Анастасия Мингачева: «Никакой иной судьбы я для себя и не желаю»

Учительница из Димитровграда вошла в пятерку лучших педагогов страны, став финалистом конкурса «Учитель года — 2017»
Правительство Ульяновской области.
Правительство Ульяновской области.

Считается, что среди учителей в России гораздо больше женщин. Но вот в пятерку лучших во Всероссийском конкурсе «Учитель года — 2017» прошла только одна представительница прекрасного пола – преподаватель русского языка и литературы из города Димитровграда Ульяновской области.

Утром 7 октября ульяновская финалистка вышла из вагона, шагнула на перрон, прижимая к груди статуэтку малого «Хрустального пеликана». Этот приз Анастасия получила из рук зампреда правительства РФ Ольги Голодец на приеме, где сильнейших учителей страны поздравлял Владимир Путин.

Дома Анастасию Мингачеву встречали как национального героя. Осталось позади волнение от серьезнейшего профессионального испытания – битвы за звание лучшего учителя России, испытания, которое Анастасия выдержала блистательно, войдя в пятерку победителей конкурса «Учитель года». Для коллег-преподавателей, учеников и всех, кто переживал за Анастасию Николаевну, оказалось и не так важно, что главную, или как ее называют, абсолютную победу одержал преподаватель из Санкт-Петербурга.

Анастасия обошла 16 учителей русского языка, 14 историков, 9 преподавателей иностранных языков и математических наук, 6 педагогов начальных классов и географии, 5 физиков и 4 преподавателей биологии и информатики. Хотя было время, когда она сильно сомневалась, разрываясь между желанием учить детей русскому языку и литературе и музыкальной карьерой скрипачки.

Знаки

— Ты уверена, что принимаешь правильное решение? Почему педагогический? Зачем филфак? Ты понимаешь, что это бесконечные тетради, подготовка к урокам, бессонные ночи? Ты ведь способная скрипачка! Музыкальное училище, консерватория, место в большом оркестре – замечательная карьера…

Настя слушала в телефонную трубку «слова, отчеканенные там, за сотни километров», которые обжигали холодом и обижали до слез. Так возмущалась любимая тетя, сестра мамы, узнав о намерении племянницы поступать на филфак.

«Мечта мечтою, но, возможно, она права», — подумала Анастасия. Прошло несколько дней после того неприятного разговора, и рациональная девушка стала взвешивать все «за» и «против».

«Нужен знак. Нужно что-то, что подскажет. Память – огромная кладовая, на полках которой пылятся давно забытые вещи. Пылятся до тех пор, пока ты, совершенно случайно, проходя мимо многочисленных полочек и ящичков, не обратишь на них внимание. Иногда улыбнешься, вспомнишь о чем-то или о ком-то, иногда заплачешь, ругая себя за то, что все-таки смахнул пыль с того, что так долго прятал».

Тогда Анастасия улыбнулась. Улыбнулась, потому что судьба дала ей нужный знак.

«Встала на цыпочки. На высокой полке – фотокарточка, а на ней все мы – семья, делаем ремонт. Нет, не потому что пора было «освежить» детскую, а потому что целая стена с красивыми обоями была исписана фломастерами. Все просто – играли с братом «в школу». Я подготовилась к урокам: списала упражнения из своих учебников, завела классный журнал и нашла колокольчик, чтобы «урок» длился положенное ему время. Для меня – сказочное время: время, когда я – учитель. У меня будет и кабинет, и доска с мелом, и много детей в классе…».

От прогулки по коридорам памяти девушку отвлек телефонный звонок.

— Ты не передумала? Точно поступаешь в пед? На всякий случай записала тебя на подготовительные курсы, — звонила тетя.

«Главный критик все-таки верит в меня. Просто пытается уберечь от трудностей, которые ждут впереди, но… верит. Еще одно очко в графу «за». Абсолютно точно в списке было что-то еще, по большей части, конечно, хорошее и светлое. Но тогда я уже перестала его продолжать. Я точно знала, что буду учителем, что у меня все получится, потому что в меня верят».

Пути-дороги

«У каждого человека есть такие места, забыть о которых невозможно, хотя бы потому, что там воздух помнит твое счастливое дыхание. Мое счастливое дыхание помнит дорогой сердцу уральский городок Лесной — город моего детства», — рассказывает о себе в одном из интервью Анастасия Мингачева. — Именно там родилась мечта стать учителем».

