«В гости к Весне»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада
Ольга Борисовна БАЗАРОВА, старший воспитатель МБДОУ ДСКВ № 30, г.Ейск, Краснодарский край
Цель: стимулировать у детей желание познавать окружающий мир.
Программные задачи:
- продолжать учить детей различать признаки времен года, весенних месяцев;
- продолжать развивать речь, расширять словарь;
- воспитывать потребность у детей в общении с природой, продолжать формировать умение правильно вести себя на лоне природы.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, развитие общения, игровая.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация «В гости к Весне», посылка, письмо, волшебная палочка, аудиозаписи «Птичьи голоса», «Поезд».
Предварительная работа: заучивание стихотворений, пословиц, народных примет о весне, рассматривание иллюстраций с изображением природы весной, беседы и наблюдения за пробуждением природы на прогулке (насекомых, первоцветов, перелетных птиц).
Ход занятия:
1 этап. Способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.
Воспитатель: Друзья, сегодня в детский сад почтальон принес посылку для нашей группы. Вам интересно, что там? Всем интересно, ребята?
Дети: Да, интересно, давайте посмотрим, откроем посылку.
Воспитатель: Согласна с вами, ребята.
(Открывает посылку, достает письмо и волшебную палочку. Читает письмо детям)
«Дорогие ребята! Это волшебная палочка, ее потеряла Весна. Карабас-Барабас нашел ее и спрятал у себя в кукольном театре. Я взял волшебную палочку, хотел отнести её Весне, но меня увидел Карабас-Барабас, погнался за мной. Он не хочет, чтобы Весна настала. Мне нужна помощь, помогите разбудить весенние месяцы и вернуть Весне волшебную палочку. Буратино.»
— Ну что, ребята, поможем Буратино?
Дети: Да, поможем, согласны.
2 этап. Способствуем планированию детьми их деятельности
Воспитатель: Подумайте, ребята, как мы можем найти Весну?
Дети: Отправиться к ней в гости.
Воспитатель: Что нам для этого понадобится?
(Предполагаемые ответы детей: машина, самолет, поезд. Если дети затрудняются, воспитатель говорит: транспорт.)
— Что будете сначала делать?
Дети: Разбудим весенние месяцы.
Воспитатель: А потом?
Дети: Найдем Весну, вернем волшебную палочку.
Воспитатель: Все всё запомнили?
Дети: Да.
3 этап. Способствуем реализации детского замысла
Воспитатель: Какой выбрали транспорт, чтобы отправиться в гости?
Дети: Поезд.
Воспитатель: Ребята, все согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Отлично! Тогда все дружно «делаем» поезд и трогаемся.
(Включается аудиозапись «Поезд», дети изображают поезд: выстраиваются друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего ребенка.)
Воспитатель: Кажется, мы прибыли… Интересно, куда?
(Звучит аудиозапись, на экране появляется изображение весеннего месяца «Март».)
Март: Что вы делаете в моих владениях?
Дети: Мы пришли Вас разбудить. Весна давно настала бы, если бы Вы так долго не спали.
Март: Спасибо, друзья, что разбудили меня. Предлагаю вам отгадать загадки.
Висит желтая тарелка на небе.
Всем дарит тепло.
Дети: Солнце.
Воспитатель: Опишите, дети, какое солнце весной?
Дети: Ласковое, теплое, яркое, золотое, блестящее.
Воспитатель: А вы знаете родственные слова к слову «солнце»?
Дети: Солнышко, солнечный, подсолнух.
Игра «Разложи их по порядку»
Воспитатель: Перед вами картинки (солнышко, проталина, травка, почки, насекомые, птицы). В какой последовательности солнышко весной будит природу? Разложите картинки по порядку.
Дети (обобщают): Солнышко пригреет – снежок растает – появится проталина – затем первая травка – набухнут почки — вылезут насекомые – прилетят птицы.
Воспитатель: Разбудили месяц «Март». Отправляемся дальше?
Дети: Да!
Воспитатель: Все дружно садимся в поезд и двигаемся в путь.
(Включается аудиозапись «Поезд», дети выстраиваются друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего ребенка.)
— Кажется, мы прибыли… Интересно, куда?
(Звучит аудиозапись, на экране появляется изображение весеннего месяца «Апрель».)
