«Выпускник умеющий»: как подготовить школьника к взрослой жизни

«Что выгоднее — купить автомобиль с бензиновым или дизельным двигателем?», «Сколько метров ткани понадобиться на шторы в гостиную?», «Как рассчитать оптимальный набор продуктов для детского праздника?». Наша повседневная жизнь состоит из множества подобных бытовых задач. То, насколько эффективно человек умеет с ними справляется, влияет на его успешность в социуме. Но вот вопрос: когда, где и как формируется это умение? Современная педагогика дает однозначный ответ: основные подходы к решению бытовых задач нужно закладывать в школьные годы.

Новые времена — новая школа

Современное поколение учеников живет в насыщенном информационно-коммуникативном пространстве, и у него есть прямой доступ к практически любой информации. Образовательному процессу приходиться реагировать на перемены: не просто передавать знания, а формировать личность, которая способна применять их в различных сферах деятельности и социальных отношений.

Именно поэтому сегодня так много говорят о важности «функциональной грамотности» и «компетентностного подхода». Эти понятия составляют основу современной образовательной парадигмы.

Компетентностный подход к образованию предполагает, что в результате обучения у школьники приобретают необходимые общекультурные и профессиональные компетенции, а сам учебный процесс способствует самоопределению, социализации и развитию индивидуальности каждого ученика.

С учетом этого уже разрабатываются рабочие программы по предметам, перерабатываются задания ЕГЭ и ОГЭ. В ФГОС среди приоритетных направлений выделена задача научить школьников «использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач».

Ключевая составляющая компетентностного подхода — это обучение «функциональной грамотности». Выделяют несколько ее видов:

  • математическую грамотность;
  • читательскую грамотность;
  • естественнонаучную грамотность;
  • финансовую грамотность, и т. д.

Как учить новой грамотности

Формирование функциональной грамотности — это длительный и непрерывный процесс. Чтобы пятнадцатилетние школьники, получившие обязательное основное образование, обладали хорошим уровнем жизненных компетенций, требуется внедрять соответствующие методы уже в начальной школе.

Для развития функциональной грамотности лучше всего подходят нетипичные задания, которые предполагают решение реальных жизненных проблем. Они не похожи на задачи по закреплению предметных знаний и умений. Их отличает важное условие — обязательное наличие контекста («сюжета»).

Кроме контекста, в таких типах заданий должны быть четко определены:

  • предметная область, предмет, тема;
  • функциональная компетенция (читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, математическая грамотность и т. д.);
  • конкретные тренируемые умения;
  • уровень сложности и трудоемкость в минутах.

Например, в задаче «Выброс серной кислоты» для 8-9 классов необходимо оценить влияние кислотных дождей на здоровье людей и живые системы в случае аварии на предприятии. Для этого ученикам требуется подготовить оперативную (достоверную и фактическую) информацию о состоянии экологической среды. Так проверяются естественнонаучная и читательская виды грамотности.

C:\Users\iSony\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\200397700559_175051.jpg
Задача «Выброс серной кислоты»

В задаче «Амортизация производства» требуется рассчитать, насколько нужно увеличить стоимость чашки кофе, чтобы возместить расходы на покупку новой кофемашины. Ученикам предлагается несколько математических моделей амортизации оборудования — необходимо оценить, какая из них лучше подходит к данной ситуации. В этом задании дети учатся переводит математические формулы на бытовой язык, отрабатывая математическую грамотность.


Задача «Амортизация производства»

А в задании «Огород на космическом корабле» задача учеников — оптимизировать схему выращивания растений в «космическом огороде». Но так, чтобы достичь наивысших показателей по утилизации углекислого газа, выделению кислорода, а также максимально разнообразить рацион космонавтов свежими овощами. Это задача формирует естественнонаучную грамотность, в том числе, процедурное знание (какие процедуры надо соблюдать, чтобы исследование было качественным, а выводы — аргументированными).

C:\Users\iSony\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\200413400385_174249.jpg
Задача «Огород на космическом корабле»

Для оценки уровня функциональной грамотности существует международный сравнительный тест PISA, который раз в три года пишут 15-летние школьники из разных стран. Он не сравнивает учащихся и не оценивает работу учителя. Это мониторинговое исследование качества общего образования, которое дает представление о том, как мировые системы образования справляются с задачей научить детей применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Результаты Российской Федерации сопоставимы со средними данными по странам ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), а в отдельных исследованиях превосходят их.

Готовимся к PISA

В 2020 году Министерство образования Московской области, издательство цифрового контента «Физикон» и Академия социального управления Московской области запустили обучение учителей и серию тестирований для подготовки к PISA.

В проекте использовали цифровой тренажер онлайн-сервиса «Облако знаний». В основе этого цифрового продукта — 500 интерактивных заданий, сгруппированных в кластеры и распределенных по видам функциональной грамотности. Более 400 школ области активно использовали тренажер, в тестировании приняли участие более 7000 учеников.

C:\Users\iSony\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\200412900655_178298.jpg
Сегодня любой преподаватель Московской области может использовать цифровой тренажер в школе как факультативный курс для 6-9 классов, который легко интегрировать в учебный план.

Перед началом занятий учитель назначает входной тест и анализирует результаты. В классе педагог может обсудить материал из интерактивных презентаций и заданий курса, пригласить ученика выполнить задания у доски, дать тесты из тренажеров для самостоятельной работы, разобрать типичные ошибки. В конце курса у учителя есть возможность провести итоговый тест с последующим анализом результатов. А еще учитель-предметник может использовать отдельные элементы курса (в первую очередь, компетентностные задания) в рамках преподавания своей дисциплины — сервис «Облако знаний», на котором и размещен курс, также дает такую возможность. Педагоги из других регионов могут пользоваться сервисом на коммерческой основе.

Подробная информация о проекте по ссылке.


Источник