Александр Радищев – гордость русского народа: к 275-летию со дня рождения

XVIII век в России – эпоха удивительная во многих отношениях. «Столетием безумным и мудрым» назвал это время Александр Николаевич Радищев (1749–1802) – писатель и поэт, философ и общественный деятель, он является родоначальником русского нравственного просветительства, основоположником радикальной реалистической литературы.

Александр Николаевич Радищев (1749–1802)

В подвижнической его судьбе, в художественно-публицистических произведениях, в сложности взглядов и большом гуманистическом значении личности воплощены духовные идеалы высочайшей нравственной силы. Как «честного человека» характеризовал писателя Н.М. Карамзин. А.С. Пушкин называл Радищева «человеком с духом необыкновенным; действующего с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарскою совестливостию». В черновиках «Памятника» в 1836 году Пушкин написал: «Вослед Радищеву восславил я свободу». А В.И. Ленин называл просветителя «гордостью русского народа».

Формирование Гражданина

Александр родился в богатой дворянской семье татарского происхождения (20) 31 августа 1749 года в селе Верхнее Аблязово Пензенского уезда. Он был первенцем в семье дворянина Николая Афанасьевича Радищева – сына денщика Петра I, затем дослужившегося до звания бригадира (полковника). Детство мальчик провёл в отцовском имении на селе Немцово Боровского уезда Калужской губернии.

В его первоначальном обучении принимал непосредственное участие его отец, имевший репутацию набожного и гуманного человека, хорошо владевший латынью, польским, французским и немецким языками. Николай Афанасьевич много читал и к концу жизни собрал обширную библиотеку. Мать будущего писателя — Фекла Аргамакова — происходила из старинного дворянского рода, принадлежавшего к передовой русской интеллигенции.

Семья была большой и дружной — у будущего писателя было десять братьев и сестер. Детям разрешали свободно общаться с крестьянами: они выросли на сказках и песнях крепостных.

Вскоре после открытия Московского университета в 1756 году, отец отвёз Александра в Москву, в дом дяди по матери (родной брат которого, А.М. Аргамаков, был в 1755—1757 годах директором университета). Здесь собирался просвещенный салон: гости и хозяева горячо спорили о будущем России, среди приглашенных бывали преподаватели Московского университета. Дети Аргамаковых имели возможность заниматься на дому с профессорами и преподавателями университетской гимназии, поэтому Александр готовился здесь под их руководством и прошёл, хотя бы отчасти, программу гимназического курса. В это время он благотворно формировался в прогрессивной университетской атмосфере.

В 1762 году, после коронации Екатерины II, Радищев был пожалован в пажи и направлен в Петербург для обучения в Пажеском корпусе, в котором готовили придворных. Обучали в первую очередь этикету и танцам, а не наукам, но многие воспитанники корпуса все равно стремились приобретать качественные знания.

Получив общее образование, для изучения юридических наук Александр был отправлен в Лейпцигский университет, где с 1766 по 1771 годы занимался естественными науками. В университете преподавали известные ученые. Студенты слушали лекции по философии, праву, логике, математике, иностранным языкам. Особую роль в формировании радикального мировоззрения юноши сыграли сочинения французских просветителей, которые студенты читали и обсуждали. Как истинный ученик эпохи Просвещения, Радищев придерживался взглядов, которые благоприятствовали свободе личности, гуманизму и патриотизму.

По возвращении в Россию в 1771 году Радищев был назначен протоколистом в Сенат, затем служил обер-аудитором штаба Финляндской дивизии в Петербурге и выделялся добросовестным, честным и смелым отношением к своим обязанностям.

С 1780 года Радищев работал на Санкт-Петербургской таможне, где принципиально не брал мзду, дослужился до коллежского советника, получил орден святого Владимира IV степени и в 1790 году занял должность начальника таможни.

К 1770-м годам относится начало его литературной и научной деятельности. Будущий писатель был вхож в лучшие дома Петербурга, посещал салоны, интересовался современной русской литературой. Он познакомился с журналистом и издателем Николаем Новиковым, который выпускал сатирический журнал «Живописец». В нем и вышли первые работы Радищева: перевод книги Мабли «Размышления о греческой истории», сочинение «Офицерские упражнения» и наброски будущего «Путешествия из Петербурга в Москву», которое он писал почти девять лет: начал в 1780 году, а закончил только в 1788 году.