Оркестр «Глория», который выпестовал способную скрипачку, открывал далекие горизонты: музыкальные конкурсы, гастроли, новые друзья — эти прелести не могли не радовать. С другой стороны, не отпускала мечта — учить детей, читать им книги, писать мелом на доске. И Анастасия свой выбор сделала. Ее ждал педагогический университет, мастера филологии. А она очень хотела научиться возможности читать между строк то, на что обычный читатель никогда не обратит внимания.

«В 2010-м судьба забросила в город, о существовании которого я знала из «Колымских рассказов» Варлама Шаламова. Мне повезло провести два года в Магадане. Несмотря на суровый климат, оторванность от внешнего мира, Колыма — удивительный край прекрасных людей, волшебной природы и сочной брусники. В Магадане я стала мамой, а еще этот город подарил мне возможность читать — много и безостановочно — и окончательно убедил в том, что мое место в школе.

А затем случился Димитровград. Я полюбила и этот маленький волжский город. Он не только приветливо распахнул передо мной свои сосновые объятия, подарил новых друзей, но и дал возможность заниматься любимым делом — учительствовать. Теперь я предпочитаю путешествовать со своими учениками — пытливыми, любознательными, веселыми и очень открытыми».

Правительство Ульяновской области.

Правительство Ульяновской области.

Новые горизонты

Со дня победы в конкурсе прошло не так много времени, но у Анастасии Мингачевой уже начался новый этап в жизни. Ей предстоит объехать всю область, чтобы поделиться с коллегами опытом и видением развития системы образования. Просветительская работа может вылиться и в создание авторской школы, — по крайне мере такое предложение от первого лица региона уже прозвучало. И не только это предложение.

Как только Анастасия вернулась с победой в Димитровград, после торжественной встречи на вокзале, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года — 2017» отправилась во Дворец творчества детей и молодежи, где ее уже ждали коллеги и ученики. Здесь Сергей Морозов предложил Анастасии навсегда обручиться с Ульяновской областью и преподнес символичный подарок – кольцо с волжским янтарем – симбирцитом.

Учительница ответила согласием. И надела кольцо на безымянный палец.

Только цифры

За победу в конкурсе «Учитель года — 2017» Анастасия Мингачева из Димитровграда получила квартиру, денежное поощрение в размере 200 тысяч рублей и памятный подарок от губернатора Ульяновской области – кольцо с симбирцитом.

За значительный вклад в подготовку победителя всероссийского конкурса глава региона вручил денежный сертификат на 300 тысяч рублей лицею № 16 при УлГТУ города Димитровграда.

Подробности

Всероссийский конкурс «Учитель года — 2017» стартовал в Сочи 24 сентября. В этом году участниками престижного мероприятия стали все 85 субъектов РФ. Конкурсантам предстояло показать мастер-класс и образовательный проект, поучаствовать в педагогическом совете, принять участие в круглом столе с министром образования и науки Российской Федерации. 5 октября Анастасия Мингачева получила малого «Хрустального пеликана» из рук заместителя Председателя Правительства РФ Ольги Голодец. На конкурсе она представила взаимосвязь русского языка и журналистики, сделав акцент на развитие языковой личности, не только в учащихся, но в учителях и во взрослых людях.

Из первых уст

— В моем случае настоящий учитель родился еще в детстве. Я всегда знала, что буду работать в школе. Знала, когда выводила на обоях красным фломастером задания и упражнения для младшего брата. Знаю, что не ошиблась с выбором профессии и никакой другой судьбы для себя не желаю.

Одно из важнейших открытий, которое я сделала в школе — важно уметь слышать каждого ученика, чтобы он захотел услышать тебя! Только в диалоге, а иногда и в споре рождаются новые идеи, которые мы реализуем на уроках.

На конкурсе мне было непросто, но я все это время чувствовала поддержку. Спасибо всем, кто за меня переживал: моим наставникам, коллегам, ученикам, ульяновским педагогам, родным и близким людям. Конкурс стал для меня одним из самых главных событий в этом году. Для меня это мощный стимул двигаться дальше.

При подготовке статьи использованы материалы из конкурсного эссе «Я – учитель» Анастасии Мингачевой.

 

Источник