«В гости к Весне»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада

Ольга Борисовна БАЗАРОВА, старший воспитатель МБДОУ ДСКВ № 30, г.Ейск, Краснодарский край

 

Цель: стимулировать у детей желание познавать окружающий мир.

Программные задачи:

  • продолжать учить детей различать признаки времен года, весенних месяцев;
  • продолжать развивать речь, расширять словарь;
  • воспитывать потребность у детей в общении с природой, продолжать формировать умение правильно вести себя на лоне природы.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, развитие общения, игровая.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация «В гости к Весне», посылка, письмо, волшебная палочка, аудиозаписи «Птичьи голоса», «Поезд».

Предварительная работа: заучивание стихотворений, пословиц, народных примет о весне, рассматривание иллюстраций с изображением природы весной, беседы и наблюдения за пробуждением природы на прогулке (насекомых, первоцветов, перелетных птиц).

 

Ход занятия:

1 этап. Способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.

Воспитатель: Друзья, сегодня в детский сад почтальон принес посылку для нашей группы. Вам интересно, что там? Всем интересно, ребята?

Дети: Да, интересно, давайте посмотрим, откроем посылку.

Воспитатель: Согласна с вами, ребята.

(Открывает посылку, достает письмо и волшебную палочку. Читает письмо детям)

«Дорогие ребята! Это волшебная палочка, ее потеряла Весна. Карабас-Барабас нашел ее и спрятал у себя в кукольном театре. Я взял волшебную палочку, хотел отнести её Весне, но меня увидел Карабас-Барабас, погнался за мной. Он не хочет, чтобы Весна настала. Мне нужна помощь, помогите разбудить весенние месяцы и вернуть Весне волшебную палочку. Буратино.»

— Ну что, ребята, поможем Буратино?

Дети: Да, поможем, согласны.

 

2 этап. Способствуем планированию детьми их деятельности

Воспитатель: Подумайте, ребята, как мы можем найти Весну?

Дети: Отправиться к ней в гости.

Воспитатель: Что нам для этого понадобится?

(Предполагаемые ответы детей: машина, самолет, поезд. Если дети затрудняются, воспитатель говорит: транспорт.)

— Что будете сначала делать?

Дети: Разбудим весенние месяцы.

Воспитатель: А потом?

Дети: Найдем Весну, вернем волшебную палочку.

Воспитатель: Все всё запомнили?

Дети: Да.

 

3 этап. Способствуем реализации детского замысла

Воспитатель: Какой выбрали транспорт, чтобы отправиться в гости?

Дети: Поезд.

Воспитатель: Ребята, все согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Отлично! Тогда все дружно «делаем» поезд и трогаемся.

(Включается аудиозапись «Поезд», дети изображают поезд: выстраиваются друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего ребенка.)

Воспитатель: Кажется, мы прибыли… Интересно, куда?

(Звучит аудиозапись, на экране появляется изображение весеннего месяца «Март».)

Март: Что вы делаете в моих владениях?

Дети: Мы пришли Вас разбудить. Весна давно настала бы, если бы Вы так долго не спали.

Март: Спасибо, друзья, что разбудили меня. Предлагаю вам отгадать загадки.

Висит желтая тарелка на небе.

Всем дарит тепло.

Дети: Солнце.

Воспитатель: Опишите, дети, какое солнце весной?

Дети: Ласковое, теплое, яркое, золотое, блестящее.

Воспитатель: А вы знаете родственные слова к слову «солнце»?

Дети: Солнышко, солнечный, подсолнух.

 

Игра «Разложи их по порядку»

Воспитатель: Перед вами картинки (солнышко, проталина, травка, почки, насекомые, птицы). В какой последовательности солнышко весной будит природу? Разложите картинки по порядку.

Дети (обобщают): Солнышко пригреет – снежок растает – появится проталина – затем первая травка – набухнут почки — вылезут насекомые – прилетят птицы.

Воспитатель: Разбудили месяц «Март». Отправляемся дальше?

Дети: Да!

Воспитатель: Все дружно садимся в поезд и двигаемся в путь.

(Включается аудиозапись «Поезд», дети выстраиваются друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего ребенка.)

— Кажется, мы прибыли… Интересно, куда?

(Звучит аудиозапись, на экране появляется изображение весеннего месяца «Апрель».)

