работникам при аттестации предъявляются меньшие требования. Однако убедить работников пойти на конфликт с работодателем, дав показания против него, может быть сложно. Более того, даже наличие свидетельских показаний может быть недостаточным для суда, который может счесть их субъективными и предвзятыми. Даже если учитель все-таки сможет добиться успеха в суде, это не решит всей его проблемы, ведь после восстановления на работе он вновь должен будет проходить аттестацию перед той же комиссией и по той же процедуре.
Поэтому ситуацию до суда лучше не доводить. Если учителю угрожают непрохождением аттестации, ему следует заручиться поддержкой коллег, родителей учеников и профсоюзной организации, которая сможет привлечь юриста и обратить внимание СМИ на эту проблему. Таким образом, можно будет повысить издержки администрации от продолжения конфликта и избежать увольнения.
Какие гарантии можно включить в коллективный договор?
Для того чтобы в принципе исключить возможность злоупотребления процедурой аттестации и не доводить ситуацию до конфликта, целесообразно было бы заранее ее урегулировать на уровне коллективного договора. Положения, регулирующие проведение аттестации, могут быть внесены в коллективный договор в виде как отдельных статей, так и специального приложения, в котором будет прописан подробный порядок ее проведения.
Коллективной договор должен обеспечить независимость аттестационной комиссии от администрации школы, для чего следует обратить внимание на процесс ее формирования. Конкретные меры здесь могут отличаться в зависимости от интересов конкретного педагогического коллектива и истории его взаимодействия с администрацией школы. Так, в коллективном договоре можно:
- обязать директора согласовывать состав комиссии с первичной профсоюзной организацией или вовсе предусмотреть выборность членов комиссии педагогическим коллективом;
- увеличить количество представителей первичной профсоюзной организации в составе комиссии;
- запретить включать в состав комиссии лиц, не являющихся работниками данной образовательной организации;
- запретить директору и/или работникам администрации входить в состав комиссии;
- установить фиксированное количество членов аттестационной комиссии (например, 3 или 5). Это необходимо для того, чтобы не допустить ослабления голоса представителя профсоюзной организации путем включения в состав комиссии новых членов;
- закрепить право быть представленными в составе комиссии за всеми первичными профсоюзными организациями, если их в школе несколько.
В коллективном договоре можно установить конкретные формы проведения аттестации. Так, в зависимости от желания коллектива можно запретить проведение тестирования или, наоборот, обязать проводить аттестацию исключительно на основе тестирования. В таком случае целесообразно прописать, как должны составляться тестовые задания и кем они должны проверяться.
Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории
Аттестация на категорию проводится исключительно по желанию педагога на основе его заявления. По результатам аттестации устанавливается первая или высшая квалификационная категория, действующая в течение пяти лет. Решение о присвоении работнику квалификационной категории принимается аттестационными комиссиями, формируемыми региональными органами власти (за исключением работников федеральных образовательных организаций, аттестация которых находится в ведении соответствующих федеральных органов).
Уполномоченной орган государственной власти субъекта РФ самостоятельно определяет, кто именно может входить в состав аттестационной комиссии. Это могут быть, например, представители определенных региональных органов власти, органов местного самоуправления, научных организаций и общественных объединений, работники образовательных учреждений и так далее. Общим требованием к составу комиссии является, как и в случае с аттестацией на соответствие занимаемой должности, включение в нее «представителя соответствующего профессионального союза». Однако из текста соответствующего Приказа Минобрнауки не до конца понятно, какой именно профсоюз (в случае наличия нескольких таковых) имеет право быть представленным в комиссии. В свою очередь, в региональных документах иногда может прямо называться конкретная профсоюзная организация, представитель которой должен входить в состав аттестационной комиссии. Так, в Положении об Аттестационной комиссии в Ленинградской области сказано, что в состав комиссии входят представители территориальной организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.
