«Вынь палец изо рта!»: что надо знать о детских вредных привычках
Мы готовы провалиться сквозь землю, когда малыш в гостях начинает грызть ногти или ковырять в носу, и фраза «так делать нельзя» его не останавливает. Да и дома такое поведение, безусловно, не радует. Как отучить ребенка от вредных привычек? Рассказывает детский психолог.
Для начала определимся с терминологией. Словом «привычка» принято называть некое автоматическое повторяющееся действие, то, что внезапно появилось и закрепилось в поведении. Например, малыш ни с того ни с сего начинает шмыгать носом: он не делает это постоянно, только в какой-то определенной ситуации. Например, когда волнуется.
Вредными же считаются привычки, из-за которых ребенок может навредить физически себе или окружающим. Как тогда понимать безобидное сосание пальца? Ведь это может повлиять на прикус, но в целом не скажется на жизни и здоровье малыша…
Формально это и правда не считается вредной привычкой. Другое дело, что любое действие, которое попадает под категорию навязчивого поведения, требует внимания. Неважно, вредное оно или нет, — это сигнал, что у ребенка не закрыта какая-то потребность: он не смог удовлетворить ее, и это трансформировалось в привычку. И нужно выяснить, в чем конкретно он нуждается, чтобы помочь ему от этой привычки избавиться.
Как дети приобретают вредные привычки
Причинами появления дурных привычек могут быть:
- Дефицит внимания. Он мог возникнуть, например, если родители решили приучить малыша засыпать в одиночестве и спать отдельно.
- Недостаточное проявление родительской заботы — в случае, когда ребенок часто остается один или ему редко уделяют время.
- Слишком жесткий или, наоборот, тревожно-мнительный стиль воспитания.
- Стрессовая ситуация — развод родителей, переезд семьи, первое время в детском садике или школе.
Самые распространенные паттерны поведения формируются у детей для того, чтобы они могли как-то себя успокоить, справиться с одиночеством или отвлечься от страхов. Именно поэтому ребенок может начать сосать палец или предметы своей одежды, грызть ногти, накручивать волосы на пальцы.
Сигналом, что малышу нужна помощь, могут быть и не совсем очевидные привычки. К примеру, если ребенок отказывается идти на прогулку, пока не пересчитает свои игрушки, или каждый день перед уходом в школу по нескольку раз проверяет портфель.
Это маркеры тревоги, на которые стоит обратить внимание. Также как и на привычку обманывать, нецензурно выражаться, ябедничать или брать чужие вещи. В общем, на все то, что окружающие зачастую списывают на недостаток воспитания.
Как избавиться от вредной привычки?
У каждого паттерна поведения, помимо внешнего его проявления, есть корни. Не выяснив, откуда он «вырос», избавиться от него невозможно. Так, если намазать пальцы ребенка чем-то горьким, то он все равно продолжит грызть ногти. Даже доверительная беседа может быть неэффективной: хотя родителям кажется, что ребенок откажется от привычки после объяснения «так делать нельзя», этого не происходит.
Необходимо наблюдать за ребенком, чтобы понять, в каких ситуациях привычка дает о себе знать чаще всего, и проанализировать, с чем эта реакция может быть связана. Какое событие предшествовало появлению и закреплению повторяющихся действий? Но это лишь первый этап.
Второй — понять, какую потребность эта привычка маскирует, в чем ребенок действительно нуждается. И найти адекватный способ это удовлетворить. Это не всегда очевидно, потому борьба с вредными привычками требует помощи детского психолога.
Вредные советы для борьбы с вредными привычками
Даже при работе с психологом не стоит рассчитывать на то, что привычка уйдет моментально, — она могла формироваться несколько лет. Наберитесь терпения и встаньте на место ребенка.
Наверняка вы хоть раз в жизни боролись с какой-то вредной привычкой. Вспомните, легко ли вам было? Что вы чувствовали, когда окружающие делали вам замечания со словами «ты опять за свое»?
Излишнее давление может усугубить проблему, поэтому категорически нельзя:
- кричать на ребенка и читать ему нотации;
- наказывать ребенка физически — когда вы шлепаете его по рукам или губам за то, что он взял палец в рот;
- наказывать «лишениями» — отбирать смартфон или не отпускать в поездку с классом на экскурсию;
- пугать страшными небылицами — якобы если он будет ковырять в носу, то у него появятся две большие дырки вместо двух маленьких или отвалятся пальцы;
- стыдить ребенка, используя фразы «Посмотрите, какой невоспитанный малыш!» или сравнивая его с другими, «идеальными» детьми.
Строгое внушение может конкретно сейчас остановить навязчивое действие, но долгосрочного эффекта не окажет. Скорее всего, подобные слова только усилят внимание ребенка к вредной привычке и увеличат его нервозность. А если вы будете бороться так постоянно, то простая привычка легко перерастет в навязчивость.
Конструктивное решение — перевод замечаний в игровую форму. Можно придумать условный сигнал, который для вас обоих будет означать «Эй, ты опять за свое». Лучше, чтобы это было что-то веселое.
Например, ребенок снова начал грызть ногти, а вместо нотаций из разряда «Ну сколько можно тебе говорить» слышит смешное слово «Чукачамра». Это не будет вызывать у малыша негативных эмоций и поможет ему постепенно избавиться от привычки.