Апрель: Кто вы такие, и зачем вы приехали в мои владения?
Дети: Мы приехали, чтобы разбудить Вас. Потому что весна давно настала, а вы, весенние месяцы, все спите.
Апрель: Спасибо вам, ребята, что разбудили меня. Предлагаю вам задание, слушайте внимательно.
В апрельские владения очень много птиц прилетело. Какие это птицы? (Птицы изображены на картинке).
Дети: Перелетные.
(Включается аудиозапись «Птичьи голоса»)
Апрель: Голоса каких птиц вы узнали, назовите их?
Дети: Грач, кукушка, скворец, ласточка, соловей.
Воспитатель: Дети, как птицы помогают людям?
Дети: Птицы уничтожают очень много вредных насекомых, охраняют наши сады и парки.
Воспитатель: Верно. А как люди помогают весной птицам?
Дети: Делают для них скворечники.
Воспитатель: Отлично! Посмотрите, ребята, на экран. (На слайде: берлога, река, медведь, льдинка). Кто знает, когда медведи выходят из берлоги?
Дети: Когда на реках пройдет ледоход.
Воспитатель: Замечательно! Следующее задание. Кто знает, что делает весной зайчик?
Дети: Заяц меняет шубку.
Воспитатель: Правильно! Я думаю, играть вам нравится. Посмотрите (слайд с изображением белки). Кто знает, белка-мама какая? Кто может рассказать?
Дети: Белка заботливая мать, она кормит своих бельчат молоком и прячет их в дупле от врагов.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите теперь на эти картинки. (Луна, жуки, еж, пенек). Составьте предложение.
Дети: Ночью ежик вылезает из своей норки под пеньком и отправляется искать себе еду — разных жуков.
Воспитатель: Разбудили месяц «Апрель». Отправляемся дальше в путь! Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Все дружно садимся в поезд и пускаемся в дорогу.
(Включается аудиозапись «Поезд», дети выстраиваются друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего ребенка.)
— Кажется, мы прибыли… Интересно, куда?
(Звучит аудиозапись, на экране появляется изображение весеннего месяца «Май».)
Воспитатель: Ребята, подскажите, после какого месяца идет месяц май?
Дети: После апреля.
Воспитатель: Верно!
Май: Кто вы такие, и зачем вы приехали ко мне?
Дети: Мы приехали тебя разбудить, весна давно настала бы, если бы вы, весенние месяцы, так долго не спали.
Май: Спасибо вам, ребята, что разбудили меня. Предлагаю сыграть со мной в игру «Отгадай и назови». Посмотрите на картинки и назовите цветы. Если правильно назовете, вас ждет сюрприз.
Дети: Тюльпан, гвоздика, одуванчик, нарцисс, ландыш, подснежник.
Воспитатель: Молодцы! А вот и сюрприз! Если 3 раза одновременно хлопнуть в ладоши и топнуть, появится Весна.
(Дети три раза хлопают и три раза топают одновременно, и в этот же миг появляется Весна.
Звучит аудиозапись, на экране появляется изображение «Весны с волшебной палочкой».)
Весна: Друзья, спасибо вам, что помогли Буратино, разбудили весенние месяцы, а мне вернули волшебную палочку. За это я хочу отблагодарить вас. Закрывайте глаза. А когда откроете, вы окажетесь в детском саду. До свиданья.
Дети: До свиданья. Рады были помочь.
(Дети закрывают глаза, а когда открывают, оказываются в группе.)
4 этап. Способствуем проведению детской рефлексии
Воспитатель: Ну, вот мы и в детском саду. Ребята, напомните, пожалуйста, что мы сейчас с вами делали?
Дети: Будили весенние месяцы, помогали Буратино.
Воспитатель: Для чего мы это делали?
Дети: Мы возвращали волшебную палочку Весне, чтобы она могла разбудить природу.
Воспитатель: У нас получилось?
Дети: Получилось.
Воспитатель: Здорово! Очень рада, что у нас с вами все получилось. Друзья, я хочу поблагодарить вас за хорошую компанию. Вы все молодцы!
Список используемой литературы:
-
- Гаврючина Л.В Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие, Сфера, 2008 г.
- Давидчук А.Н. Обучение и игра. Мозаика- синтез. М.- 2004 г.
- Калиниченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. Айрис-пресс. М. – 2004 г.