Квалификационные категории присваиваются учителям в первую очередь с целью дифференциации оплаты их труда. Предполагается, что более квалифицированные преподаватели должны получать больше своих коллег, что являлось бы стимулом их профессионального и личностного роста. Однако на практике возникает проблема определения критериев соответствия педагога той или иной квалификационной категории. Ведь работу учителей, имеющую сложный и во многом творческий характер, сложно формально оценить.
Общие условия присвоения первой и высшей категории содержатся в пунктах 36 и 37 Приказа Минобрнауки «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Так, первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
- стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
- стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 662;
- выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
- личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.
Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
- достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
- достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 662;
- выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
- личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
- активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
Конкретизацию эти общие критерии получают в региональных документах, таких как «Регламент работы аттестационной комиссии…» или «Порядок всестороннего анализа, критерии и показатели оценки профессиональной деятельности педагогических работников при аттестации…» (названия варьируются в зависимости от региона). Как правило, эти документы устанавливают балльную систему оценивания, которая имеет свои особенности в каждом субъекте РФ. Эти особенности связаны с тем, по каким конкретным критериям ставятся баллы, сколько баллов ставится за каждый критерий и сколько баллов нужно для получения той или иной квалификационной категории. В некоторых регионах (Санкт-Петербург, Московская область и т.д.) критерии оценки профессиональной деятельности учителей совпадают для первой и высшей категории, однако количество баллов, которое нужно получить по этим критериям для получения категории, будет разным. В других регионах (например, в Бурятии) существуют разные критерии для первой и для высшей категории и, как следствие, разное значение максимальных и пороговых баллов.
Подсчет баллов, как правило, осуществляют экспертные группы, формируемые аттестационными комиссиями. Эксперты проводят «всесторонний анализ профессиональной деятельности аттестуемого педагогического работника». В ходе этого анализа экспертные группы рассматривают материалы, предоставленные педагогом и его образовательной организаций, а также, например, могут присутствовать на открытом занятии, в случае если оно необходимо для получения категории.
Что учитывается при проведении аттестации на категорию?
Несмотря на то, что в разных регионах системы оценивания профессиональной деятельности педагогов имеют свои особенности, многие используемые в них критерии часто совпадают. К таким часто встречающимся критериям относятся:
- результаты (динамика результатов) освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
- результаты (динамика результатов) освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования;
- результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах;
- результаты внеурочной деятельности обучающихся (участие в рекомендованных конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.д.);
- результаты ЕГЭ и ОГЭ по соответствующему предмету среди учеников;
- проведение педагогом открытых уроков, занятий, мероприятий, мастер-классов и др.;
- наличие у педагога почетных званий, профессиональных наград и премий;
- руководство методическими объединениями.
Первые два пункта встречаются повсеместно, в то время как остальные критерии могут комбинироваться в каждом регионе по-разному. В некоторых регионах можно увидеть и другие способы оценивания. Например, в Саратовской области часть баллов присуждается по результатам предметного тестирования, структура которого аналогична структуре Единого государственного экзамена по соответствующему предмету.
Стоит отметить, что критерии оценивания деятельности педагогов не обязательно должны быть такими формальными и детализированными. Так, в Свердловской области эксперты по результатам проводимого ими анализа выставляют баллы за определенные «компоненты деятельности педагога», к которым относится эмоционально-психологический, регулятивный, социальный, аналитический, творческий и компонент самосовершенствования. Эти достаточно широко сформулированные критерии в определенной степени дебюрократизируют процесс аттестации и теоретически позволяют более справедливо оценивать труд педагога, ценность которого не сводится к наличию открытых уроков, публикаций, грамот и так далее. Однако такая система целиком зависит от добросовестности и профессионализма экспертов, при отсутствии которого результаты аттестации становятся абсолютно непредсказуемыми для педагога. Но еще более непредсказуемой является ситуация, когда четкие критерии оценивания просто не публикуются, как это происходит в Москве. Московским учителям остается лишь догадываться, как и на каком основании Городская аттестационная комиссия принимает свои решения, что явно противоречит принципам открытости и гласности аттестации.
