«Земский» учитель получит миллион рублей подъемных

Категории: Новости

С 2020 года в России стартует федеральная программа «Земский учитель», инициатором создания которой стал президент Владимир Путин.

В Послании Федеральному Собранию в конце февраля 2019 года он предложил разработать программу «Земский учитель» (по аналогии с уже действующей программой «Земский доктор»), которая должна появиться до 1 декабря.

Основные ее параметры уже известны — педагоги, которые отправятся на работу в сельскую местность или небольшие города (до 50 тысяч жителей), получат подъемными миллион рублей от государства, но будут обязаны отработать от трех до пяти лет. На поддержку сельских учителей направлены и несколько недавно принятых законов и рассматриваемых Госдумой законодательных инициатив.

На селе ждут педагогов
Испокон веков профессия педагога — одна из самых уважаемых и почитаемых. Особенно важна роль учителя в сельской местности. Недаром ведь считается, что село живет и развивается до тех пор, пока в нем есть школа и больница. В последние годы в нашей стране немало делается для поддержки сельских педагогов. Сегодня в России работает 42 тысячи школ, 26 тысяч из которых расположены в сельской местности и малых городах. Если в 90-х — начале 2000-х годов сельские школы повально закрывали из-за недофинансирования, то сегодня Минпросвещения, наоборот, старается сохранить каждое образовательное учреждение, пока в нем учится хотя бы один ребенок.

Постепенно решаются и другие проблемы, характерные для школ, расположенных в малых населенных пунктах. В стране запущен и успешно реализуется проект строительства и реконструкции школ, причем в первую очередь — сельских. Согласно ему, до 2024 года будет создано 25 тысяч новых учебных мест, соответствующих федеральным стандартам.
Одной из важнейших на сегодня проблем остается дефицит педагогов на селе, который, по данным Минпросвещения, составляет 12 тысяч человек. Проблема с нехваткой учителей в деревнях и селах до сих пор стоит очень остро из-за того, что после введения новой системы оплаты труда с сельских учителей сняли 25-процентную надбавку. Это и привело к значительному оттоку педагогических кадров из села. Кроме того, выпускники педагогических вузов по-прежнему не стремятся ехать в глубинку. И их можно понять, ведь в городе и зарплата выше, и инфраструктура развита лучше. В результате оставшимся в деревнях и поселках педагогам приходится работать по две ставки и преподавать предметы не по своей специальности.

«Человек должен иметь право получить качественное образование независимо от того, в какой местности он живет, каков достаток его семьи. И мы обязательно этого добьемся», — сформулировала одну из важнейших задач в сфере социальной политики спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, выступая на Международном образовательном форуме в Санкт-Петербурге.

Для того чтобы обеспечить малокомплектные школы профессиональными кадрами, с 2020 года в России и стартует федеральная программа «Земский учитель». При разработке документа в кабмине учли опыт программы по привлечению на село медработников. Для «земских» врачей на старте программы ввели возрастной ценз, но потом от него отказались, расширив количество участников. Возраст «земских» педагогов Правительство вначале ограничило 35 годами, но затем подняло планку до 55 лет.

Как пояснила замглавы Комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова, максимальный возраст участников программы был изменен с учетом предложений регионов. «Сначала максимальный возраст претендента для участия в программе был установлен до 35 лет (в некоторых особо кризисных регионах планка по возрасту была поднята до 40 лет. — Прим. ред.). Возрастные ограничения федеральной программы «Земский учитель» установлены были с целью привлечения молодых специалистов после окончания учебного заведения, а также молодых педагогов с определенным опытом и наработками», — напомнила она.
Позже, учитывая предложения, поступившие из регионов, было решено поднять возрастную планку, так как на федеральном уровне возрастной ценз учителей, претендующих на единовременные компенсационные выплаты, составляет 55 лет. «Очень важно, что программа коснется не только молодых специалистов, но и опытных преподавателей», — отметила Лариса Тутова.

По мнению председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилии Гумеровой, повышение возрастного ценза для участников программы позволит привлечь квалифицированных специалистов, которые осознанно решили приехать в село и работать в школе. «Учитель и врач на селе — не просто специалисты, которые ведут прием и дают уроки, это — центр притяжения социальных проектов и общественных идей», — подчеркнула сенатор.