В 1789 году писатель вступил в «Общество друзей словесных наук», оказав на него серьёзное влияние. В журнале общества — «Беседующем гражданине» — выходили общественно-политические и философские статьи Радищева.

 

Сын Отечества

В своих произведениях социальный мыслитель последовательно развивал мысль о том, что просвещение народа, умственное, нравственное и политическое воспитание подрастающего поколения играют важнейшую роль в переустройстве страны.

Он мечтал устранить общественное неравенство не только революционным способом, но и путем изменения системы воспитания, отводя тем самым обучению и воспитанию роль мощного рычага прогрессивных общественных перемен.

Как по своим взглядам человек эпохи ХIХ столетия, шедшей на смену веку Просвещения, мыслитель требовал широкого и полноценного образования для детей всех россиян независимо от их сословной принадлежности, так как «истинные сыны Отечества» должны быть и среди дворян, и среди крестьян, а для этого и те, и другие должны получать соответствующее воспитание и образование.

Радищев придавал большое значение правильно поставленному воспитанию. Целью воспитания считал формирование человека-гражданина, способного бороться за счастье своего народа. С его точки зрения, требуется не просто воспитание, а политическое воспитание человека, всесторонне подготовленного к переустройству общества на основе идеала справедливости. Радищев, мечтая о социально-политическом изменении общества, выдвигал задачу изменения положения человека в обществе, который воспитан на идеалах любви и добра и в результате должен сформироваться как высоко гражданская личность, которая готова служить на благо и процветание Отечества.

Воспитание, по мнению А.Н. Радищева, только тогда достигнет цели, если оно будет народным, общественным. Народ должен взять дело воспитания детей в свои руки и через широкую сеть школ учить все подрастающее поколение в духе интересов народа.

Просветитель стоял за такую организацию воспитания, которая способствовала бы развитию в ребенке общественных интересов, стремлений к общему благу. Подчеркивал, что в формировании полноценной личности большую роль играет активное участие воспитанника в борьбе со всем косным во имя лучшего будущего. Он утверждал, что характер человека формируется в его деятельности на общее благо, постоянным противодействием несправедливым законам, косным порядкам, интересам корыстных людей.

Индивидуалистической позиции личности Радищев противопоставил ее общественную направленность, пассивному отношению к воздействиям среды, обстоятельств — активность, противостояние, самостояние.

Не случайно в воспитательном идеале Радищева мужество и стойкость, верность убеждениям и служение обществу — святые понятия. Он утверждал идею бескорыстного служения Отечеству. В «Беседе о том, что есть сын отечества (или истинный патриот)» (1789) Радищев связывал честь и благородство человека с исполнением им общечеловеческих и отечественных законов.

 

Благородный патриот

Просветителю были свойственны такие идеи патриотического воспитания, как свободное развитие личности; тождество истинного человека и патриота (сына Отечества). Патриот должен был обладать определёнными личностными качествами (благочестие, благонравие, благородство); следовал добродетели как высшему нравственному принципу, а также исполнял правила общежития. Важной предпосылкой формирования патриотического самосознания личности является получение качественного образования на родном языке.

Государство обязано позаботиться о том, чтобы подрастающие поколения получили надлежащее воспитание, которое бы помогло развить силы ребенка и сделать его настоящим патриотом, истинным сыном Отечества. Главная цель власти – подготовить гражданина, защитника интересов народа, готового ради него на все. Первейшей обязанностью сына Отечества он считал верное и бескорыстное служение народу.

Основной задачей общественного воспитания является воспитание человека-патриота высокой нравственности, любящего больше всего свою Родину, отдающего всего себя борьбе за благо народа. «Сын Отечества» обладает всеми данными для разумной и полезной жизни в обществе: ум, здоровье, твердая воля, благородный характер, готовность к полезному труду.