Можно ли отменить аттестацию?
В связи с тем, как много проблем возникает у учителей из-за аттестации, может возникнуть предложение вовсе отменить эту процедуру, в пользу которого можно привести различные аргументы. Так, аттестация (в особенности аттестация на категорию) концентрируется на измеряемых аспектах педагогических деятельности, а более тонкие и сложные качества при этом не принимаются во внимание. Также аттестация не может учесть разнообразие и уникальность педагогических подходов и недооценивает творческую составляющую работы учителя.
С точки зрения наших работодателей и чиновников муниципальных и региональных органов управления образованием, аттестация на соответствие занимаемой играет важную роль в обеспечении контроля за результатами обучения, что способствует его совершенствованию, а также повышает престиж профессии учителя, не допуская к ней неквалифицированные кадры. А аттестация на категорию, в свою очередь, позволяет дифференцировать зарплаты учитель в соответчики с их профессиональным уровнем и создать стимулы к его развитию.
Зарубежный опыт
Если мы обратимся к опыту зарубежных стран, то увидим, что в подавляющем большинстве из них процедура аттестации существует, но при этом сильно отличается от российской.
Так, в США будущий учитель сдает несколько тестов, которые проводятся неправительственными организациями, уполномоченными властями штата. Эти тесты проверяют как «базовые образовательные навыки», так и знания по предметам, которые соискатель планирует преподавать. После успешной сдачи всех необходимых тестов кандидат получает лицензию, позволяющую ему преподавать в школах этого штата. В некоторых штатах учитель после получения лицензии больше не должен будет ее подтверждать. В других же штатах, таких как Нью-Йорк, после первых 5 лет практики учителю нужно продлить лицензию, которая уже будет действовать бессрочно, при условии, что педагог проходит определенное количество часов повышения квалификации каждые пять лет. Аналогичные модели существуют в Великобритании и Финляндии.
Такая система кажется более разумной, чем ее российский аналог. Во-первых, она освобождает опытных педагогов со значительным стажем от порой унизительной обязанности регулярно подтверждать право заниматься своим делом. Во-вторых, такая система исключает возможность использования процедуры аттестации администрацией школы для увольнения неугодных учителей, так как она проводится независимыми организациями на региональном уровне.
Что же касается аттестации на категорию, то ее как единого государственного механизма дифференциации зарплат учителей во многих странах просто не существует. В США учителя могут в частном порядке проходить курсы повышения квалификации, сдавать тесты (за прохождение которых зачастую взимается плата) в надежде, что работодатель учтет все это при определении размера заработной платы. При этом при переходе к другому работодателю те же самые заслуги учителя могут быть проигнорированы. В этом отношении российская система формально предоставляет учителям больше социальных гарантий.
Как можно улучшить порядок проведения аттестации?
В целях совершенствования процедуры аттестации на соответствие занимаемой должности можно предпринять следующие меры.
Во-первых, можно поручить региональным аттестационным комиссиям, которые сейчас занимаются проведением аттестации на категорию, рассматривать жалобы учителей, не прошедших процедуру аттестации в своей школе. Это позволит избежать неприятной процедуры обжалования увольнения через суд и повысит шансы работников защитить свои права. Региональная аттестационная комиссия, в отличие от суда, может непосредственно оценить профессиональные качества учителя, а также в отличие от школьной комиссии, контролируемой администрацией, будет более беспристрастной.
Во-вторых, можно освободить от прохождения аттестации работников, имеющих определенный стаж (например, более 10 лет) или ученые степени и звания.
Аттестация на категорию также нуждается в реформировании в силу наличия ряда проблем. Во-первых, учителю приходится тратить много сил и времени на составление своего портфолио. Во-вторых, из-за того, что в каждом субъекте процедура аттестации имеет свои особенности, учителя из разных регионов оказываются в неравных условиях.