Подъемные освободят от налогов
Еще один закон, напрямую касающийся участников программы «Земский учитель», Госдума уже приняла в окончательном чтении в начале осенней сессии. Поправки в Налоговый кодекс выводят из-под обложения НДФЛ единовременные компенсации по программе «Земский учитель», которые с 2020 года начнут получать преподаватели, отправляющиеся работать в сельскую местность. О необходимости ввести налоговые льготы для «земских» врачей и учителей президент сказал в своем Послании Федеральному Собранию.

«Выплаты переехавшим в села врачам по программе «Земский доктор» в реальности составляют не один миллион рублей и 500 тысяч рублей, а заметно меньше — с них удерживается НДФЛ», — заявил Владимир Путин и предложил либо предусмотреть налог в составе выплат, либо освободить эти выплаты от налога.

Уже в сентябре оперативно внесенный Правительством закон был принят нижней палатой парламента. Эта мера «позволит привлечь в сельскую местность новых специалистов и повысить качество образования на территории всей страны», отметил ее значение спикер Госдумы Вячеслав Володин.

«Из 1834 населенных пунктов Дальнего Востока 1614 — это те, где проживают пять и менее тысяч человек. А расстояния между городами и поселками порой достигают сотен километров. Нужно обязательно учитывать эту специфику», — сказал Путин. Чтобы мотивировать учителей и врачей работать в небольших населенных пунктах региона, по мнению главы государства, необходимы эксклюзивные меры — к примеру, увеличить для Дальнего Востока выплаты по программам по сравнению с существующими сегодня по стране в два раза.

Директорам и завучам сельских школ предоставят льготы
В осеннюю сессию депутаты планируют рассмотреть еще одну правительственную инициативу, касающуюся социальной поддержки руководителей сельских школ и их заместителей. Сегодня работники образования, проживающие в селах и поселках городского типа (рабочих поселках), имеют право на компенсацию расходов на отопление, освещение и квартплату. При этом для работников федеральных образовательных учреждений аналогичные условия, размер и порядок компенсаций определяет федеральное Правительство, а для региональных и муниципальных организаций — субъекты.

«По закону руководители образовательных учреждений и их заместители имеют такие же социальные гарантии, как и педагогические работники. Но на практике эта норма соблюдается далеко не всегда. Нередко органы государственной власти субъектов не могут принять решения по социальным льготам своим руководителям образовательных учреждений и их заместителям», — подчеркивает необходимость внесения поправок Лариса Тутова. Правительственный законопроект, отметила она, устраняет эту коллизию.

После его принятия для федеральных учреждений порядок компенсации расходов на оказание социальной поддержки в отношении руководителей и заместителей руководителей прописывается постановлением Правительства, а для руководства региональных и муниципальных образовательных организаций — нормативными актами органов государственной власти субъектов Федерации.

Список льгот может быть расширен

Все эти инициативы, как считают парламентарии, помогут временно восполнить дефицит высококлассных специалистов в малокомплектных школах. Но для того чтобы удержать в сельской местности учителей более чем на три года, требуются дополнительные меры. Ведь по опыту программы «Земский доктор» многие ее участники вкладывают полученный миллион в ипотеку и на эти деньги покупают квартиру в городе, куда через три года и возвращаются.

«Если мы хотим не просто привлечь, но и закрепить учителей на селе, надо решать проблему с жильем именно в сельской местности. Нужно восстановить надбавки сельским учителям на уровне 25 процентов, также необходимо восстановить коммунальные льготы в полном объеме», — говорит первый зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.
А Лариса Тутова считает, что программу «Земский учитель» необходимо распространить на воспитателей детских садов и других педагогических работников. «Хочется верить, что в ближайшем будущем мы совместными усилиями с Министерством просвещения доработаем этот момент и восполним нехватку педагогических кадров в сельской местности», — отметила депутат.

В свою очередь, зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов предлагает учителей, врачей, всех социальных работников наделить статусом государственного служащего. По его мнению, учителям нужно предоставить социальные гарантии и дополнительные льготы при получении жилья — особенно это касается тех, кто проживает в сельской местности и малых городах. Кроме того, депутат считает целесообразным пересмотреть пенсионные коэффициенты для учителей и предоставить дополнительные льготы, связанные с отдыхом и проездом по России.

Не исключено, что к моменту окончательного утверждения программы «Земский учитель» некоторые из этих идей обретут облик законопроектов, и работать педагогом на селе будет почетно и престижно.