Выдвигая задачу формирования «Сына Отечества», Радищев требовал воспитания истинного патриота, не жалеющего своей жизни в том случае, если эта жертва «принесет крепость и славу Отечеству».

По убеждению мыслителя, если отнять у человека любовь к чести, он будет не в состоянии преодолеть препятствия, стоящие на его пути к совершенствованию. Из любви к чести вытекают три главных качества патриота, выделяемые Радищевым.

Во-первых, благочестие, которое понимается как честное, бескорыстное выполнение своего долга перед Родиной.

Во-вторых, благонравие, для патриота характерны скромность, любовь к соотечественникам, которым он помогает, подаёт благие наставления и советы, самопожертвование ради блага Отечества.

В-третьих, благородство, которое проявляется в чувстве сопричастности к судьбе родной страны, в следовании этому чувству во всех своих поступках. Благородство не даётся от рождения, оно проявляется в благородных поступках.

 

«Гении из мужиков»

Радищев призывал считаться с природными особенностями детей, хотя подчеркивал, что главное в формировании человека не его природные данные, а обстоятельства жизни. В «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев нарисовал тяжелую картину страданий крестьянских детей. Он показал, как притупляются жизнерадостность, общительность, свойственные крестьянским детям.

Мыслитель указывал, что существующий строй препятствует духовному развитию крестьянских детей, глушит их природные способности, сообразительность, требовал воспитания для всех детей вне зависимости от их сословного положения и считал, что одним «из величайших пунктов конституции государства является воспитание, как общественное, так и частное».

Вслед за Ломоносовым Радищев утверждал веру в творческие силы народа – «гении из мужиков», убеждая в том, что крестьяне, по уму, нравственному здоровью, чувству собственного достоинства, способности противостоять невзгодам и лишениям зачастую превосходят своих господ.

 

Обучение на родном языке

Под воспитанием А.Н.Радищев понимал стремление народа к сохранению всего оригинального, самобытного, национального, а также совершенствование в общественно-экономической и культурной жизни. Он высоко ценил такие достоинства личности, как твёрдость, неутомимость и настойчивость в исполнении обязанностей, что резко отличает «народ российский, к величию и славе рождённый!».

Просветитель-патриот настаивал на том, чтобы отечественный язык стал языком науки и образования. Новое воспитание, по просветителю, должно быть доступно для каждого ребенка независимо от происхождения и осуществляться на родном языке.

В борьбе за осуществление программы просвещения Александр Николаевич выступал как истинный патриот. Он вел активную борьбу с преклонением русского дворянства перед иностранщиной и показал, что успех обучения так же, как и развитие отечественной культуры и науки, стоит в прямой зависимости от введения преподавания в училищах и школах на родном языке.

Вместе со всеми передовыми людьми своего времени он решительно настаивал на том, чтобы отечественный язык стал языком науки и образования. Реформа школы, по Радищеву, должна состоять в том, чтобы во всех типах учебных заведений ввести преподавание на родном языке. Программы школьных дисциплин должны основываться на следующих положениях:

  • обеспечивать разностороннее образование юношеству;
  • давать знания, полезные в жизни;
  • ведущее место в обучении должно занимать изучение родного языка;
  • осуществлять умственное, физическое, трудовое, нравственное и эстетическое воспитание учащихся.

Родной язык, а не латинский, французский или немецкий должен быть источником знания, языком обучения и средством воспитания истинного сына Отечества. Общественное, правильно организованное воспитание поднимает человека до степени совершенства. Он считал, что преподавание на родном языке обеспечит общедоступность и лёгкость образования молодого поколения: «Учение всем бы было понятнее; просвещение доходило бы до всех поспешнее и одним поколениям позже за одного латинщика нашлось бы двести человек просвещённых».

Настаивая на необходимости прививать детям истинную любовь к родине, к народу, А.Н. Радищев решительно выступал против свойственного дворянам пренебрежительного отношения к отечественной культуре, против их чрезмерного увлечения французским языком. Он считал, что истинный патриот должен в совершенстве знать родной язык, что честь и достоинство настоящего гражданина требуют от него решительной борьбы с теми, кто не верит в силы своего народа.