Решить эти проблемы теоретически могла бы единая федеральная система проведения аттестации, чем по сути является так называемая система ЕФОМ (Единые федеральные оценочные материалы), которая, вероятно, в ближайшие годы заменит все соответствующие региональные процедуры. Однако в настоящее время существуют сомнения по поводу того, насколько с помощью ЕФОМ можно будет адекватно оценивать профессиональные качества педагогов. Да и у самих разработчиков новой системы пока нет окончательного представления о том, как она будет выглядеть, в частности, не понятно, будет в ее состав входить оценивание видеозаписи уроков или нет.
ЕФОМ заменят собой как аттестацию на категорию, так и аттестацию на соответствие занимаемой должности. В первом можно увидеть смысл, так как система ЕФОМ, вероятно, освободит учителей от необходимости подготовки портфолио и тем самым упростит процедуру аттестации на категорию. При этом идея заменить аттестацию на соответствие занимаемой должности единым федеральным экзаменом представляется спорной. С одной стороны, это лишит администрацию школы возможности использовать аттестацию как инструмент незаконного увольнения учителей. С другой стороны, встает о вопрос о том, насколько целесообразно так стандартизировать процедуру проведения аттестации. Школьные комиссии, обладающие большей информацией о работе учителя, могут (при условии их добросовестности) всестороннее оценить его профессиональные качества, не сводя их к результатам тестирования.
Пока же ЕФОМ не вступили в силу, улучшить процедуру проведения аттестации на категорию можно на уровне субъекта путем внесения предложений в региональные министерства (департаменты) образования. Так, можно предложить предоставить учителям выбор между двумя разными процедурами аттестации. Первый вариант (наиболее распространённый сейчас) будет заключаться в накапливании баллов за различного рода заслуги и высокие показатели успеваемости. Второй вариант будет опираться исключительно на показания экспертной группы, которая, непосредственно присутствуя на уроках, будет оценивать качественные характеристики работы учителя. Первый подход можно назвать количественным, а второй качественным. Количественный вариант требует от учителей больших затрат времени и сил, однако позволит им заранее понимать, на какую категорию они могут претендовать. При качественном подходе к проведению аттестации ее результаты становятся менее предсказуемыми, так как будут зависеть от субъективного мнения экспертов. Однако в таком случае аттестация станет проще и удобнее и не будет требовать от учителей сбора «бумажек» для портфолио.
Так же, как и в случае с аттестацией на соответствие занимаемой должности, положение учителей может улучшить появление внесудебной апелляционной инстанции, которая сможет по существу рассматривать жалобы учителей. В этих целях можно создать двухуровневую систему аттестационных комиссий, где будут существовать муниципальные комиссии, принимающие решения о присвоении категории, и региональная комиссия, которая будет рассматривать жалобы на решения муниципальных.
В региональном положении об аттестации можно указать, что аттестационная комиссия формируется из представителей научных организаций и общественных объединений, которые можно поименно перечислить и за каждым из них закрепить норму представительства. Например, можно каждой такой организации предоставить 1 или 2 места в комиссии. В свою очередь, количество представителей государственных и муниципальных органов в комиссии следует, наоборот, ограничить. Данная мера повысит как независимость аттестационной комиссии, так и ее профессионализм.
Авторы: Никита Николаев, Всеволод Луховицкий
PS Статья не отражает мнение профсоюза «Учитель» и является приглашением к дискуссии.
Ссылки по теме:
Аттестация учителей: каждый учитель желает знать…
Требуем добровольной аттестации для педагогов!
Учителям продлены квалификационные категории до 31 декабря 2021 года
Главное о применении профстандарта «Педагог» и независимой оценки квалификации в 2020 году
Применение профстандарта «Педагог» и независимая оценка квалификации в 2020 году
Поломать через колено: как из российской школы выживают профессионалов