Апрель: Кто вы такие, и зачем вы приехали в мои владения?

Дети: Мы приехали, чтобы разбудить Вас. Потому что весна давно настала, а вы, весенние месяцы, все спите.

Апрель: Спасибо вам, ребята, что разбудили меня. Предлагаю вам задание, слушайте внимательно.

В апрельские владения очень много птиц прилетело. Какие это птицы? (Птицы изображены на картинке).

Дети: Перелетные.

(Включается аудиозапись «Птичьи голоса»)

Апрель: Голоса каких птиц вы узнали, назовите их?

Дети: Грач, кукушка, скворец, ласточка, соловей.

Воспитатель: Дети, как птицы помогают людям?

Дети: Птицы уничтожают очень много вредных насекомых, охраняют наши сады и парки.

Воспитатель: Верно. А как люди помогают весной птицам?

Дети: Делают для них скворечники.

Воспитатель: Отлично! Посмотрите, ребята, на экран. (На слайде: берлога, река, медведь, льдинка). Кто знает, когда медведи выходят из берлоги?

Дети: Когда на реках пройдет ледоход.

Воспитатель: Замечательно! Следующее задание. Кто знает, что делает весной зайчик?

Дети: Заяц меняет шубку.

Воспитатель: Правильно! Я думаю, играть вам нравится. Посмотрите (слайд с изображением белки). Кто знает, белка-мама какая? Кто может рассказать?

Дети: Белка заботливая мать, она кормит своих бельчат молоком и прячет их в дупле от врагов.

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите теперь на эти картинки. (Луна, жуки, еж, пенек). Составьте предложение.

Дети: Ночью ежик вылезает из своей норки под пеньком и отправляется искать себе еду — разных жуков.

Воспитатель: Разбудили месяц «Апрель». Отправляемся дальше в путь! Согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Все дружно садимся в поезд и пускаемся в дорогу.

(Включается аудиозапись «Поезд», дети выстраиваются друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего ребенка.)

— Кажется, мы прибыли… Интересно, куда?

(Звучит аудиозапись, на экране появляется изображение весеннего месяца «Май».)

Воспитатель: Ребята, подскажите, после какого месяца идет месяц май?

Дети: После апреля.

Воспитатель: Верно!

Май: Кто вы такие, и зачем вы приехали ко мне?

Дети: Мы приехали тебя разбудить, весна давно настала бы, если бы вы, весенние месяцы, так долго не спали.

Май: Спасибо вам, ребята, что разбудили меня. Предлагаю сыграть со мной в игру «Отгадай и назови». Посмотрите на картинки и назовите цветы. Если правильно назовете, вас ждет сюрприз.

Дети: Тюльпан, гвоздика, одуванчик, нарцисс, ландыш, подснежник.

Воспитатель: Молодцы! А вот и сюрприз! Если 3 раза одновременно хлопнуть в ладоши и топнуть, появится Весна.

(Дети три раза хлопают и три раза топают одновременно, и в этот же миг появляется Весна.

Звучит аудиозапись, на экране появляется изображение «Весны с волшебной палочкой».)

Весна: Друзья, спасибо вам, что помогли Буратино, разбудили весенние месяцы, а мне вернули волшебную палочку. За это я хочу отблагодарить вас. Закрывайте глаза. А когда откроете, вы окажетесь в детском саду. До свиданья.

Дети: До свиданья. Рады были помочь.

(Дети закрывают глаза, а когда открывают, оказываются в группе.)

 

4 этап. Способствуем проведению детской рефлексии

Воспитатель: Ну, вот мы и в детском саду. Ребята, напомните, пожалуйста, что мы сейчас с вами делали?

Дети: Будили весенние месяцы, помогали Буратино.

Воспитатель: Для чего мы это делали?

Дети: Мы возвращали волшебную палочку Весне, чтобы она могла разбудить природу.

Воспитатель: У нас получилось?

Дети: Получилось.

Воспитатель: Здорово! Очень рада, что у нас с вами все получилось. Друзья, я хочу поблагодарить вас за хорошую компанию. Вы все молодцы!

 

Список используемой литературы:

    1. Гаврючина Л.В Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие, Сфера, 2008 г.
    2. Давидчук А.Н. Обучение и игра. Мозаика- синтез. М.- 2004 г.
    3. Калиниченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. Айрис-пресс. М. – 2004 г.