 

Трудовая закалка

Наряду с патриотическим, умственным и физическим воспитанием, А.Н. Радищев рассматривал как необходимую сторону воспитания – трудовое воспитание. Он рекомендовал так строить воспитание юношества, чтобы оно приобретало необходимые трудовые навыки, чтобы у него воспитывались любовь и привычки к труду, которые противопоставляются праздности и изнеженности. Радищев считал, что воспитывать у молодёжи нравственные качества необходимо не только путём образования, но и упражнениями в трудолюбии, непосредственным участием в трудовых делах.

Программы обучения должны предусматривать изучение основных ремёсел и сельскохозяйственного труда. Самоотверженный труд на благо общества является решающим фактором нравственного совершенствования человека, формирует высокие нравственные качества. Вместе с тем он правомерно указывал, что воспитание трудолюбия, честности, правдивости, человеческого достоинства и других высоких моральных качеств личности полностью возможно осуществить лишь в новом обществе.

 

Общественно семейное воспитание

Рассматривая вопросы семейного воспитания, Радищев указывал, что взаимоотношения родителей с детьми не их частное, а глубоко общественное дело. Он считал воспитание детей в семье основной общественной обязанностью родителей, выполнением их гражданского долга перед государством. Лучшими воспитателями детей являются их родители, они обязаны сами вырастить и воспитать сына, не доверять воспитание «наёмным наставникам».

Радищев выступал против слепого подчинения детей воле родителей. В отношениях между родителями и детьми не должно быть деспотизма. Просветитель-гуманист считал, что основанием союза между родителями и детьми должны быть взаимные чувства, любовь, отношения родителей к детям должны быть основаны на глубоком уважении, любви, разумной требовательности. Именно отец с любовью и старанием, терпеливо и настойчиво может и должен воспитать физически здорового, трудолюбивого человека с высокими моральными качествами.

 

«Бунтовщик хуже Пугачева!»

В мае 1790 года Радищев дописал и в июне издал анонимно в своей специально для этого созданной домашней типографии самое знаменитое произведение — книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он подражал суровому и страстному стилю Николая Новикова. Крылатой фразой стал эпиграф «Путешествия» — неточная цитата из «Телемахиды» Василия Тредиаковского об адском страже, псе Цербере: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Многие современники посчитали, что с «чудищем» Радищев сравнивал крепостное право.

В произведении не только резко осуждается крепостное право, но и содержится прямой призыв к свержению монархии и утверждению республиканской формы правления. Книга стала быстро раскупаться. Спустя две-три недели после ее выхода о ней уже говорил весь Петербург: произведение читали и перечитывали, передавали из рук в руки и неустанно обсуждали.

Смелые рассуждения Радищева о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самой императрицы. Экземпляр с выделенными наиболее ударными местами ей на стол положил поэт Гавриил Державин. Хотя книга была издана с разрешения установленной цензуры, против автора было поднято преследование.

Сохранился экземпляр книги, попавший на стол к Екатерине, которую она исчеркала своими замечаниями. Императрица, определяя Радищеву суровую меру наказания за свободомыслие и запрещая его сочинения, охарактеризовала автора: «Бунтовщик хуже Пугачева!». Хуже потому, что, по словам самого Радищева, пугачевское выступление показало «в невежестве своем паче веселие мщения, нежели пользу сотрясения уз», а автор «Путешествия» как раз идейно сотрясал сами «узы», основы самодержавной монархии, сословного строя и крепостничества.

Книга была конфискована, сожжена и до 1864 г. относились к «потаенной литературе». Правительство Екатерины II приняло все меры к тому, чтобы скрыть от общества произведения Радищева, но они тайно распространялись в рукописях.

Вечером 30 июня 1790 года к Радищеву домой явилась полиция. Его арестовали и заключили в Петропавловскую крепость. В середине июля дело поступило на суд Петербургской уголовной палаты. Прямо во время заседания зачитывали «доказательства» — цитаты из крамольной книги.

«Путешествие из Петербурга в Москву» обвинители назвали книгой, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный и умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвесть в народе негодование противу начальников и начальства и, наконец, оскорбительными, неистовыми изражениями противу сана и власти царской». 24 июля 1790 года Александру Радищеву был вынесен приговор: смертная казнь.

4 сентября 1790 года состоялся именной указ императрицы, который признавал Радищева виновным «в преступлении присяги и должности подданного изданием книги». Отмечалось, что вина писателя такова, что он вполне заслуживает смертную казнь, к которой приговорён судом. Александр Николаевич смиренно попросил прощения у Екатерины, публично отрекшись от своей книги. И как писала императрица, «по милосердию и для всеобщей радости» казнь была заменена ему лишением чинов и дворянства и десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог (Иркутская губерния), где он как единственный образованный человек в округе стал местным врачом и спас немало жизней.

Путь Радищева в Сибирь занял больше года: от Петербурга до Илимска он ехал 480 дней, преодолев 6788 верст. По дороге в сибирскую ссылку Радищев, с которым обращались как с обычным каторжником, заковав в кандалы на лодыжках, размышляя о себе и своей судьбе, начертал такие строки: «Ты хочешь знать: кто я, что я, куда я еду? Я тот же, что и был и буду весь мой век».

В остроге Радищев продолжал писать философские труды о государственном устройстве и создал проект «Гражданского уложения», полный идей об отмене крепостного права. В ссылке он создал ряд экономических и исторических трудов, поэтические произведения. Он работал над «Сокращенным повествованием о приобретении Сибири» по истории региона, изучал философию, создал оригинальный философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии», где размышлял о спорах материалистов и идеалистов, захвативших умы мыслителей конца XVIII века.

 

«Потомство отомстит за меня»

Вскоре после воцарения Павла I, стремившегося отменить как можно больше решений своей матери — Екатерины II, Радищев в 1797 году был переведён под надзор полиции в одно из имений отца в Калужской губернии. В деревне он продолжал писать и создал экономический трактат «Описание моего владения», где пытался доказать необходимость и выгоду освобождения крепостных крестьян.

Когда императором России стал Александр I, Радищев был амнистирован и получил полную свободу. Был вызван в Петербург и определен на службу в Комиссию составления законов. Он работал над конституционным проектом, озаглавленным «Всемилостивейшая жалованная грамота», что стало реализацией целей всей его жизни. В юридических трудах и законодательных проектах он проводил прежние идеи, требуя уничтожения крепостного права и сословных привилегий, призывая положить конец ограничениям личной свободы.

Литератор вновь был тотально недоволен властью — и опять стал писать об этом. Он начал и не закончил две поэмы: «Песни древние» и «Песнь историческая». Они были основаны на римской истории, но довольно точно описывали и современные писателю события — последний дворцовый переворот, гибель Павла I, приход к власти Александра I: «Вождь падет, лицо сменится, Но ярем, ярем пребудет».

Существует предание об обстоятельствах самоубийства Радищева: он составил проект либерального уложения, в котором призывал к равенству всех перед законом, свободе печати и т.д. Председатель комиссии граф П.В. Завадовский сделал ему строгое внушение за его образ мыслей, сурово напомнив о прежних увлечениях и даже упомянув о Сибири («Эх, Александр Николаевич, охота тебе пустословить по-прежнему, или мало тебе Сибири?»). (12) 24 сентября 1802 года – в ответ на угрозу новой ссылки, реализуя мысль о праве человека на самоубийство как форму протеста, Радищев покончил жизнь самоубийством, приняв яд. Незадолго до смерти он написал: «Потомство отомстит за меня».

Однако в документах о захоронении говорится о его естественной смерти – так, в ведомости церкви Волковского кладбища в Петербурге в числе погребенных указан «коллегский советник Александр Радищев; пятидесяти трёх лет, умер чахоткою». Есть и другие версии его смерти (случайное отравление «царской водкой»).

И.М. Борн в речи к Обществу любителей изящного, произнесённой в сентябре 1802 года и посвящённой смерти Радищева, сказал: «Он любил истину и добродетель. Пламенное его человеколюбие жаждало озарить всех своих собратий сим немерцающим лучом вечности».

Могила Радищева до настоящего времени не сохранилась. Предполагается, что его тело было захоронено вблизи Воскресенской церкви, на стене которой в 1987 году установлена памятная доска: «Здесь, на территории Волкова кладбища, в 1802 году был погребен писатель-революционер Александр Радищев».

В заключение приведем портрет Александра Николаевича, живо сделанный его сыном «Он был среднего роста и в молодости был очень хорош, имел прекрасные карие глаза, очень выразительные, был пристрастен к женскому полу. Он был нрава прямого и пылкого, умел сносить горести со стоической твердостью, чужд был лести, был в дружбе непоколебим, забывал скоро оскорбления, обхождение его было простое и приятное. Замечали, что он более отвечал на вопросы, нежели сам начинал говорить, но, когда представлялся случай, он мог воспламениться, говорил сильно и занимательно; впрочем, мало занимаясь тем, что вне его, он был как бы сосредоточен в самом себе как человек, занятый предметом, им овладевшим. Он ненавидел ложь и обман, пьянство и картежную игру. Он ходил на охоту с ружьем, но не одобрял псовую охоту. Дуэль была, по его мнению, смертоубийством и сумасшествием».

 

Пламенное человеколюбие

Александр Николаевич Радищев – личность исключительного мужества с развитым гражданским сознанием. Наверное, в некоторых своих утверждениях он излишне категоричен. В том же дворянском воспитании имелось немало поучительного. Может быть, слишком идеализировал «Сына Отечества». Но в главном был прав: народ должен уметь защитить себя и свое право на образование.

Радищев стоял в ряду лучших мыслителей своего времени. Его идеи оказали значительное воздействие на все последующие поколения революционеров, на русскую поэзию и развитие реализма в литературе. На допросах декабристов на вопрос «с какого времени и откуда они заимствовали первые вольнодумческие мысли» многие называли имя Радищева. А.И. Герцен ставил его в число «наших святых, наших пророков, наших первых сеятелей, первых борцов».

Просветитель оказал несомненное влияние и на зарубежную общественную мысль конца XVIII века. Бюст Радищева был выставлен в Париже в период Великой французской революции. Его «Путешествие из Петербурга в Москву» в рукописном виде распространялось среди деятелей французского Конвента. Эта книга была переведена в Лейпциге на немецкий язык.

Идеи Радищева вошли в золотой фонд отечественной педагогики, были развиты выдающимися педагогическими мыслителями и общественными деятелями XIX века Белинским, Герценом, Чернышевским, Добролюбовым.

 

Астероид Радищев

13 июля 1984 года в честь А.Н. Радищева дали название астероиду, открытому в Крымской астрофизической обсерватории, ему было присвоено наименование 2833 Radishchev.

В честь Радищева в Москве были названы улицы Верхняя и Нижняя Радищевская. На Верхней Радищевской улице писателю был установлен памятник. Во многих городах СССР имени Радищева удостоились улицы, переулки, бульвары и поселения, например такие, как село Радищево (Ульяновская область).

В Санкт-Петербурге на здании по адресу улица Марата, дом 14 установлена памятная доска с текстом: «В этом доме с 1775 по 1790 год жил выдающийся революционер Александр Николаевич Радищев. Здесь он напечатал в собственной типографии книгу „Путешествие из Петербурга в Москву“».

В память следования Радищева в сибирскую ссылку и возвращения из ссылки в 1952 году был установлен обелиск в селе Артын Муромцевского района Омской области. В 1967 году обелиск был также установлен в селе Фирстово Большеуковского района Омской области, в котором писатель побывал в 1790 году. В честь проезда А.Н. Радищева была переименована одна из деревень, получившая название деревня Радищево Нижнеомского района Омской области. В 1991 году памяти А.Н. Радищева был установлен обелиск в Усть-Илимске Иркутской области.

В Саратове именем писателя был назван музей — Государственный художественный музей имени Радищева и перед фасадом главного здания установлен его бюст. В городах Малоярославце и Кузнецке проходят ежегодные Радищевские чтения.

Михаил Богуславский, Главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»